13. 3. Советская литература второй половины XX в. И культура постсоветского периода
Несмотря на партийный контроль и идеологические запреты, советская литература в середине и во второй половине XXв. дала миру целый ряд великих творцов. Среди них две гениальные поэтессы - А. Ахматова и М.Цветаева, и четыре лауреата Нобелевской премии: М.Шолохов, Б.Пастернак, А.Солженицын, И.Бродский.
Великий русский писатель, академик АН СССР, дважды Герой Социалистического Труда М.А.Шолохов (1905-1984) не испытывал притеснений со стороны официальных властей. Но подобное не означает, что художественное мастерство у него было подменено партийной преданностью. Шолохову удалось в отличие от множества других советских писателей, добившихся официальных почестей, создать гениальные произведения.
Иначе сложилась судьба великого русского писателя и поэта Б.Л.Пастернака (1890—1960), родившегося в семье, которая служила своеобразным культурным центром. Здесь часто собирались музыканты, художники, писатели, среди гостей бывали Л.Н.Толстой, Н.Н.Ге, А.Н.Скрябин, В.А.Серов. Атмосфера родительского дома определила глубокую привязанность творчества Пастернака к культурной традиции России. Его главной книгой стал роман «Доктор Живаго» (1946-1955). В центре повествования — жизнь и судьба врача Юрия Живаго, оказавшегося в центре революционных событий.
В сталинские годы Пастернак неоднократно вступался за невинно репрессированных, а в 1958 г. советские власти вынуждают Пастернака отказаться от Нобелевской премии, присужденной ему за «Доктора Живаго» - один из самых читаемых русских романов во всем мире. Пастернака обвинили в антисоветской пропаганде, презрении к русскому народу, преклонении перед Западом. Большинство участников пленума Союза писателей высказались за его исключение из Союза.
Другой лауреат Нобелевской премии, русский писатель А.И.Солженицын (1918-2008), прошел фронт и был награжден орденами Отечественной войны IIстепени и Красной Звезды. Тем не менее в 1945 г. его арестовали за антисталинские высказывания и отправили в ГУЛАГ, который он опишет в своем знаменитом романе «Архипелаг ГУЛАГ» (1973). За публикацию в 1962 г. рассказа «Один день Ивана Денисовича» Солженицын сначала был выдвинут на Ленинскую премию, а затем исключен из Союза писателей. В 1974 г. Солженицын еще раз арестован, лишен гражданства и выслан в ФРГ. Его произведения распространяются в России через самиздат. В 1994 году он приезжает в Россию, ему возвращают гражданство, и он активно включается в общественную жизнь. В его романах дан «опыт художественного исследования» государственной системы уничтожения людей в СССР.
Период 1985—1991 гг. вошел в современную историю России как период «перестройки и гласности». Время правления последнего Генерального секретаря КПСС и первого Президента СССР М.С.Горбачева в стране – это время важнейших российского и мирового значения событий: распались Советский Союз и социалистический лагерь, подорвана монополия компартии, либерализована экономика и смягчена цензура, появились признаки свободы слова. Одновременно ухудшилось материальное положение народа, развалилась плановая экономика. Образование Российской Федерации, Конституция которой была одобрена на всенародном референдуме в 1993 г., и приход к власти Б.Н.Ельцина серьезно повлияли на культурную ситуацию в стране. В страну из эмиграции и ссылки вернулись, временно или навсегда, многие знаменитости: музыканты М.Л.Ростропович, Г.Вишневская, писатели А.Солженицын и Вл.Войнович, художник Э.Неизвестный. Одновременно из России эмигрировали десятки тысяч ученых и специалистов, главным образом техническая элита.
В период с 1991 по 1994 г. объем федеральных отчислений на науку в России сократился на 80 процентов. Отток ученых в возрасте 31-45 лет за границу ежегодно составлял 70-90 тыс. Напротив, приток молодых кадров резко уменьшился. В 1994 г. США продали 444 тыс. патентов и лицензий, а в Россия - только 4 тыс. Научный потенциал России сократился в 3 раза: в 1980 году было свыше 3 млн. специалистов, занятых в науке, в 1996 г. - меньше 1 млн.
«Утечка мозгов» возможна только из тех стран, которые обладают высоким научным и культурным потенциалом. Если в Европе и Америке русские ученые и специалисты принимались в самые лучшие научные лаборатории, то это означает, что советская наука в предшествующие годы достигла самых передовых рубежей.
Оказалось, что Россия, даже находясь в экономическом кризисе, способна предложить миру десятки, сотни уникальных открытий из различных сфер науки и техники: лечение опухолей; открытия в области генной инженерии; ультрафиолетовые стерилизаторы медицинских инструментов; литиумные батареи; процесс литья стали; магнитная сварка; искусственная почка; ткань, отражающая излучение; холодные катоды для получения ионов и др.
Несмотря на сокращение финансирования культуры, в стране в 90-е годы появилось более 10 тыс. частных издательств, которые за короткое время опубликовали тысячи прежде запрещенных книг (Фрейд, Зиммель, Бердяев). Появились сотни новых, в том числе литературных, журналов, публикующих аналитические работы.
В самостоятельную сферу оформилась религиозная культура. Ее составляют не только увеличившееся в несколько раз количество верующих, реставрация и строительство новых церквей и монастырей, издание монографий, ежегодников и журналов религиозной тематики во многих городах России, но также открытие вузов, о которых при советской власти и мечтать не смели. К примеру, Православный университет им. Иоанна Богослова, имеющий шесть факультетов (юридический, экономический, исторический, богословский, журналистский, исторический).
Вместе с тем в живописи, архитектуре и литературе в 90-е годы не появилось выдающихся талантов, которых можно было бы отнести к новому, постсоветскому поколению.
Сегодня еще трудно делать окончательные выводы об итогах развития отечественной культуры в 90-е годы. Ее творческие результаты еще не прояснились, окончательные выводы – дело будущего.
- 218 Введение
- Лекция 1
- Вопросы для самоконтроля
- 1.2. Культурологические школы и концепции
- Вопросы для самоконтроля
- 1.3. Соотношение понятий «культура» и «цивилизация»
- Вопросы для самоконтроля
- Вопросы для самоконтроля
- 2.2. Типологизация мифов
- Вопросы для самоконтроля
- 2.3. Современный миф
- Вопросы для самоконтроля
- Вопросы для самоконтроля
- 3.2. Периоды развития и особенности античной культуры
- Вопросы для самоконтроля
- Лекция 4
- Вопросы для самоконтроля
- 4.2. Карнавал
- Вопросы для самоконтроля
- 4.3. Рыцарство
- Вопросы для самоконтроля
- 4.4. Университет
- Вопросы для самоконтроля
- Вопросы для самоконтроля
- 5.2.Северное Возрождение
- Вопросы для самоконтроля
- 5.3.Европейское барокко
- Вопросы для самоконтроля
- Лекция 6 Европейская культура XVII века
- 6.1.Стилевые особенности культуры Нового времени
- Вопросы для самоконтроля
- Художественные стили эпохи Просвещения
- 7.1.Искусство рококо
- Вопросы для самоконтроля
- Лекция 8 Культура Европы XIX века
- 8.1.Классицизм, романтизм, реализм
- Вопросы для самоконтроля
- Лекция 9 Европейская культура XX века
- 9.1. Модернизм как общекультурная тенденция и как стилевая система
- Вопросы для самоконтроля
- Культура России
- Вопросы для самоконтроля
- 10.2.Древнерусская культура (IX-XIII вв.)
- Вопросы для самоконтроля
- 10.3.Архитектурный облик и изобразительное искусство Великого Новгорода, Владимиро-Суздальского княжества, Москвы
- Вопросы для самоконтроля
- 10.4.Русское деревянное зодчество
- Вопросы для самоконтроля
- Лекция 11 Расцвет русской культуры (XVII-XVIII вв.)
- 11.1. Петровские преобразования и их результаты в области культуры
- Вопросы для самоконтроля
- Лекция 12.
- Вопросы для самоконтроля
- 12.2. Сокровищница русской культуры – «серебряный век»
- Вопросы для самоконтроля
- Вопросы для самоконтроля
- 13.2. Русское зарубежье
- Вопросы для самоконтроля
- 13. 3. Советская литература второй половины XX в. И культура постсоветского периода
- Вопросы для самоконтроля
- Лекция 14 Прообразы тоталитаризма в истории культуры
- 14.1. Культура и авторитаризм: трагические противоречия исторических реалий
- Вопросы для самоконтроля
- Лекция 15 Судьба культуры на рубеже веков (XX-XXI вв.)
- 15.1. Глобальные проблемы современной культуры
- Вопросы для самоконтроля
- Перечень ключевых слов
- Вопросы для подготовки к зачету
- Вопросы для подготовки к экзамену
- Библиографический список