Культура Древнего Египта.
Египет - одно из древнейших государств мира, а его иск-во – один из самых ранних вкладов в историю культуры стран Др. Востока.
История культуры Др.Египта делится на следующие этапы: додинастический период (5-4тыс. до н.э.), Раннее царство (ок. 3000- 2000 г.г. до н.э.), Древнее царство (XXVIII – XXIII вв. до н.э.), Среднее царство (XXI – XVIII вв. до н.э.), Новое царство (XVI – XI вв. до н.э.), Поздний период (XI – IV вв. до н.э.).
Сакральный хар-р древнеегипет. культуры проявл-ся в ее глубокой символичности. Главные символы: сфинкс, фараон, боги Ра и Осирис, пирамида, анкх.
Сфинкс как олицетворение тайной мудрости – универсальный символ цивилизации Древнего Египта, имеющий облик фантастического существа с человеческим лицом и телом льва. Он раскрывает загадку сущности человека, которая мыслилась египтянами как сочетание духовного и природного естества, мыслительной и физической силы. Выступая в качестве посредника между царством живых (бога Ра) и царством мертвых (бога Осириса), сфинкс словно говорит: человеческая жизнь – это кратковременный промежуток между двумя несоразмерными пространствами – прошедшего и будущего. Самый большой сфинкс выполнен в первой половине 1 тыс. до н.э., он до сих пор стережет пирамиду Хефрена. Сфинкс высечен из цельной скалы: его голова в 30 раз больше человеческой, а длина тела 57 м.
Сфинкс выступает олицетворением фараона, имеющего двойную природу: божественную и человеческую. В Древнем Египте фараон считался потомком и наместником богов, призванным устанавливать божественный порядок и вершить справедливость (маат) на земле. Человек не вправе нарушать установленные богами и фараонами законы, а должен повиноваться им.
Священный атрибут богов, знак их мудрости и власти, - анкх, или египетский крест с петлей, «ключ Нила». Он символизирует жизнь как точку сообщения между мирами – божественным и земным, духовным и материальным. Анкх выражает фундаментальную для древнеегипетской культуры идею бессмертия человеческого существования. Смерть рассматривалась как переход к иной, лучшей жизни.
Египтяне полагали, что вечной, но хрупкой душе удобнее всего вернуться в свое прежнее и отныне тоже вечное тело внутри мощной и защищенной от света и посторонних взглядов усыпальницы – пирамиды. Пирамиды строились для фараонов и знати, хотя по вероучению египетских жрецов всякий человек, а не только царь или вельможа обладал вечной жизненной силой – «ка», т. е. бессмертием, при условии, что будет полностью соблюден ритуал погребения. Забота о сохранении тела умершего привела к возникновению искусства изготовления мумий и бальзамирования.
Идея бессмертия, неуничтожимости человеческой сущности нашла наглядное воплощение в произведениях архитектуры (пирамиды фараонов Хеопса, Хефрена, Микерина), в скульптуре (статуи царевича Рахотепа и его супруги Нофрет), в живописи (росписи гробниц в Саккаре, в Луксоре) и в литературе («Тексты пирамид»). Изобразительное и монументальное искусство несет на себе печать египетской культуры в целом.
Важнейшая составная часть культуры Др.Египта – рисуночное символическое письмо (иероглифы). Характерно, что в дальнейшем оно превратилось в слоговое. Тайна древнеегипетских иероглифов разгадана лишь в XIX веке франц. ученым Франсуа Шампольоном.
В духовной культуре особое значение приобретают просвещение (создание при дворцах фараонов, а затем и в храмах первоначальных школ, позднее в крупных государственных учреждениях, где шло обучение чтению, письму, счету); техника (мотыги, арки, гончарный круг, журавль, водоподъемное колесо и др.); технология (обработка металла, бронзы, меди, золота, серебра, керамики, ткачество); наука – астрономия (знаки зодиака, календарь); математика (дроби, вычислена поверхность шара и др.); медицина (бальзамирование, знание анатомии, зачатки терапии); география, торговля и военные экспедиции расширили познания. В целом следует считать, что зарождение и развитие научных представл. египтян тяготело к естественным наукам. Сокровища египетской культуры оказались притягательными для видных греческих ученых, философов, гос.деятелей. Греки восприняли египетскую идею сакрального (священного) царства, поклонялись священным быкам и овнам, строили храмы египетским богам. Позднее культура Др. Египта вплетается в культуру Египта исламского, и ее наследие доживет до наших дней в отдельных чертах быта и верований египетских мусульман.
- Культурология и ее место в системе гуманитарных наук.
- Теория культуры: предмет, основные категории, проблемы, подходы к пониманию культуры.
- История культуры. Особенности и методы изучения исторического развития культуры.
- Культура как знаково-символическая система.
- Функции культуры.
- Точка зрения и. Гердера о происхождении культуры. Какую роль Гердер отводил письменной культуре вообще и буквенному письму – в частности.
- Точка зрения к. Ясперса о происхождении культуры. Что такое осевое время? Как оно повлияло на формирование культур? Назовите и кратко охарактеризуйте пять культур осевого времени.
- Культура и религия.
- Культура и искусство. Своеобразие художественной культуры.
- Культура народная, элитарная и массовая.
- Культура и этнос. Национальное своеобразие культур.
- Ценности культуры: специфика, проблемы сохранения и трансляции.
- Динамика культурных процессов (социокультурная динамика).
- Культура и процессы глобализации в современном мире.
- Социальные институты культуры и их значение.
- Проблемы традиций, преемственности и новаторства в культуре.
- Мифология как форма самосознания культуры.
- Особенности первобытной культуры.
- Особенности формирования и общая характеристика культур древнейших цивилизаций Востока. Культура Месопотамии.
- Культура Древнего Египта.
- Культура древнего и средневекового Востока. Культура Китая.
- Культура Индии.
- Истоки и своеобразие античной культуры.
- Культура Древней Греции (культурные особенности и общая характеристика).
- Отличительные особенности культуры Древнего Рима.
- Место и роль Античности в мировой культуре.
- Истоки формирования и основные особенности культуры европейского средневековья.
- Истоки и особенности культуры Византии.
- Культура Киевской Руси.
- Культура эпохи Возрождения и Реформации.
- Стили и направления в художественной культуре Западной Европы 20 в.
- Проанализируйте явление контркультуры в истории культуры.
- Сопоставьте понятия «контркультура» и «субкультура».
- Основные направления современных молодежных субкультур.
- "Популяризация" Эмо"
- Субкультура готов
- Каково воздействие контркультуры на современную культуру и цивилизацию?
- Особенности основных видов пластических искусств.
- Монументально-декоративное искусство.
- Декоративно-прикладное искусство – истоки, основные термины, понятия. Специфика декоративного искусства.
- Декоративно-прикладное искусство. Традиции и современность.
- Орнамент. Виды орнаментов. Его назначение. Закономерности построения и использования на предметах декоративного искусства.
- Глина в декоративно-прикладном искусстве. Гончарное искусство на территории Украины (история и современность).
- Глиняная игрушка (история и современность).
- Художественный металл. Основные центры и направления художественных работ по металлу. Классификация изделий по способу их изготовления (привести примеры).
- Художественный текстиль. Роспись тканей. Вышивка. Лоскутная техника.
- Художественные изделия узорного ткачества. Ковровые изделия. Килимарство. Кружева.
- Возрождение культуры депортированных народов.