logo
Kulturologia

Место и роль Античности в мировой культуре.

Античная культура – широко употребляемый термин для определения продолжительного периода в истории культуры, сосредоточенной в области Средиземного моря, прежде всего, включая взаимосвязанные цивилизации Древней Греции и Древнего Рима. Существовала она, начиная с поэзии Гомера (8-7 столетия до нашей эры) и до падения Римской империи в пятом столетии нашей эры. Обозревая хронологически памятники древнегреческой культуры и искусства можно констатировать развитие древнейших способов выражать мысли с помощью образов, но вместе с тем непрерывно совершенствуя их до уровня наивысших художественных идеалов. Античная культура греков и римлян, испытывая некоторое влияние Древнего Востока, преобладала повсюду в Древнем мире как база искусства, философии, социальных и образовательных институтов. Идеалы сохранялись, им подражали. Этот греко-римский культурный фонд очень сильно повлиял на язык, политику, образовательные системы, философию, науку, искусство и архитектуру современного мира. Классическое наследие процветало в Средневековье в Византийско-греческом Востоке, в латинском Западе. Византийцы, называвшие себя ромеями, сохранили многие атрибуты экономических, юридических, административных организаций, характерные для Древнего Рима. В Северной Европе франкский король Карл Великий и саксонский правитель Оттон I, стремившиеся к восстановлению Западной Римской империи, короновались Папой римским в Риме как «император и август». Античная культура возрождалась в период появления различных неоклассических движений 18-19 веков. Реликвии греко-римской старины – монеты, драгоценности, вазопись, скульптура, архитектура, литература – очаровывали мыслящих людей во все эпохи. Стиха на латыни продолжали писать и в 19 столетии. Среди знаменитых поэтов – Джон Мильтон и Артур Рембо получили свое первое поэтическое образование на этом языке. В музыке можно вспомнить Игоря Стравинского и его «греческую трилогию» к балетам «Аполлон», «Орфей», «Агон». Античная культура с её мифологическими сюжетами и символами оставила глубокий след в западноевропейской литературе и живописи. В философии работы святого Фомы Аквинского главным образом основывались на идеях Платона, но переосмысленных в свете христианской религии. Архитектура отмечена несколькими «ренессансами», особенно римской архитектуры, достаточно привести в пример Вашингтон в Америке. Город заполнен большими мраморными зданиями, которые очень напоминают римские храмы с колоннами. Эпоха античности стала особенно популярным предметом интереса в шестнадцатом-семнадцатом веках, когда классические скульптурные и архитектурные произведения являлись мотивами для гравюр. Печатные изображения с них служили очень важному делу. Они давали возможность людям, заинтересованным в произведениях искусства и культуры, изучать их. Один из ярких примеров – «Вакханалия» Андреа Мантеньи. Она была создана великим художником после его посещения Рима (в 1488-1490 годах). Характерные особенности гравюры – фризоподобная композиция, фигуры скопированы с античных саркофагов, которые Мантенья видел в частных коллекциях и римских церквях. Работа сильно повлияла на выдающегося мастера Северного Возрождения Альбрехта Дюрера, для которого антична культура также стала предметом вдохновения и исследований. Плоды этого влияния хорошо видны в гравюре Дюрера «Адам и Ева». У Адама поза Аполлона Бельведерского, скульптурное изображение которого было обнаружено под Римом в конце пятнадцатого века. Подражая великолепным работам древних, стараясь вместе с тем превзойти их, художники, скульпторы, писатели в последующих исторических периодах действительно возрождали былое величие классической эпохи