logo search
Фил

5. Формирование эстетического сознания, эстетическое воспитание и самовоспитание

Общий процесс превращения предметной реальности культуры в духовную культуру распредмечивающей ее личности, который был описан в первой части нашего курса, охватывает, естественно, и эстетический аспект культуры. Это значит, что эстетическое сознание каждого человека, и каждого поколения, и каждого слоя общества, и каждого народа, и всего человечества формируется в ходе распредмечивания воплощенных в предметности культуры эстетических ценностей, делая возможными в определенных историко-культурных условиях своеобразные «эстетические революции», например, при смене средневековой культуры в Европе культурой ренессансной или же на рубеже XIX и XX столетий, обозначенном радикальным разрывом с классической культурой так называемого модернизма. Подчеркну, что речь идет не только о том, что происходило в искусстве, ноо тотальном преобразовании эстетических вкусов и установок во всем пространстве культуры — в повседневном поведении людей, в языке, в обрядности, в педагогической практике, в самом материальном производстве. Вместе с тем имманентная человеку свобода объясняет закономерность более или менее резких отклонений индивидуального вкуса от тех принципов и норм, которые внушает среда, хотя само соотношение силы эстетического воздействия среды и силы сопротивления этому воздействию оказывается обусловленным общим строем культуры — это отчетливо видно при сопоставлении господствовавших

154

на протяжении тысячелетий типов традиционной культуры и вытеснившей их в Новое время культуры инновационно-креативной.

Процесс «эстетического распредмечивания» начинается с первых дней жизни ребенка — с влияния на его сознание облика ближайшей предметной среды: обстановки комнаты, одежды матери, ее движений и речи, формы сосок и погремушек, а затем предоставляемых ему взрослыми игр и игрушек, книжек и диафильмов, его собственной одежды и внушаемых ему правил поведения, манер, стилистики речи. Само осознание рождающихся при этом ощущений и переживаний приходит от взрослых: «Посмотри, как это красиво...» или: «Ты ведешь себя некрасиво...», «Это смешно, потому что...» или: «Хорошо, что ты сочувствуешь чужому горю...» Произведения разных видов искусства, включаемые родителями и педагогами в предметную среду, окружающую ребенка, — от колыбельной песни и рассказываемой сказки до покупаемых ему настольных игр, книг, пластинок — играют очень большую роль в пробуждении и направленном развитии эстетического сознания маленького человека, потому что эстетический опыт человечества предстает в них отобранным, отшлифованным и наделенным особой силой эмоционального воздействия; все же воздействие искусства не может заменить влияния реальной жизненной среды на формирование эстетического сознания вступающего в жизнь маленького человека, поэтому наиболее эффективны согласованные действия обеих сфер распредмечивания.

Рассматривая процесс этот в самом общем виде, нужно указать на то, что он имеет и разные уровни — стихийный иосознанно целенаправленный; последний, в свою очередь, предстает и в самодеятельной активности родителей, и в профессиональной деятельности педагогов, а по мере взросления человека и его общего духовного развитияэстетическое воспитание, идущее извне, дополняетсяэстетическим самовоспитанием личности. На нынешнем этапе истории культуры общество создает все более широкие условия для эстетического самовоспитания — и упоминавшейся выше практикой дизайна, предоставляющей каждому человеку возможности выбора удовлетворяющего и развивающего его эстетические потребности предметного наполнения среды его обитания, и организацией концертной деятельности, музейного дела, изданием массовой литературы по различным проблемам эстетики, теории и истории искусств, соответствующими действиями создателей телевизионных и радиопрограмм. Главным же тут следует считать способность школы — к великому сожалению, редко ею реализуемую! — формировать у молодых людейпотребность в непрерывном эсте-

155

тинеском самовоспитании и сознание его необходимости культурному человеку в преддверье XXI столетия.

Эстетическое воспитание и самовоспитание в совокупности и взаимодействии всех их конкретных форм и способов имеют несколько целей: первая состоит в том, чтобы обеспечить каждой личности возможность эмоционально насыщенного и духовно-возвышенного восприятия всего окружающего мира и ее собственного поведения — такого восприятия, которое нам дарует развитое эстетическое сознание; вторая цель — внедрять в человеческие души потребность и способностьэстетически ориентированной практики, установку на эстетически значимое формообразование во всех сферах деятельности; третья цель — порождать у человека потребность и формировать его способность и уменьепередавать другим свой эстетический опыт и тем самым активно включаться в историческую эстафету развития эстетической культуры человечества.

Таким образом, эстетическая культура во всех трех ее масштабных проявлениях — общечеловеческом, групповом и индивидуальном — является аспектом целостного существования культуры, необходимым ей для эффективного функционирования и формирования человека как культурного существа. А этим определяется и взаимоотношениеэстетической культуры и культурыхудожественной.