logo search
Фил

1. О «биографическом подходе» к произведению искусства

От выявления общих закономерностей художественного освоения человеком мира мы можем перейти к рассмотрению отдельного произведения как реального предметного бытия художественной деятельности. Поскольку же произведение это в отличие от природных явлений и социальных отношений является плодом творчества определенной личности или группы личностей, его постижение предполагает изучениеусловий его возникновения, процесса его созидания, строения возникшего продукта творческой деятельности, опредметившего замысел художника, и самостоятельной жизни этого произведения, вступившего в общение с множеством людей, для которых оно создавалось.

Уже этот перечень исследовательских задач поразительно напоминает программу изучения биографии личности, и сходство это совсем не случайно — вспомним, как часто при описании того или иного художественного произведения используются такие метафоры, как «художник беременен замыслом», он «вынашивает замысел», а его творение «рождается» и «живет»... Правда, в отличие от человека оно не умирает, если это подлинно художественное творение. Эпитеты «живое», «жизненное», «полнокровное» постоянно используются критиками при оценке высоких достоинств произведений искусства; В. Белинский, например, часто говорил, что поэт вкладывает в свои творения «душу живу». Следует ли удивляться тому, что сами художники воспринимают свое отношение к создаваемым ими произведениям как материнство — именно так назвал М. Пришвин одно из своих проницательных наблюдений над процессом художественного творчества: «Есть особое материнское чувство жизни, — разъяснял он, — рождающее образы как живые существа. В свете этого чувства каждая мысль превращается в образ,

217

и как бы коряво ни писала рука, и как бы ни брызгало перо на плохой бумаге — образ родится и будет жить». И когда собеседница однажды заметила ему: «С Вами легко, будто Вы женщина», — он вполне серьезно ответил: «Конечно, ведь я тоже рожаю». Другое подобное свидетельство — слова замечательного французского актера и мима Ж.-Л. Барро: «В процессе творчества художник как бы переживает драму зачатия, в исходе которой родится его дитя». Именно поэтому взаимоотношения художника и зрителя, читателя, слушателя с художественными образами становятся родом общения, как если бы Татьяна Ларина и Анна Каренина были реальными людьми, а не плодами фантазии их создателей.

Только в XX в. для крайних форм Модернизма «жизнеподобие» оказалось негативным свойством искусства, которое художник должен преодолевать, вплоть до создания абстрактно-геометрических композиций или сюрреалистических фантасмагорий; но это было последовательным проведением того творческого принципа, который приводил, по точному заключению теоретиков Модернизма, к созданию «антиискусства», т. е. к отказу от всех основных законов существовавшего тысячелетия художественно-образного способа освоения человеком мира. Имея в виду именно этот традиционный способ художественного воссоздания реальности, можно утверждать, что нет другого плода человеческой деятельности, который был бы столь похож на живого человека, как его образ в искусстве: подобно его реальному прообразу, он являетсянераздельным единством материальной «плоти « и духовного содержания; подобно живому человеку, он естьорганизм — целостная система взаимосвязанных и взаимодействующих элементов, ни один из которых не может существовать самостоятельно, вне целого, так же как целое — без какой либо своей части; подобно человеческой личности, произведение искусства и в нем каждый образнеповторимо индивидуальны, и другого такого же никто — даже сам его автор! — создать не в состоянии; наконец, в художественном «организме» бьетсяживая мысль, пульсируетживое чувство, и мы вступаем с ним вдушевный контакт сопереживания, сочувствия, непосредственного общения, как с близким другом, с любимым существом. Понятно, что литературовед, искусствовед, критик, изучая конкретное художественное творение, всегда стремится реконструировать его «биографию», собирая все освещающие ее материалы, — подобно тому, как историк изучает биографию интересующего его государственного деятеля или же как в быту каждый из нас хочет возможно более полно узнать жизненный путь близкого нам человека.

218

Потому задача эстетической науки — выявить общие законы создания произведений искусства, структуру пути, который оно проходит от первой искры творческого замысла до своего бессмертного существования в жизни человечества.