logo
Kulturologia

Культура эпохи Возрождения и Реформации.

Возрождение. Это была эпоха перехода от средних веков к новому времени, т.е. период с 14 в. до 10-20 гг. 17 в.; в Италии это 14-16 века, для др. государств 15-17в. В России эпоха возрож. падает на 16-нач.17в.

Этому способствовало: рост городов; развитие цехового ремесленного производства; совершается много научных открытий, кот. формируют новую картину мира (Николай Коперник, Джордано Бруно, Галилео Галилей). Это эпоха великих географических открытий. 1517 - открытие Америки, кругосветное путешествие Магеллана, след-но, привело  к возникновению мировой торговли.

Сам термин возрождение (ренессанс) был заимствован у Цицерона (I в. до н.э.), который подразумевал под ним культурное развитие человека. Впервые понятие возрождение употребил итальянский писатель Д.Боккаччо (автор «Декамерона»). Культура возрожд. – это синтез античной физической красоты и христианской средневековой духовности (стремление к передаче внутреннего мира человека).

Особенности европейской культуры возрождения.

Искусство становится главным видом духовной деятельности. Идеальный человек д.быть художником. Особ-ти: живопись выходит на первый план, искусство возрождения пыталось познать и отобразить реальный мир, его красоту, у живописи больше возможности передать эту красоту. Леонардо да Винчи – живописец, скульптор, архитектор, писатель, музыкант, военный инженер (танк, парашют), изобретатель, математик, анатом, ботаник; Микеланджело – скульптор, архитектор, художник, поэт (свыше 200 стихов, дошедших до нашего времени); Рафаэль – архитектор, мастер портрета и декора; Дюрер – основатель крупнейший представитель немецкого возрождения («северный Леонардо»).

Светскость – наряду с библейскими сюжетами появл-ся портретная живопись, бытовая картина, расписываются не только храмы, но и виллы аристократов. Гармоничность - в противовес средневековой культуре искусство возрождения вновь возрождает идею красоты и гармонии.

  1. Культура Нового времени и Просвещения (17-18 вв.).

18 столетие вошло в историю Запада как эпоха Просвещения. Идеология Просвещ. возникла в 17 веке - ее родоначальником считается англ.философ Д.Локк (1632-1704) - однако ее расцвет пришелся на следующее столетие. Наиб. развитие она получила во Франции, где ее предст. такие мыслители, как Вольтер, Ш.Монтескье, Ж.-Ж.Руссо и др. В Германии Просвещ.связано с именами И.Гердера, И.В.Гете, И.Канта и др., в США - Т.Джефферсона, Б.Франклина и др. В исслед-х просветителей применительно к культуре отчетливо оформились 2 осн. направления в понимании соотношения между нац-й и мировой культурами - культурный релятивизм и универсализм. Большинство просветителей, особенно французских, придерживалось культурного универсализма, кот. исходил из того, что имеется единство рода человеческого, единая для всех "природа человека", что при всем многообразии наций и народов сущ-ют универсальные, всеобщие, наднацион-е, нравств-е, эстетич-е и иные ценности. В силу этого мировая культура вполне возможна, и для европейских народов она уже сущ-ет, а в будущем - благодаря прогрессу разума, просвещения и воспитания, - человечество создаст единую мировую культуру. Сторонники культурного релятивизма, родонач. кот. И.Гердер, придерживаются противополож. позиций - никакой единой природы чел. нет, а есть только немцы, французы, русские и т.д., что сущ-ют только нац-е культуры, что никакой мировой культуры нет и она невозможна. Начатый спор продолжается и в наши дни, выступая сегодня как проблема соотношения между нац. и общечеловеч. ценностями. В 18в. развивается худож. культура. Осн. стилями по-прежнему остаются классицизм и барокко. В то же время наблюдается внутренняя дифференциация искусства, его дробление. Возникают новые стили - рококо и сентиментализм. В целом иск-во 18в. по сравнению с предыдущим - предст-ся менее глубоким и возвышенным, оно предстает более легким, воздушным и поверхностным. Классицизм предст-т в первую очередь франц. художник Ж.-Л.Давид; барокко 18 века не дало фигур, равных по масштабу и значимости Рубенсу. Будучи "большим стилем" эпохи абсолютизма, оно постепенно утрачивает свое влияние, и к сер. 18в. его все больше теснит рококо. Наибольшее распростран. рококо получило во Франции. Его ярк.предст-ль - художник О.Фрагонар. Сентиментализм, возникший во вт.пол. 18в., явился первой оппозицией просветительскому обожествлению разума. Он противопоставил разуму культ естественного чувства. Основатель - Ж.-Ж.Руссо. Самые великие художники 18в. выходят за стилевые рамки - А.Ватто, Ф.Гойя. Музыку предст-ют такие имена, как Ф.Гайдн, К.Глюк, Г.Гендель. Из числа великих композиторов - И.С.Бах и В.А.Моцарт. Эпоха Просвещ. имела фундамент-е значение для последующей истории Зап. Европ. Провозглашенные ею идеалы и ценности в течении 2х столетий играли определяющую роль в развитии человечества.

  1. Европейская культура 19-20 вв.

«Серебряный век» - это историч. время с 90-х гг. 19 в. до 1922г. На культуру этого периода оказали влияние культура Запа­да, Шекспир и Гете, античная и православная мифология, франц. символизм, христианская и азиатская религии.

Развитие культуры в России. В начале столетия создают произведения классики русской лит-ры Л.Н. Толстой, Чехов, Короленко, Куприн. А одновременно возникают модернистические направл. в худ. лит-ре -- символизм, акмеизм, футуризм. Именно символисты -- Брюсов, Мережковский, З. Гиппиус,. Бальмонт, Сологуб, Блок, Белый, акмеисты Городецкий, Гумилев, Ахматова, Мандельштам, Цветаева, футуристы Хлебников, Каменский, Бурлюк, Крученых, Маяковский создают литерат. творения. Появл-ся шедевры изобраз. искусства, созданные Серовым, Врубелем, Нестеровым, Кустодиевым, Кандинским. Малевичем, Шагалом. Музыкальное иск-во - Скрябин, Рахманинов, Стравинский, Прокофьев. Развивается русская религиозная философия в трудах Бердяева, С.Н.Булгакова, Флоренского, Франка, Розанова, Шестова и философия русского космизма (Федоров, Циолковский, Вернадский).

Развитие культуры "серебр. века" прерывается Октябр. револ. 1917 года, означавшей великий перелом в духовной жизни России. Значит. часть деятелей культуры устремляется в эмиграцию, другая с восторгом воспринимает революцию и ее идеалы. Начинается развитие Советской культуры. Социалистический реализм - основоположник Горький. Создают свои выдающиеся произведения советские писатели Шолохов, А.Н.Толстой, Федин, Булгаков, поэты Маяковский, Есенин, Пастернак, композиторы Шостакович, Дунаевский.

В постсоветский период продолж-ся творчество деятелей рус. культуры Солженицина, В.И.Распутина, И.Бродского, Свиридова, Ростроповича и др. Однако полностью творч. рез-ты разв. культуры в постсоветской России пока не проявились.

Европейская культура 20в. противоречива и многообразна. Люди стали получать огромное кол-во инф-ции через электронные средства связи, изменилось количество, форма социальных контактов

Самое полное воплощение модернизм нашел в архитектуре. Функционализм (20-е гг. 20 в., Германия) - направление, кот. возглавил Вальтер Гропиус. Функционализм дал нов.типы домов (галерейные, коридорного типа со встроенным оборудованием).

Одним из первых направлений модернизма в лит-ре стал символизм, кот. в своем творчестве обращался к классической мифологии, нац. фольклору, эзотерическим учениям. Представители - П. Валерии, Элиот, Йетс.

Были и другие направления в модернизме: дадаизм, имажинизм, экспрессионизм, которые поэтов – Аполлинера, П. Элюара, Л, Арагона, Ф. Гарсия Лорку и др.

По-прежнему сильны традиции реализма, проявившиеся в творчестве Т.Манна, Д.Голсуорси, Р.Олдингтона, Э.М.Ремарка,Э. Хемингуэя и др. Популярна научно-фантастич. лит-ра - С.Лем, Р.Хайнлайн, А.Кларк. Детективная лит-ра - А. Кристи, Ж. Сименона, Д. Чейза, Д. Френсиса и др. Многолик театр. Наряду с реалистич. театром традиций А.Чехова и Г.Ибсена, появл-ся трагедийный театр Г.Крэга, пытающийся раскрыть философию бытия, эпический театр Б.Брехта, истолковывающий уроки истории, театр жестокости А.Арто, мечтающий вернуться в далекое прошлое, когда театр был связан с ритуалом, театр абсурда Э.Ионеско, С.Беккета, не пытающийся вообще ничего выразить, издевающийся над связями человека с обществом.

Говоря о модернизме в изобраз. искусстве, следует отметить, что он начинался с фовизма, который продолжил в худ. культуре линию романтизма, импрессионизма, постимпрессионизма и стиля модерн (Матисс, Вламинк, Дерен, Марке).

Сложным и противоречивым явл-ся экспрессионизм. Его особ-ти: художники в своем творчестве стремились выразить драматическую подавленность чел. в мире (Э. Кирхнер, Э. Нольде, М. Пихштейн, П. Клее).

В первом десятилетии 20в. сформир-ся кубизм. Все предметы и явления включая чел., м.быть изображены в виде суммы геометрич. фигур (Пикассо, Леже, Делоне).

Футуризм (1909г.). Наиб. распростр. получил в Италии, где его предст-ми были Маринетти, Боччони, Руссоло. Футуристы провозгласили полный разрыв не только с иск-вом, но и со всей культурой прошлого. Футуризм просуществ. несколько лет и в 20-е годы исчерпал себя. Сюрреализм возник во Франции после Перв. мировой войны (Аполлинер, Бретон, Дали, Магритт, Мур). Осн. черты: культ фатальной предрешенности социального зла, агрессивных влечений, разрушительных инстинктов, извращенной эротики, патологической психики. Кульминационным направлением в развитии модернизма стал абстракционизм (Кандинский, Малевич). Расцвет абстрактного искусства пришелся на сер.ХХ века.