logo search
Фил

3. Художественное произведение как органическая целостность

В отечественной эстетике обстоятельный анализ произведения искусства осуществлен в работах Е. Волковой. В данной лекции оно будет кратко охарактеризовано как «угасший», опредмеченный в его продукте процесс художественного творчества.

229

Произведение искусства является, прежде всего, сложноорганизованным целостным образованием, что хорошо уловлено в пословице «Из песни слова не выкинешь». Более того, конструкция такой «песни», т. е. произведения любого вида искусства, ибо речь идет здесь об общем законе данной сферы деятельности, столь жестка, что ни одно слово в ней нельзя, как уже отмечалось, не только «выкинуть», но и заменить каким-либо другим, даже синонимичным; нельзя его даже переставить на другое место в том же произведении, скажем, вместо «Роняет лес багряный свой убор» сказать: «Лес роняет свой багряный убор», как нельзя в картине В. Сурикова «Меньшиков в Березове» поменять местами отца и дочь, как невозможно представить себе перестановку частей в Седьмой симфонии Д. Шостаковича. Теперь подчеркну, что критерий оценки этой нерушимой целостности произведения искусства — и у самого мастера, и у художественного критика, и у квалифицированной публики —двойственен: с одной стороны, этоэстетический принцип согласованности всех элементов формы, обеспечивающей их взаимную опосредованность, придающую произведению органическое единство, а с другой — исполнение формойсемиотической роли выразительницы воплощаемого ею духовного содержания. Так реализуетсядвусторонняя функция художественной формы —материально-конструктивная и одновременно смыслонесущая; можно было бы сказать, что каждый элемент формы имеетгоризонтальное и вертикальное измерения, так как соотносится с другими элементами конструкции данного произведения и с таящимся в его глубинах содержанием.

Но, как мы помним, двусторонне и содержание произведения искусства: одна его грань —тема данного произведения — несет в себе выделяемую познанием определенную проблему человеческого бытия, другая грань —идея произведения — есть конкретное осмысление этой темы, ценностная ее трактовка. Понятно, что разные художники могут обращаться к одной теме, скажем, к «весьма популярным в прошлом веке в России темам «лишнего человека» и «нового человека» или же к привлекавшей широкое внимание в европейской художественной культуре XX столетия между двумя мировыми войнами теме «потерянного поколения», но каждый писатель, драматург, живописец разрабатывал ее по-своему, нередко диаметрально противоположно по идейному смыслу (например, Н. Чернышевский и Ф. Достоевский в одном случае, Э. М. Ремарк и Э. Хемингуэй — в другом).

Здесь желателен известный комментарий в связи с широко распространенным примитивным толкованием понятий «тема», «идея», «содержание»: во-первых, неправомерно понимать под

230

«содержанием» и «темой» произведения то, что находится вне его, — в жизни природы, общества, в человеческих отношениях, ибо этими понятиями обозначаютсядуховные компоненты самого произведения искусства {содержание — это то, чтосодержится в чем-то, а не внешнее по отношению к нему, а тема —аспект содержания, ему имманентный); во-вторых,идея художественного произведения нетождественна идееполитической, илифилософской, илинравственной, илирелигиозной', идея художественного произведения, как и его замысел, и его содержание в целом, являетсяхудожественной идеей, илипоэтической, т. е.мыслью, слитой с чувством, эмоцией, ставшейпереживанием, «пафосом» произведения искусства. Это значит, чтоидейно-тематическое единство, образующее содержание художественного произведения, естьсгусток духовности, т. е. целостной активности человеческой психики в единстве ее интеллектуальной и эмоциональной энергий, а не в той отвлеченности рационального от эмоционального, которая свойственна научно-теоретическому познанию и концептуально-идеологическому осмыслению реальности.

Мы уже знаем, что органически нераздельное соединение духовного с материальным, как содержания с формой, становится возможным благодаря промежуточному звену, их связывающему, отождествляющему, — внутренней форме, в произведении искусства внутренняя форма и осуществляетнепосредственный переход содержания в форму и формы в содержание, ихвзаимные превращения', она является еще содержанием, но уже оформляющимся, или же формой, но в нашем восприятии уже оборачивающейся содержанием. Такая трехуровневая модель строения художественного произведения (выше она была изображена схематически) представляется предпочтительной и по отношению к более грубой традиционной дихотомии «содержание/форма», и по отношению к менее четким и строгим «слоевым моделям» Н. Гартмана или Р. Ингардена. Что же касается ее теоретического обоснования, то оно содержится во вводных лекциях настоящего курса и имеет в основе своейразличение, сопряжение и взаимные превращения духовной и материальной «субстанций».