logo
14-02-2013_20-49-25 / Учебник Бакланова Т

Глава 3. Художественное творчество народа в календарных праздниках и обрядах

С древних времен народное художественное творчество было синкретичным, то есть слитым с различными сферами и формами народной жизни. Особенно ярко и самобытно были представлены художественно-творческие элементы в тради­ционных народных календарных праздниках и обрядах, свя­занных с циклом земледельческих работ. В этих праздниках, сопровождавшихся пением, игрой на народных музыкальных инструментах, танцами и другими видами художественной деятельности, воплощалось в художественной форме миро­понимание и мироощущение народа.

Годовой цикл праздников и обрядов, главные из кото­рых совпадали с периодами солнцеворота (поворота солнца от зимы к лету и наоборот) и солнцестояния (самый длинный и самый короткий дни в году), символизировал круговорот сил природы и выражал преклонение человека перед их мо­гуществом.

Повторяющиеся циклы древнеславянских праздников были неразрывно связаны с циклом земледельческих работ. В них отражался древнеславянский культ природных явлений и стихий (солнца, дождя, ветра, Матери-сырой Земли, грозы и др.), от которых зависел урожай и само выживание людей в сложных природно-климатических условиях. Отсюда безус­ловное соблюдение обычаев и традиций, периодическая по­вторяемость устоявшихся условно-символических действий.

После принятия христианства на Рут в народных зем­ледельческих календарных праздниках проявилось смешение двух картин мира — языческой и христианской. Архаический земледельческий быт и соответствующее ему мировоззрение земледельца постепенно поддавались воздействию право­славного вероучения. В свою очередь, и христианство с при­сущей ему системой обрядов и представлений вынуждено было приспосабливаться к некоторым элементам народных верований. В результате православные и древнеславянские языческие земледельческие празднества образовали в народ­ной культуре некий синтез, а даты многих из них фактически совпали.

Вместе с тем, несмотря на соединение с христианскими праздниками, народные обряды сохранили общий аграрно - магический характер. В их основе по-прежнему оставались первобытная магия, разнообразные заклинания, нацеленные на предохранение от враждебной «нечистой» силы (магия профилактическая) и получение каких-либо ценностей: пло­дородия, урожая, богатства, благополучия (магия продуци­рующая).

Например, масленичный разгул, традиционно допус­каемая на празднике свобода поведения, ритуальная обильная пища, имеют прямое отношение к первобытной аграрной ма­гии. Разгул и пиршество в первобытной культуре не только являются выражением сытости и довольства, но и представ­ляют собой пример так называемой семильной магии: стрем­ления добиться желаемого явления его изображением. Мысль земледельца с самой ранней весны направлена на ожидание хорошего урожая, приплода скота и домашней птицы. Изо­бражая сытость, довольство, веселье, крестьянин стремился воздействовать на природу, добиться благополучия в хозяй­стве и жизни своей семьи.

В православных праздниках на первое место вышли духовные ценности, нравственное совершенствование через служение и единение с Богом.

Несмотря на различия в системах ценностей правосла­вия и древнеславянской веры в богов, олицетворяющих при­родные стихии, в народной жизни им удалось довольно-таки мирно уживаться.

Праздники народного календаря проходили в соответ­ствии с традициями и обычаями, в них существовало множе­ство обрядов и ритуалов.

Обычаи - этото, что принято («обычно») делать в той или иной ситуации, у того или иного народа.

Обрядэто совокупность утвердившихся в народе ус­ловно-символических действий, выражающих определенный магический смысл, связанных с отмечаемыми событиями жизни; это своеобразный коллективный акт, который строго определяется традицией, а также внешняя сторона религиоз­ной жизни и верований человека.

Ритуал —порядок совершения обряда, последова­тельность условно-символических действий, выражающих основную идею праздника, внешнее проявление верований человека.