Место и роль Античности в мировой культуре.
Античная культура – широко употребляемый термин для определения продолжительного периода в истории культуры, сосредоточенной в области Средиземного моря, прежде всего, включая взаимосвязанные цивилизации Древней Греции и Древнего Рима. Существовала она, начиная с поэзии Гомера (8-7 столетия до нашей эры) и до падения Римской империи в пятом столетии нашей эры. Обозревая хронологически памятники древнегреческой культуры и искусства можно констатировать развитие древнейших способов выражать мысли с помощью образов, но вместе с тем непрерывно совершенствуя их до уровня наивысших художественных идеалов. Античная культура греков и римлян, испытывая некоторое влияние Древнего Востока, преобладала повсюду в Древнем мире как база искусства, философии, социальных и образовательных институтов. Идеалы сохранялись, им подражали. Этот греко-римский культурный фонд очень сильно повлиял на язык, политику, образовательные системы, философию, науку, искусство и архитектуру современного мира. Классическое наследие процветало в Средневековье в Византийско-греческом Востоке, в латинском Западе. Византийцы, называвшие себя ромеями, сохранили многие атрибуты экономических, юридических, административных организаций, характерные для Древнего Рима. В Северной Европе франкский король Карл Великий и саксонский правитель Оттон I, стремившиеся к восстановлению Западной Римской империи, короновались Папой римским в Риме как «император и август». Античная культура возрождалась в период появления различных неоклассических движений 18-19 веков. Реликвии греко-римской старины – монеты, драгоценности, вазопись, скульптура, архитектура, литература – очаровывали мыслящих людей во все эпохи. Стиха на латыни продолжали писать и в 19 столетии. Среди знаменитых поэтов – Джон Мильтон и Артур Рембо получили свое первое поэтическое образование на этом языке. В музыке можно вспомнить Игоря Стравинского и его «греческую трилогию» к балетам «Аполлон», «Орфей», «Агон». Античная культура с её мифологическими сюжетами и символами оставила глубокий след в западноевропейской литературе и живописи. В философии работы святого Фомы Аквинского главным образом основывались на идеях Платона, но переосмысленных в свете христианской религии. Архитектура отмечена несколькими «ренессансами», особенно римской архитектуры, достаточно привести в пример Вашингтон в Америке. Город заполнен большими мраморными зданиями, которые очень напоминают римские храмы с колоннами. Эпоха античности стала особенно популярным предметом интереса в шестнадцатом-семнадцатом веках, когда классические скульптурные и архитектурные произведения являлись мотивами для гравюр. Печатные изображения с них служили очень важному делу. Они давали возможность людям, заинтересованным в произведениях искусства и культуры, изучать их. Один из ярких примеров – «Вакханалия» Андреа Мантеньи. Она была создана великим художником после его посещения Рима (в 1488-1490 годах). Характерные особенности гравюры – фризоподобная композиция, фигуры скопированы с античных саркофагов, которые Мантенья видел в частных коллекциях и римских церквях. Работа сильно повлияла на выдающегося мастера Северного Возрождения Альбрехта Дюрера, для которого антична культура также стала предметом вдохновения и исследований. Плоды этого влияния хорошо видны в гравюре Дюрера «Адам и Ева». У Адама поза Аполлона Бельведерского, скульптурное изображение которого было обнаружено под Римом в конце пятнадцатого века. Подражая великолепным работам древних, стараясь вместе с тем превзойти их, художники, скульпторы, писатели в последующих исторических периодах действительно возрождали былое величие классической эпохи
- Культурология и ее место в системе гуманитарных наук.
- Теория культуры: предмет, основные категории, проблемы, подходы к пониманию культуры.
- История культуры. Особенности и методы изучения исторического развития культуры.
- Культура как знаково-символическая система.
- Функции культуры.
- Точка зрения и. Гердера о происхождении культуры. Какую роль Гердер отводил письменной культуре вообще и буквенному письму – в частности.
- Точка зрения к. Ясперса о происхождении культуры. Что такое осевое время? Как оно повлияло на формирование культур? Назовите и кратко охарактеризуйте пять культур осевого времени.
- Культура и религия.
- Культура и искусство. Своеобразие художественной культуры.
- Культура народная, элитарная и массовая.
- Культура и этнос. Национальное своеобразие культур.
- Ценности культуры: специфика, проблемы сохранения и трансляции.
- Динамика культурных процессов (социокультурная динамика).
- Культура и процессы глобализации в современном мире.
- Социальные институты культуры и их значение.
- Проблемы традиций, преемственности и новаторства в культуре.
- Мифология как форма самосознания культуры.
- Особенности первобытной культуры.
- Особенности формирования и общая характеристика культур древнейших цивилизаций Востока. Культура Месопотамии.
- Культура Древнего Египта.
- Культура древнего и средневекового Востока. Культура Китая.
- Культура Индии.
- Истоки и своеобразие античной культуры.
- Культура Древней Греции (культурные особенности и общая характеристика).
- Отличительные особенности культуры Древнего Рима.
- Место и роль Античности в мировой культуре.
- Истоки формирования и основные особенности культуры европейского средневековья.
- Истоки и особенности культуры Византии.
- Культура Киевской Руси.
- Культура эпохи Возрождения и Реформации.
- Стили и направления в художественной культуре Западной Европы 20 в.
- Проанализируйте явление контркультуры в истории культуры.
- Сопоставьте понятия «контркультура» и «субкультура».
- Основные направления современных молодежных субкультур.
- "Популяризация" Эмо"
- Субкультура готов
- Каково воздействие контркультуры на современную культуру и цивилизацию?
- Особенности основных видов пластических искусств.
- Монументально-декоративное искусство.
- Декоративно-прикладное искусство – истоки, основные термины, понятия. Специфика декоративного искусства.
- Декоративно-прикладное искусство. Традиции и современность.
- Орнамент. Виды орнаментов. Его назначение. Закономерности построения и использования на предметах декоративного искусства.
- Глина в декоративно-прикладном искусстве. Гончарное искусство на территории Украины (история и современность).
- Глиняная игрушка (история и современность).
- Художественный металл. Основные центры и направления художественных работ по металлу. Классификация изделий по способу их изготовления (привести примеры).
- Художественный текстиль. Роспись тканей. Вышивка. Лоскутная техника.
- Художественные изделия узорного ткачества. Ковровые изделия. Килимарство. Кружева.
- Возрождение культуры депортированных народов.