logo
Kulturologia

Функции культуры.

Функции культуры – это совок-ть ролей, которые выполняет культура по отношению к сообществу людей. Все функции культуры социальны, т.е. обеспечивают коллективный характер жизнедеятельности людей.

За­щитная. Она сост. в том, что при помощи искусст­венно созданных приспособлений - орудий труда, лекарств, оружия, транспорт.средств, ис­точников энергии - человек увеличил свои возможности подчинения себе сил природы. Ему не страшны голод, наводнения, эпидемии. Функция сопровождается дисфункцией. На смену одним неблагопр. факторам, устраненным технич. прогрессом, приходят порожденные им. Голод и чума побеждены, но истощается почва, отравляется вода, ухудшается экология, появл.новые болезни. И не только естеств. происхождения (СПИД), но и искусственного (лучевая бо­лезнь). Т.о., материальная культура, тех­нич. прогресс, с одной стороны, снижают угро­зу жизни и здоровью людей, а с др. - повышают ее.

Познавательная – смыслообразовательная. Фундаментальная функция культуры - пре­образование и освоение мира. Ее еще называют креа­тивной функцией (от лат. - созидание), Эта функция определяется способностью культуры накапливать знания о мире, и формировать способы и механизмы познания мира.

Коммуникативная включ. передачу инф-ции в любом виде: устное и письменное сообщение, общение людей, наро­дов, использование тех. средств связи и т.п. Без общения с себе подобными невозможны ни общество, ни культура. Информацион. изоляция от культу­ры наносит непоправ.ущерб человеку. Пример - феральные люди.

С коммуникативной связана сигнификатив­ная функция культуры (от англ.- знак), букваль­но - функция приписывания значений и ценностей.

Функция трансляции социального опыта сост. в передаче социального опыта от поколения к поколению, от одной эпохи к др. Разрыв культурной преемственности обрекает людей на потерю социальной памяти (феномен манкуртизма).

Нормативная (регулятивная). Функция связана с регулированием различных сторон общественной и личной деят-ти людей.

Релаксацион­ная. Релаксация (от лат.-ослабление) - ис­кусство физического и психического расслабления, разрядки.

Ценностная (аксиологическая) - установление и поддержание системы ценностей. Все окружающее человека рассматрив. как ценность, т.е. оцениваться в плане добра и зла, допустимого или запретного и т.д.

Воспитательная - обеспечивает возмож-ть внутр. адаптации человека к жизни в человеч. сообществе. Культура задает тот уровень требов. к человеку, кот. он должен удовлетворять, чтобы считаться полноправ. членом человеч. сообщества.

Образовательная - связана с воспитательной. Предст. собой ее модификацию. Накопленные культурой знания во всех областях жизни позволяет человеку пополнять свой образовательный багаж. Передача культуры от предшествующих поколений к последующим через обучение называется культурной трансмиссией. Благодаря ей осущ-ся преемственность поколений. Отсутствие преемственности приводит к манкуртизму, кот. обрекает людей на потерю социальной памяти.

Культура несет в себе функции, различающиеся и по субъекту культурной деятельности. На уровне человеческого рода культура выступает средством укрепления и развития человеческого общества как особого, отличного от природы образования.

На уровне социальной группы культура объединяет людей, дифференцирует их, выделяет в обществе как целостности.

На уровне индивида культура обеспечивает его подключению к богатству человеческой деятельности, способствует развитию творческих способностей человека.

Все функций культуры тесно связаны, переходят одна в другую и практически представляют собой единый процесс, в целом обеспечивая движение человечества по извилистым и часто непредсказуемым путям прогресса.