Культура как знаково-символическая система.
Для понимания существа и особенностей культуры в XX в. очень важным оказалось развитие символизма и семиотики на основе философии и лингвистики. С семиотических позиций культура - это совок-ть знаковых систем, с помощью кот. человечество или данный народ поддерживает свою сплоченность, оберегает свои ценности и своеобразие своей культуры и ее связи с окружающим миром.
При этом знак понимается как «чувственно воспринимаемый предмет (явление, действие), кот. выступает как представитель др. предмета, свойства или отношения». Культура порой понимается и как совок-ть знаков–символов, особых условных многозначных смыслов. Так, у неокантианца Э. Кассирера все формы культуры рассматривались как иерархия «символических форм». Усвоение и передача знания по своей природе суть операции. Они требуют опредмечивания знания, превращения его в операциональную единицу. Так рождается символ. Если символ стабилен, т.е. постоянно указывает на одно и то же значение, он превращается в архетип. Повседневная жизнь чел. наполнена символами и знаками, кот. регулируют поведение, что-то разрешая или запрещая, олицетворяя и наполняя смыслом. Вокруг символов человечество развернуло бурную деят-ть. Символы конструируются, описываются, с помощью одних символов создаются новые символы, целые символические системы, наконец, изучается сама эта деят-ть по созданию и использованию символических систем. Этот символический мир, параллельный реальному, и образуют культуру. Культура предст. собой попытку подвести единое смысловое основание под восприятие мира. Она дает людям готовые смыслы. Эта смыслополагающая функция делает равноправными любые культуры, не взирая на время и расстояния. Система общепринятых ответов не останавливает вопрошания. Культура бессильна дать подлинные смыслы бытия: она содержит лишь возможные смыслы. Если смысл все-таки врывается в жизнь чел., он приходит помимо культуры - личностно, адресуясь к конкретному чел. Польза культуры - лишь в предуготовлении к смыслу. Научая чел. видеть символы, она может адресовать его к тому, что стоит за символикой. Но она может и запутать его. Чел. может принять смыслы за реальность и довольствоваться культурным бытием, не зная, что такое подлинная реальность.
-
Содержание
- Культурология и ее место в системе гуманитарных наук.
- Теория культуры: предмет, основные категории, проблемы, подходы к пониманию культуры.
- История культуры. Особенности и методы изучения исторического развития культуры.
- Культура как знаково-символическая система.
- Функции культуры.
- Точка зрения и. Гердера о происхождении культуры. Какую роль Гердер отводил письменной культуре вообще и буквенному письму – в частности.
- Точка зрения к. Ясперса о происхождении культуры. Что такое осевое время? Как оно повлияло на формирование культур? Назовите и кратко охарактеризуйте пять культур осевого времени.
- Культура и религия.
- Культура и искусство. Своеобразие художественной культуры.
- Культура народная, элитарная и массовая.
- Культура и этнос. Национальное своеобразие культур.
- Ценности культуры: специфика, проблемы сохранения и трансляции.
- Динамика культурных процессов (социокультурная динамика).
- Культура и процессы глобализации в современном мире.
- Социальные институты культуры и их значение.
- Проблемы традиций, преемственности и новаторства в культуре.
- Мифология как форма самосознания культуры.
- Особенности первобытной культуры.
- Особенности формирования и общая характеристика культур древнейших цивилизаций Востока. Культура Месопотамии.
- Культура Древнего Египта.
- Культура древнего и средневекового Востока. Культура Китая.
- Культура Индии.
- Истоки и своеобразие античной культуры.
- Культура Древней Греции (культурные особенности и общая характеристика).
- Отличительные особенности культуры Древнего Рима.
- Место и роль Античности в мировой культуре.
- Истоки формирования и основные особенности культуры европейского средневековья.
- Истоки и особенности культуры Византии.
- Культура Киевской Руси.
- Культура эпохи Возрождения и Реформации.
- Стили и направления в художественной культуре Западной Европы 20 в.
- Проанализируйте явление контркультуры в истории культуры.
- Сопоставьте понятия «контркультура» и «субкультура».
- Основные направления современных молодежных субкультур.
- "Популяризация" Эмо"
- Субкультура готов
- Каково воздействие контркультуры на современную культуру и цивилизацию?
- Особенности основных видов пластических искусств.
- Монументально-декоративное искусство.
- Декоративно-прикладное искусство – истоки, основные термины, понятия. Специфика декоративного искусства.
- Декоративно-прикладное искусство. Традиции и современность.
- Орнамент. Виды орнаментов. Его назначение. Закономерности построения и использования на предметах декоративного искусства.
- Глина в декоративно-прикладном искусстве. Гончарное искусство на территории Украины (история и современность).
- Глиняная игрушка (история и современность).
- Художественный металл. Основные центры и направления художественных работ по металлу. Классификация изделий по способу их изготовления (привести примеры).
- Художественный текстиль. Роспись тканей. Вышивка. Лоскутная техника.
- Художественные изделия узорного ткачества. Ковровые изделия. Килимарство. Кружева.
- Возрождение культуры депортированных народов.