Культура Киевской Руси.
Киевская Русь - первое государство восточных славян, объединившее более 200 славянских, финно-угорских и латышско-литовских племен. Современники называли его просто Русью: термин Киевская Русь - научного происхождения, но он очень удобен для обозначения определенного хронологического отрезка (IX - начала XII в.), когда Киев стоял во главе огромного государства, открывшего новый период в истории народов Восточной Европы, период сменивший первобытность.
Единое государство - Киевская Русь - возникло в IX в. и просуществовало до 1130-х годов. Новые княжества XII - начала XIII в. составляли как бы единую семью - древнерусскую народность, говорившую на одном языке, совместно творившую единую культуру, имевшую ряд общих исторических задач. Много позже, в XIV-XV вв. эта единая народность распалась на три: русских, украинцев и белорусов.
Русская культура IX-XIII вв. идет по самобытному пути и достигает высокого развития уже в XI в. До татаро-монгольского завоевания культура Руси достигла высокого уровня, участвуя наравне с самыми передовыми странами в строительстве европейской средневековой культуры.
Огромным переворотом, внесшим глубокие изменения в развитие русской культуры, позволившим накапливать культурный опыт, знания, развивать художественное слово, явилось введение единой письменности. У древних славян в IX в. после принятия христианства появилось две азбуки: глаголица и кириллица. На Руси в X-XIII вв. обе они были известны, но глаголица применялась изредка, лишь для тайнописи, а кириллицей (упрощенной Петром I) мы пишем до сих пор, устранив в 1918 г. некоторые буквы.
Русская деревня долгое время оставалась неграмотной, но в городах грамотность была распространена широко, о чем свидетельствует множество надписей на бытовых вещах и стенах церквей. Есть несколько свидетельств о существовании школ для юношей: в 1086 г. сестра Владимира Мономаха устроила в Киеве школу для девушек при одном из монастырей. Учителями часто бывали представители низшего духовенства (дьяконы, дьячки).
В руки археологов попали интересные тетради двух новгородских школьников 1263 г. По ним мы можем судить о характере преподавания в средние века: ученики XIII в. проходили коммерческую корреспонденцию, цифирь, учили основные молитвы. Высшим учебным заведением средневекового типа был в известной мере Киево-Печерский монастырь. Из этого монастыря выходили церковные иерархи (игумены монастырей, епископы, митрополиты), которые должны были пройти курс богословия, изучить греческий язык, знать церковную литература, научиться красноречию.
Представление об уровне знаний могут дать "Изборники" 1073 и 1076 гг., где собраны статьи по грамматике, философии и другим дисциплинам. Русские люди того времени хорошо сознавали, что "книги суть реки, напояющие вселенную мудростью". Некоторые мудрые книги назывались "глубинными книгами".
-
Содержание
- Культурология и ее место в системе гуманитарных наук.
- Теория культуры: предмет, основные категории, проблемы, подходы к пониманию культуры.
- История культуры. Особенности и методы изучения исторического развития культуры.
- Культура как знаково-символическая система.
- Функции культуры.
- Точка зрения и. Гердера о происхождении культуры. Какую роль Гердер отводил письменной культуре вообще и буквенному письму – в частности.
- Точка зрения к. Ясперса о происхождении культуры. Что такое осевое время? Как оно повлияло на формирование культур? Назовите и кратко охарактеризуйте пять культур осевого времени.
- Культура и религия.
- Культура и искусство. Своеобразие художественной культуры.
- Культура народная, элитарная и массовая.
- Культура и этнос. Национальное своеобразие культур.
- Ценности культуры: специфика, проблемы сохранения и трансляции.
- Динамика культурных процессов (социокультурная динамика).
- Культура и процессы глобализации в современном мире.
- Социальные институты культуры и их значение.
- Проблемы традиций, преемственности и новаторства в культуре.
- Мифология как форма самосознания культуры.
- Особенности первобытной культуры.
- Особенности формирования и общая характеристика культур древнейших цивилизаций Востока. Культура Месопотамии.
- Культура Древнего Египта.
- Культура древнего и средневекового Востока. Культура Китая.
- Культура Индии.
- Истоки и своеобразие античной культуры.
- Культура Древней Греции (культурные особенности и общая характеристика).
- Отличительные особенности культуры Древнего Рима.
- Место и роль Античности в мировой культуре.
- Истоки формирования и основные особенности культуры европейского средневековья.
- Истоки и особенности культуры Византии.
- Культура Киевской Руси.
- Культура эпохи Возрождения и Реформации.
- Стили и направления в художественной культуре Западной Европы 20 в.
- Проанализируйте явление контркультуры в истории культуры.
- Сопоставьте понятия «контркультура» и «субкультура».
- Основные направления современных молодежных субкультур.
- "Популяризация" Эмо"
- Субкультура готов
- Каково воздействие контркультуры на современную культуру и цивилизацию?
- Особенности основных видов пластических искусств.
- Монументально-декоративное искусство.
- Декоративно-прикладное искусство – истоки, основные термины, понятия. Специфика декоративного искусства.
- Декоративно-прикладное искусство. Традиции и современность.
- Орнамент. Виды орнаментов. Его назначение. Закономерности построения и использования на предметах декоративного искусства.
- Глина в декоративно-прикладном искусстве. Гончарное искусство на территории Украины (история и современность).
- Глиняная игрушка (история и современность).
- Художественный металл. Основные центры и направления художественных работ по металлу. Классификация изделий по способу их изготовления (привести примеры).
- Художественный текстиль. Роспись тканей. Вышивка. Лоскутная техника.
- Художественные изделия узорного ткачества. Ковровые изделия. Килимарство. Кружева.
- Возрождение культуры депортированных народов.