Русские народные игры
В русском языке понятия «игра», «игрища» существуют очень давно. В Лаврентьевской летописи так говорится о славянских племенах (родимичей, вятичей, северян): «...братцы не бываху в них, на игрища метю сепы. С хотахуся на игреща, на плясанье и на вся бесовская игрища, и ту умыкаху жены себе».
Диапазон видов народных игр довольно широк: от хороводной или свадебной игры - «играть песню», «играть свадьбу» - до воспроизведения детьми или молодежью; а иногда и взрослыми бытовых сцен, например, охоты, войны, сельскохозяйственных работ. Известны детские игры: в прятки, ловитки, городки, лапту и многие другие.
В языческой Руси были распространены различные игрища, имевшие культовый, магический характер. Например, игрище «Ярило». Оно сопровождалось веселыми гуляньями с песнями, плясками, музыкой, хороводными играми, кулачными боями. Часто встречавшимся элементом таких игрищ было ряженье, в котором присутствует некий условный образ. На все время, пока длится игра, человек становится своего рода «заместителем» изображаемого им персонажа, от имени которого он действует в определенной вымышленной обстановке.
Существует множество классификаций игр. Первая попытка классифицировать детские игры была предпринята Каптеревым П.О. в работе «О детских играх и развлечениях». Он разделил их на две большие группы: игры, совершаемые с помощью одних органов тела без всяких орудий, и игры, совершаемые с помощью разнообразных орудий. К первой группе он относит: простые движения руками, ногами, головой, туловищем, сначала более или менее бессвязные и беспорядочные, а потом комбинированные и систематические:
беганье, прыганье, скаканье, танцы; ко второй группе: бросание вещей на пол, стучание по столу разными предметами, игра в прятки, бросание в цель, комканье бумаги, попытки рисовать и др.
Рассматривая игру как явление очень сложное, одновременно физическое и психическое, Каптерев П.О. отмечает, что с развитием психической жизни в детскую игру будут входить новые и новые элементы, игра не будет простым приятным движением или рядом движений, но выражением в движениях разнообразного психического содержания.
В конце XIX столетия Г.Виноградов, А.Терещенко, Е.Покровский, А.Гомм также пытаются систематизировать игры. Покровский Е. в своем труде «Детские игры» несмотря на разнородность выбора критериев разделяет их на:
а) игры с игрушками (погремушка, волчок, лошадка и т.д.),
б) игры с движениями (бег, прыганье, вращательные движения),
в) игры с различными орудиями (веревочкой, мячиком, палками),
г) игры домашние и зимние.
Как видим, он больше внимания обращал на подвижные игры, физические упражнения, придавая значение им в воспитании детей преимущественно физическом и мало останавливаясь на словесном творчестве детей, связанном с играми.
Г.С.Виноградов в первую очередь останавливается на играх формальных (т.е. играх традиционных), связанных со словесными формулами: прибаутками, песнями, приговорами чураньем. Так, например, игры физические, сопровождающиеся разными выкриками: «чураньем» (чур-чура! чур меня! и т.п.) и прибаутками. Они произносятся в разные моменты игры и регулируют направление ее, иногда выкрики эти заключают правила игры, иногда же это просто песенки, их ритм придает известную гармонию -движениям игры, есть игры с небольшими диалогами, большею частью в начале игры.
«Палочка - выручалочка» («палочка-воровочка»), игра, очень распространенная среди детей, — разновидность игры
в прятки. Овладевший палочкой вожак или кто-нибудь из играющих произносит приговорку и дает этим знать о себе спрятавшимся. Когда кладут палочку, говорят:
«Палочка пришла.
Никого не нашла,
Кого первого найдет,
Тот за палочкой пойдет»
Несколько иначе подходит к систематизации игр А.Гомм. Она все игры делит на две группы: игры драматические и игры, построенные на ловкости и удаче. Каждая группа в свою очередь разбивается на множество групп. Так, игры на ловкость и удачу включают: метание в цель веревки и камня, игра в пуговицы, вишневые косточки, в камешки, орехи, игры с пальцами и веревочкой. Но в указанном перечне отсутствуют такие игры, как ловитки, а к группе драматических относятся игры в жмурки. Даже на этих примерах можно говорить о несовершенстве систематизации А.Гомм.
Интересен подход к систематизации игр фольклориста Терещенко А.В. Он акцентирует внимание на половозрастном признаке.
Игры детские. Они, как правило, просты в сюжетном отношении и соответствуют их возрасту: «Сорока», «Лошадка», «Серый волк», «Волк и гуси» и т.д.
Игры девические:«Мак», «Тарелки», «Скачки на доске», «Жмурки» и т.д.
Игры мужские:«Мяч», «Пыж», «Городки», «Кулачный бой» и т.д.
Игры обоего пола. Дифференциации игрового действия по половому признаку являются весьма существенными для русской игры.
В отдельную группу Терещенко А.В. выделил хороводы - «Весенние хороводы» и «Летние хороводы».
Невозможно обозначить время и место происхождения хороводов, ибо они принадлежат глубокой древности и составляли первоначально часть языческих религиозных обрядов. Ни один народ в Европе, кроме славян, не перенес хороводы в свою жизнь из древних времен, не сохранил их для своей забавы с такими многообразными изменениями.
Дух хороводных песен - семейная жизнь. В них живо передано веселье и думы наших предков, специфика семейной жизни.
Как видно из приведенного обзора, большинство ученых XIX века уделяли внимание преимущественно детским играм, вероятно, потому, что в них творчество детей выявляется многообразно и в разных направлениях. Следует особо сказать о В Н.Всеволодском - Гернгроссе, который в предисловии антологии «Игры народов СССР» изложил основные классификационные принципы. Он наметил три основные группы - три типа формальных (традиционных) игр: драматические, спортивные, орнаментальные, а также наметил промежуточные ступени между ними (игры в войны и хороводы) Он попытался объяснить существование основных и переходных разновидностей игр всевозможными историческими изменениями, создающими почву как для перерастания так называемого «игрового стержня» в драму, так и для превращения его в спортивное зрелище и танец.
Каждый из указанных типов имеет свою специфику. Рассмотрим их более подробно. Так, спецификой игр драматических является наличие художественного образа и драматического действия, т.е. диалога и движения.
Эти игры воспроизводят какие-либо производственные и бытовые эпизоды, закладывают основание «народной» драмы.
Производственные игры, в свою очередь, Всеволодский-Гернгросс делит на три группы: охотничьи, скотоводческие и земледельческие. Они изображают самые разнообразные эпизоды охотничьего быта: сам процесс охоты, нападение зверя на человека, нападение диких животных друг на друга, содержание зверя в неволе и т.д.
К числу животных, на которых ведется охота, относятся преимущественно зайцы, лисы, белки, олени, бобры. Основными охотничьими приемами являются ловля, отыскивание спрятавшегося животного. Например, охоту на оленя, люди проигрывали путем подражания явлениям природы и повадкам зверей (собак, оленя).
К образцу скотоводческих игр можно отнести очень популярную ранее детскую игру в «Гуси-лебеди». Эта игра воспроизводит эпизоды пастьбы. Сюжет скотоводческих игр, как правило, связан спастьбой,кормлением животных, уходом, лечением, хищением, куплей-продажей.
Земледельческий цикл игр естественно связан с процессом земледельческих работ, с циклом огородных игр (мак, капуста, хрен, редька и т д.) Как правило, это игры-песни, так, например: «А мы просо сеяли» или «Мак». В качестве примера остановимся на игре «Мак». В ней играющие становятся в круг и поют песню:
Маки, маки, маковочки,
Золотистые головочки,
Станьте вы в ряд,
Как зеленый мак.
Затем обращаются к стоящему в кругу «старику»:
Старик!
А!
Поспел мак?
Только с печи слезаю.
Опять повторяется песня и опять вопросы к «старику», на которые он отвечает, давая новый ответ: «Соху направляю», в следующий раз отвечает «посеял», далее «всходит» и, наконец, когда «старик» скажет, что «мак поспел», все играющие хватают его и подбрасывают вверх, что воспроизводит тряску мака.
Игры бытовые.Эти игры В. Всеволодский-Гернгросс разделил на две группы: общественные и семейные.
Игры общественные - преимущественно игры в войну, сюжет которых воспроизводит определенные исторические военные события.
Вторая группа бытовых игр включала цикл семейных:
девичьи, любовные, женитьбу и семью (эпизод из семейной жизни: муж и жена, дети). Отличительной чертой их является хороводность, т.е. наличие песенного сопровождения.
Игры орнаментальные.В этой группе игр словесный материал песни не имеет никакого отношения к игровым действиям, но определяет основной рисунок передвижений. В этих играх поющаяся песня может быть сравнительно легко заменена музыкальным инструментальным сопровождением.
Песни поются очень разнообразно, но по своему содержанию все они сводятся к приглашению в хоровод: «Пожалуйте в хоровод» или «Приди ко мне в огород, в девичий хоровод!»
Следует отметить, что в хороводных играх, где выделяются отдельные участники, как бы «играющие по песне», жест, движение, мимика являются не более чем символическим комментарием к слову.
Например, «Тоска молодой женщины по своей Родине».
Молодая женщина, завезенная на дальнюю сторону, тоскует по своей родине. Все для нее горе и кручина, одна только старость в состоянии изменить ее горе. Здесь хоровод составляется, в середину входит девушка, которая поет вместе с играющими о своей тоске.
Хороводные игры имеют своей аналогией «живые» картины или иллюстрации; это искусство в большей мере символически - изобразительное, нежели игровое.
Нередко слово и жест существуют раздельно, принадлежа разным исполнителям, как бы дублирующим друг друга путем перевода «языка» песни на «язык» мимики, жеста, движения.
Когда находящаяся в кругу девушка изображает руками,жестом полет сокола, вряд ли она играет птицу (она не столько представляет, сколько показывает это).
Спортивные игры.Третья группа - это спортивные игры. Они являются наиболее социально полезными из всех игр в целом, ибо спецификой их является тренировка тех или иных физических или умственных способностей. Известны
игры: «Бой на корточках», «Поймай последнего», «Поднять соперника», «Перетягивание каната».
Игры в шахматы, шашки.Трудность анализа игр заключается в том, что с ходом исторического процесса они видоизменялись и получали отпечаток новой формации, подвергались воздействию идеологии различных социальных групп, отражали местные особенности. Пример тому более
поздняя классификация (70-е годы XXстолетия), предложенная Е.Бобринской, Э.Соколовым по:
1) содержательному признаку (военные, спортивные, художественные, экономические, политические),
2) составу и количеству участников (детские, взрослые, одиночные, парные, групповые),
3) развитию доминирующих способностей (физические, интеллектуальные, состязательные).
- Раздел I.Теоретические и исторические аспекты изучения народной художественной культуры
- Глава 1. Основы теории народной художественной культуры
- Исходные понятия теории народной художественной культуры.
- Сущность народной художественной культуры и народно - художественного творчества
- Глава 2. Мифологические истоки народной художественной культуры
- Основные виды мифов
- Мифические герои
- Мифы и верования древних славян
- История изучениямифов
- Литература
- Глава 3. Художественное творчество народа в календарных праздниках и обрядах
- Народныйземледельческийкалендарь
- Зимние народныепраздники
- Осенние праздники
- Литература
- Глава 4. Художественные традиции семейно-бытовых праздников и обрядов
- Родильная обрядность
- Русская народнаясвадьба
- Похоронный обряд
- Литература
- Глава 5. Художественный мир народных игр
- Сущность игры.
- Функции игр.
- Русские народные игры
- Сферы бытованиянародных игр
- Литература
- Раздел II. Основные виды и жанры народного художественного творчества
- Глава 1. Устное народное творчество
- Русский эпос
- Духовныестихи
- Литература
- Глава 2. Народное песенное творчество
- Жанровая разновидность русских народных песен
- Детский фольклор
- Классификациядетского фольклора
- Поэзияпестования
- Колыбельныепесни
- Потешки
- Прибаутки
- Бытовойфольклор
- Детскиенародные песни
- Календарные песни, заклички и приговорки
- Потешный фольклор (прибаутки, небылицы, дразнилки)
- Игровой фольклор (считалки, игры)
- Региональные традиции русского народного песенного творчества
- Литература
- Глава 3. Народные музыкальные инструменты
- Глава 4. Народное декоративно-прикладное творчество
- Художественная обработка дерева
- Богородская резьба
- Абрамцево-кудринская (хотьковская) резьба
- Декоративные изделия с трехгранновыемчатой резьбой
- Художественныеизделия из бересты
- Декорирование берестяных изделий
- Росписьуфтюжского туеска
- Хохломская роспись по дереву
- Полхов-майданское искусство
- Росписи Северной Двины
- Художественная обработка камня
- Резьба по кости
- Миниатюрная живопись на папье-маше
- Художественнаяобработка металла
- Народная керамика
- Кружевоплетение
- Художественнаяроспись ткани
- Вышивка
- Глава 5. Народное зодчество
- Технологические и конструктивные основыдеревянного зодчества.Материал и способыего обработки.
- Основные конструктивные элементы построек
- Крестьянское жилище. Типы жилища
- Типы внутренней планировки избы
- Художественно-образная система крестьянского жилища
- Хоромы Исторические источники о хоромном зодчестве
- 2. Церкви.
- Глава 6. Фольклорный театр
- Глава 7. Народный танец
- Глава 8. Русский народный костюм
- Глава 9. Русская народная игрушка