logo search
Kulturologia

Каково воздействие контркультуры на современную культуру и цивилизацию?

Контркультура как феномен может рассматриваться  в двух аспектах: конкретно-историческом и универсальном. Как конкретно-исторический феномен контркультура представляет комплекс молодежных субкультур, развернувшиеся со второй половины XX века в ведущих западных странах, а затем и во всем цивилизованном мире (в том числе – в Росии), и выражающих особенности молодежной социализации в условиях техногенной модернизации общества и глобальных проблем современности. Наиболее восприимчивой к контркультурным инновациям оказалась, именно, молодежь, вследствие обусловленных молодежным сознанием неприспособленческих особенностей общепринятого мировосприятия.  Контркультура сумела раскрыть в себе потенциал альтернативной культуры и оказала влияние на современную культуру, в которой изменились отношения между полами, произошел отказ от традиций рациональности, увлечение техниками саморазвития, восточными религиозными учениями, был признан плюрализм ценностей. В настоящее время есть в нашей стране также молодежные группы, занимающиеся политикой. Подобные образования небезопасны для общества, т. к. уровень политической культуры подростковой молодежи довольно низок, и тут возможны различного рода проявления экстремизма, национализма, терроризма. Все большее внимание молодежи привлекают те сферы культуры, которые до последнего времени находились на периферии ее интересов. Так, в сфере интеллектуальных интересов наблюдается поворот от технического и специализированного знания к проблемам философского, этического, эстетического и вообще гуманитарного характера. Характерной чертой современной молодежи является ее стремление к духовности. По всей вероятности, молодежное движение будет и дальше активно развиваться. Конфликт между системами ценностей неизбежен, и он столь же вечен, как и конфликт между отцами и детьми, между поколениями.

  1. Планетарные идеи В. Вернадского. Что такое ноосфера, и каково место этого термина в концепции Вернадского?

  2. Природа искусства и его социальные функции.

Происхождение искусства Аристотель связывает с человеком. Он считает, что природа человека имеет божественный характер и что искусство есть следствие природной способности, связанной с божественным началом. Определение, данное Аристотелем искусству, продержалось около двух тысяч лет. Он охарактеризовал искусство как человеческую деятельность, т,е. то, что сотворено человеком. Природа и искусство - две основные движущие силы мира. 

Социальная суть искусства состоит в том, что художественное развитие общества обусловлено естественноисторическим процессом, т.е. его развитие выявляет характерные закономерности, которые связаны с определенными периодами становления человеческой культуры. Первая из них определяется как закономерность возникновения искусства: он появился как результат эстетических потребностей и эстетических способностей, которые развились непосредственно в рамках практической деятельности человека. Древнейшие памятки, начало художественной деятельности исследователи относят к эпохе палеолита (приблизительно 40-50 тыс. лет до н.э.) Древнейшие следы этой деятельности представляют собой нанесенные человеческой рукой «знаки», вероятно, имитация «ран». Это была попытка опережающих действий, она предваряла нанесение реальных ран животному в процессе охоты. Магические реалии составляют не иную действительность, а ее инобытие. Первичное убеждение в том, что определенными действиями, изображениями, словесными формулами можно повлиять на состояние реального объекта, сохраняются в существующих и сегодня заговорах, заклинаниях, возникновение которых берет начало в седой древности.