Каково воздействие контркультуры на современную культуру и цивилизацию?
Контркультура как феномен может рассматриваться в двух аспектах: конкретно-историческом и универсальном. Как конкретно-исторический феномен контркультура представляет комплекс молодежных субкультур, развернувшиеся со второй половины XX века в ведущих западных странах, а затем и во всем цивилизованном мире (в том числе – в Росии), и выражающих особенности молодежной социализации в условиях техногенной модернизации общества и глобальных проблем современности. Наиболее восприимчивой к контркультурным инновациям оказалась, именно, молодежь, вследствие обусловленных молодежным сознанием неприспособленческих особенностей общепринятого мировосприятия. Контркультура сумела раскрыть в себе потенциал альтернативной культуры и оказала влияние на современную культуру, в которой изменились отношения между полами, произошел отказ от традиций рациональности, увлечение техниками саморазвития, восточными религиозными учениями, был признан плюрализм ценностей. В настоящее время есть в нашей стране также молодежные группы, занимающиеся политикой. Подобные образования небезопасны для общества, т. к. уровень политической культуры подростковой молодежи довольно низок, и тут возможны различного рода проявления экстремизма, национализма, терроризма. Все большее внимание молодежи привлекают те сферы культуры, которые до последнего времени находились на периферии ее интересов. Так, в сфере интеллектуальных интересов наблюдается поворот от технического и специализированного знания к проблемам философского, этического, эстетического и вообще гуманитарного характера. Характерной чертой современной молодежи является ее стремление к духовности. По всей вероятности, молодежное движение будет и дальше активно развиваться. Конфликт между системами ценностей неизбежен, и он столь же вечен, как и конфликт между отцами и детьми, между поколениями.
-
Планетарные идеи В. Вернадского. Что такое ноосфера, и каково место этого термина в концепции Вернадского?
-
Природа искусства и его социальные функции.
Происхождение искусства Аристотель связывает с человеком. Он считает, что природа человека имеет божественный характер и что искусство есть следствие природной способности, связанной с божественным началом. Определение, данное Аристотелем искусству, продержалось около двух тысяч лет. Он охарактеризовал искусство как человеческую деятельность, т,е. то, что сотворено человеком. Природа и искусство - две основные движущие силы мира.
Социальная суть искусства состоит в том, что художественное развитие общества обусловлено естественноисторическим процессом, т.е. его развитие выявляет характерные закономерности, которые связаны с определенными периодами становления человеческой культуры. Первая из них определяется как закономерность возникновения искусства: он появился как результат эстетических потребностей и эстетических способностей, которые развились непосредственно в рамках практической деятельности человека. Древнейшие памятки, начало художественной деятельности исследователи относят к эпохе палеолита (приблизительно 40-50 тыс. лет до н.э.) Древнейшие следы этой деятельности представляют собой нанесенные человеческой рукой «знаки», вероятно, имитация «ран». Это была попытка опережающих действий, она предваряла нанесение реальных ран животному в процессе охоты. Магические реалии составляют не иную действительность, а ее инобытие. Первичное убеждение в том, что определенными действиями, изображениями, словесными формулами можно повлиять на состояние реального объекта, сохраняются в существующих и сегодня заговорах, заклинаниях, возникновение которых берет начало в седой древности.
- Культурология и ее место в системе гуманитарных наук.
- Теория культуры: предмет, основные категории, проблемы, подходы к пониманию культуры.
- История культуры. Особенности и методы изучения исторического развития культуры.
- Культура как знаково-символическая система.
- Функции культуры.
- Точка зрения и. Гердера о происхождении культуры. Какую роль Гердер отводил письменной культуре вообще и буквенному письму – в частности.
- Точка зрения к. Ясперса о происхождении культуры. Что такое осевое время? Как оно повлияло на формирование культур? Назовите и кратко охарактеризуйте пять культур осевого времени.
- Культура и религия.
- Культура и искусство. Своеобразие художественной культуры.
- Культура народная, элитарная и массовая.
- Культура и этнос. Национальное своеобразие культур.
- Ценности культуры: специфика, проблемы сохранения и трансляции.
- Динамика культурных процессов (социокультурная динамика).
- Культура и процессы глобализации в современном мире.
- Социальные институты культуры и их значение.
- Проблемы традиций, преемственности и новаторства в культуре.
- Мифология как форма самосознания культуры.
- Особенности первобытной культуры.
- Особенности формирования и общая характеристика культур древнейших цивилизаций Востока. Культура Месопотамии.
- Культура Древнего Египта.
- Культура древнего и средневекового Востока. Культура Китая.
- Культура Индии.
- Истоки и своеобразие античной культуры.
- Культура Древней Греции (культурные особенности и общая характеристика).
- Отличительные особенности культуры Древнего Рима.
- Место и роль Античности в мировой культуре.
- Истоки формирования и основные особенности культуры европейского средневековья.
- Истоки и особенности культуры Византии.
- Культура Киевской Руси.
- Культура эпохи Возрождения и Реформации.
- Стили и направления в художественной культуре Западной Европы 20 в.
- Проанализируйте явление контркультуры в истории культуры.
- Сопоставьте понятия «контркультура» и «субкультура».
- Основные направления современных молодежных субкультур.
- "Популяризация" Эмо"
- Субкультура готов
- Каково воздействие контркультуры на современную культуру и цивилизацию?
- Особенности основных видов пластических искусств.
- Монументально-декоративное искусство.
- Декоративно-прикладное искусство – истоки, основные термины, понятия. Специфика декоративного искусства.
- Декоративно-прикладное искусство. Традиции и современность.
- Орнамент. Виды орнаментов. Его назначение. Закономерности построения и использования на предметах декоративного искусства.
- Глина в декоративно-прикладном искусстве. Гончарное искусство на территории Украины (история и современность).
- Глиняная игрушка (история и современность).
- Художественный металл. Основные центры и направления художественных работ по металлу. Классификация изделий по способу их изготовления (привести примеры).
- Художественный текстиль. Роспись тканей. Вышивка. Лоскутная техника.
- Художественные изделия узорного ткачества. Ковровые изделия. Килимарство. Кружева.
- Возрождение культуры депортированных народов.