Социальные институты культуры и их значение.
Социальные институты — это исторически сложившиеся устойчивые формы организации совместной деятельности и отношений людей, выполняющие общественно значимые функции.
К этому понятию относятся, например, институты семьи, религии, т.е. те области, где можно проследить устойчивые связи между людьми. Социальные институты создаются для решения проблем, касающихся непосредственно физических, духовных и материальных конфликтов.
Социальный институт является независимым социальным образованием. Его нельзя путать с отношениями между людьми, У него есть своя структура, он выполняет определенные функции. Функции социальных институтов могут носить различный характер. В зависимости от них социальные институты классифицируют следующие образом.
· Социально-экономические институты. К ним относят институты собственности, хозяйствования и всего того, что обеспечивает процесс производства и распределения, они имеют в своем содержании социальный аспект.
· Политические институты. Это институты государства, власти, партии и т.д. Они вместе образуют политическую жизнь страны.
· Социокультурные и воспитательные институты. Они направлены на формирование в человеке определенных ценностей, норм и приспособление индивида к жизни в этом обществе.
· Нормативно-ориентирующие институты. Их цель — создание нравственной основы поведения человека. С их помощью определяются ценности, принятые в обществе. В соответствии с ними совершаются поступки.
· Нормативно-санкционирующие институты. Нормы, предписываемые этими институтами, обязательны для всех членов общества. Эти нормы закрепляются посредством принятия законов, кодексов, правил на государственном уровне. За их несоблюдение нарушителю грозит наказание в соответствии с его проступком.
· Церемониальные институты. Они регулируют ежедневное поведение людей в обществе, их взаимодействие и т.д. Эти институты могут быть как официальными, так и неофициальными. Церемониальные институты охватывают широкую сферу — от приветствий до правил передачи информации и поведения во время собрания.
Социальные институты создаются с определенной целью и выполняют следующие основные функции: установление связей; регулирование взаимоотношений; объединение социальных групп; обмен необходимой информацией; социализация индивида.
- Культурология и ее место в системе гуманитарных наук.
- Теория культуры: предмет, основные категории, проблемы, подходы к пониманию культуры.
- История культуры. Особенности и методы изучения исторического развития культуры.
- Культура как знаково-символическая система.
- Функции культуры.
- Точка зрения и. Гердера о происхождении культуры. Какую роль Гердер отводил письменной культуре вообще и буквенному письму – в частности.
- Точка зрения к. Ясперса о происхождении культуры. Что такое осевое время? Как оно повлияло на формирование культур? Назовите и кратко охарактеризуйте пять культур осевого времени.
- Культура и религия.
- Культура и искусство. Своеобразие художественной культуры.
- Культура народная, элитарная и массовая.
- Культура и этнос. Национальное своеобразие культур.
- Ценности культуры: специфика, проблемы сохранения и трансляции.
- Динамика культурных процессов (социокультурная динамика).
- Культура и процессы глобализации в современном мире.
- Социальные институты культуры и их значение.
- Проблемы традиций, преемственности и новаторства в культуре.
- Мифология как форма самосознания культуры.
- Особенности первобытной культуры.
- Особенности формирования и общая характеристика культур древнейших цивилизаций Востока. Культура Месопотамии.
- Культура Древнего Египта.
- Культура древнего и средневекового Востока. Культура Китая.
- Культура Индии.
- Истоки и своеобразие античной культуры.
- Культура Древней Греции (культурные особенности и общая характеристика).
- Отличительные особенности культуры Древнего Рима.
- Место и роль Античности в мировой культуре.
- Истоки формирования и основные особенности культуры европейского средневековья.
- Истоки и особенности культуры Византии.
- Культура Киевской Руси.
- Культура эпохи Возрождения и Реформации.
- Стили и направления в художественной культуре Западной Европы 20 в.
- Проанализируйте явление контркультуры в истории культуры.
- Сопоставьте понятия «контркультура» и «субкультура».
- Основные направления современных молодежных субкультур.
- "Популяризация" Эмо"
- Субкультура готов
- Каково воздействие контркультуры на современную культуру и цивилизацию?
- Особенности основных видов пластических искусств.
- Монументально-декоративное искусство.
- Декоративно-прикладное искусство – истоки, основные термины, понятия. Специфика декоративного искусства.
- Декоративно-прикладное искусство. Традиции и современность.
- Орнамент. Виды орнаментов. Его назначение. Закономерности построения и использования на предметах декоративного искусства.
- Глина в декоративно-прикладном искусстве. Гончарное искусство на территории Украины (история и современность).
- Глиняная игрушка (история и современность).
- Художественный металл. Основные центры и направления художественных работ по металлу. Классификация изделий по способу их изготовления (привести примеры).
- Художественный текстиль. Роспись тканей. Вышивка. Лоскутная техника.
- Художественные изделия узорного ткачества. Ковровые изделия. Килимарство. Кружева.
- Возрождение культуры депортированных народов.