Мифология как форма самосознания культуры.
МИФ (греч. - предание, сказание) - 1. Рассказы, повествов.о богах, героях, демонах и т.д. 2. Способ понимания природы и социальной действит-ти на ранних стадиях общественного развития. На ранних стадиях первобыт. общества чел. не выделял себя из природы, он оставался ее частью, но одновременно жил в обществе, подчинялся его законам. Миф был направлен на создание гармонии между природой, обществом и чел. Миф - это характерное для первобытного сознания синкретическое отражение действит-ти. Миф являлся основой общественного и человеч. сознания, религии, искусства, лит-ры, правопорядка. Мифы народов мира имеет общие основы и характерные черты. Во всех культурах встреч-ся мифы космогонические, теогонические, тотемические и т.д. Космог.- о создании и космического пространства и времени, разделении богами земли и неба, дня и ночи; творение завершается, как прав., созданием человека. Теогон. - о происхождении богов, астральные - о звездах и планетах, тотемич.- о родстве людей с объектами живой и неживой природы. В первобыт. обществе зародились и основы искусства (ритуальный танец, мелкая пластика, древнейшие формы мифологич. творчества, наскальные изображения). Греческие мифы оказали большое влияние на искусство Возрождения и эпохи классицизма. Совр. художники обращ-ся к мифам, подвергая их своей интерпретации в целях выражения вечных философских проблем.
Мифология стала исходной формой человеч. мышления, источником последующих, более развитых форм мышления: религиозн., художествен., философского, научного. Мифы явл-ся своеобразной материей духовной культуры. Мифология играла роль идеологии первобытного общества. Мифологич. образы служили представлениями о качествах или поступках.
Исследователи в области мифологии выделяют и такие функции мифа:
- аксиологическая (миф является средством самовосхваления и воодушевления);
- телеологическая (в мифе опред-ся цель и смысл истории, человеч. существования);
- праксиологическая, реализуемая в 3 планах: прогностическом, магическом и творчески-преобразовательном (здесь часто вспоминают мысль Н.А. Бердяева о том, что история - "творимый миф");
- коммуникативная (миф является связующим звеном эпох и поколений);
- познавательная и объяснительная;
- компенсаторная (реализация и удовл-е потреб-тей, кот., как прав., неосуществимы).
- Культурология и ее место в системе гуманитарных наук.
- Теория культуры: предмет, основные категории, проблемы, подходы к пониманию культуры.
- История культуры. Особенности и методы изучения исторического развития культуры.
- Культура как знаково-символическая система.
- Функции культуры.
- Точка зрения и. Гердера о происхождении культуры. Какую роль Гердер отводил письменной культуре вообще и буквенному письму – в частности.
- Точка зрения к. Ясперса о происхождении культуры. Что такое осевое время? Как оно повлияло на формирование культур? Назовите и кратко охарактеризуйте пять культур осевого времени.
- Культура и религия.
- Культура и искусство. Своеобразие художественной культуры.
- Культура народная, элитарная и массовая.
- Культура и этнос. Национальное своеобразие культур.
- Ценности культуры: специфика, проблемы сохранения и трансляции.
- Динамика культурных процессов (социокультурная динамика).
- Культура и процессы глобализации в современном мире.
- Социальные институты культуры и их значение.
- Проблемы традиций, преемственности и новаторства в культуре.
- Мифология как форма самосознания культуры.
- Особенности первобытной культуры.
- Особенности формирования и общая характеристика культур древнейших цивилизаций Востока. Культура Месопотамии.
- Культура Древнего Египта.
- Культура древнего и средневекового Востока. Культура Китая.
- Культура Индии.
- Истоки и своеобразие античной культуры.
- Культура Древней Греции (культурные особенности и общая характеристика).
- Отличительные особенности культуры Древнего Рима.
- Место и роль Античности в мировой культуре.
- Истоки формирования и основные особенности культуры европейского средневековья.
- Истоки и особенности культуры Византии.
- Культура Киевской Руси.
- Культура эпохи Возрождения и Реформации.
- Стили и направления в художественной культуре Западной Европы 20 в.
- Проанализируйте явление контркультуры в истории культуры.
- Сопоставьте понятия «контркультура» и «субкультура».
- Основные направления современных молодежных субкультур.
- "Популяризация" Эмо"
- Субкультура готов
- Каково воздействие контркультуры на современную культуру и цивилизацию?
- Особенности основных видов пластических искусств.
- Монументально-декоративное искусство.
- Декоративно-прикладное искусство – истоки, основные термины, понятия. Специфика декоративного искусства.
- Декоративно-прикладное искусство. Традиции и современность.
- Орнамент. Виды орнаментов. Его назначение. Закономерности построения и использования на предметах декоративного искусства.
- Глина в декоративно-прикладном искусстве. Гончарное искусство на территории Украины (история и современность).
- Глиняная игрушка (история и современность).
- Художественный металл. Основные центры и направления художественных работ по металлу. Классификация изделий по способу их изготовления (привести примеры).
- Художественный текстиль. Роспись тканей. Вышивка. Лоскутная техника.
- Художественные изделия узорного ткачества. Ковровые изделия. Килимарство. Кружева.
- Возрождение культуры депортированных народов.