logo
Kulturologia

Стили и направления в художественной культуре Западной Европы 20 в.

Направление “Реализм” (позднелат. realis – вещественный, действительный) – термин, который представляет произведения искусства, имеющие в своей основе натурные зрительные образы, воссоздающие процессы и явления действительности. Характерно: веризм, сюжетность, чувственная достоверность. В него входят понятия: “натурализм”, “примитивизм”, “демократический, критический, социальный реализм”, магический реализм (метафизическое искусство), экспрессионизм, “гиперреализм” (фотореализм, суперреализм).

Схема 1

“Натурализм” (фр. naturahsme; лат. natura) – это манера исполнения произведений искусства с фотографической точностью (бесстрастностью, случайностью) повседневную жизнь человека (его физиологической сущности) и его окружения. Для него характерно: достоверность воплощения идеи подобия общества и природы, без примеси идеала, в ущерб идейно-художественного содержания.

“Примитивизм” (лат. primiti vus – “первый, самый ранний”; англ. primitivism; нем. Primitivismus/ Primitivitat). Синоним – “наивизм”. Характерно: сознательно упрощенная манера исполнения; обращение к детскому, первобытному, народному средневековому искусству. Развивался в двух направлениях: в непрофессиональном творчестве мастеров, вовлеченных в художественный процесс и работах художников, намеренно стремившихся обрести чистоту и эмоциональную ясность образов и мировосприятия. В дальнейшем добавилось творчество аутсайдеров - арт брют (фр. art brut - грубое искусство). Их работы имеют спонтанный характер, практически не зависящие от культурных шаблонов.

“Демократический, критический, социальный реализм” – объективное отражение реальной действительности художественными средствами. В демократическом – простота, доступность образного языка, представляла мир как иллюстрацию. Отсюда – обращение к народу и традициям классики. В критическом – раскрывались существенные стороны человеческой жизни и давалась эстетическая оценка общественно-эстетического идеала, которые имелись в действительности. В социальном – выявлялись и подчеркивались “типическое в типичных обстоятельствах”, т.е. показывалась социальная действительность и личность человека в нерасторжимом единстве с общественными отношениями.

“Магический реализм” (англ. magic realism) – это художественный метод, при котором в создаваемых произведениях показывалось фантастическое преображение действительности (порой имели эпатирующий, шокирующий, откровенный характер, иногда сочетавшийся с анекдотичностью ситуаций и карикатурностью персонажей). Сходство с натурой в этих картинах носило крайнюю форму гротеска, где реальность напоминала беспокойный сон или галлюцинаторный бред. Поэтому в картинах часто включаются символы. Синоним – “метафизическое искусство”.

“Экспрессионизм” (лат. expressio – “выражение”) отображение субъективного эмоционального состояния (разочарования, тревоги, страха, уродства, банальности, ужаса, боли, крика). Отсюда – преувеличения, упрощения, экзальтация цвета, грубые мазки, деформация образов.

“Гиперреализм” (англ. hyperrealism – фотореализм, суперреализм, холодный реализм, радикальный реализм) – живописный перенос образа из естественного в лоно искусственности: на основе копирования фотографий. Характерно: детальность воспроизведения при сохранении гладкой фактуры поверхности для отстранения от творческого процесса и дистанцирования зрителя.

  1. Кризис культуры и глобальные проблемы человечества в 20 в.

20-е столетие вошло в историю как самое трагическое и кровопролитное. Его глав. отличит.я черта -- мощный взлет науки и техники на фоне столкновений, революций и войн, краха могущественных империй. Все это не могло не отразиться на развитии культуры, которое в 20 веке характеризовалось чрезмерной противоречивостью.

Мощным фактором развития культуры в 20 веке стала наука. Создание квантовой механики, теории относительности, кибернетики, ядерной энергетики, генной инженерии, компьютерной и лазерной техники, множества др. научно-тех. новшеств изменило научную картину мира. В полной мере проявилась двойственная роль тех. прогресса, кот. дал человечеству материальные блага и удобства, но, с др. стороны, принес неисчисляемые бедствия.

Осн. новации в культуре в пер. пол. 20в., формировались в русле модернизма.

Одним из известных течений модернизма в перв. десятилетии 20в. стал фовизм, представленный именам франц.живописцев -- Матисса, Марке, Руо, Дерена и др. Их объединяло стремление к созданию худ. образов с помощью ярких цветовых гамм.

На протяжении перв.четверти 20в. модным был экспрессионизм. Поборники направл. (нем.худож. Марк, Нольде, Клее, русский худож. Кандинский, австрийские композиторы Шенберг, Берг) провозглашали целью искусства не изображение совр. действит-ти, а своеобразное выражение ее сути в субъективном мире человека.

В перв. четверти 20в. - кубизм. По выражению автора термина "кубизм", Восселя, в картинах данного направл. господствует "множество кубиков". Годом возникновения направл. считается 1907год, когда художник Пикассо выставил свою кубическую картину "Авиньонские девицы" - большое панно, на кот. изображена сцена борделя. Женские фигуры плоскостны, персонажи изображены в розоватом цвете, в геометризированной форме. Предст-ли кубизма Пикассо, Грис, Дюшан, Леже и др.

В перв.пол. 20в. - абстракционизм Суть искусства в том, считают его поборники (Кандинский, Мондриан, Купка и др.), что живопись, освободившись от изображения форм видимой действит-ти, может полнее выразить объективно существующее.

Футуризм – перв. четверть 20 в., распр. в Италии и России. Сущность течения -- бунтарский, анархический протест против традиц. культуры Основное средство очищения мира от старой рухляди итал. футуристы Боччони, Балла, Северини и др. видели в войнах и революциях. С восторгом встретив Перв. мировую войну, многие из них ушли воевать добровольцами и погибли.

Сюрреализм. Его предст-ли: писатели Бретон, Апполинер, Элюар, Супо, художники Дали, Блум, Эрнст, Миро, драматурги Арто, Шеале, кинематографисты Бергман, Хичкок) провозгласили источником искусства сферу подсознательного -- инстинкты, сновидения, галлюцинации, воспоминания младенческого возраста.

Худ. лит-ра XX века гораздо дольше сохраняла верность классическим традициям. В духе реализма создавали свои произведения Голсуорси ("Сага о Форсайтах"), нем. писатель Томас Манн - роман "Доктор Фаустус", франц. писатели Роллан -- автор романов "Кола Брюньон", "Очарованная душа" и Фроис -- роман "Остров пингвинов", америк. писатели Фолкнер, создавший серию романов "Шум и ярость" и др. и Эрнст Хемингуэй - автор романов "Прощай, оружие", "По ком звонит колокол"и др.

В то же время и в худ.лит-ру проникли модернистские новации в творч. франц.поэтов Элюара и Арагона, в романах ирландского писателя Джойса, франц. писателя Пруста, нем. романиста Ремарка, австрийского писателя Кафки, австрийского поэта и прозаика Рильке.

Музыкальная культура 20в. более отчетливо, чем худ. лит-ра, характеризуются поисками модернистских средств и форм худ. выражения. Это проявляется в творчестве франц. композиторов Равеля, Лито, Жоливье, рус.композитора Стравинского, англ. композитора Бринттена.

Во вт. пол.20 в. - влияние постмодернизма. Хотя термин "постмодернизм" появился еще в перв.четверти века в работе Р. Панцвица "Кризис европейской культуры", лишь в 1947г. ему придан культурологический смысл в работе англ. социолога и историка А.Тойнби "Изучение истории". В русле постмодернизма развив. тенденции западной философии (Бодрийяр, Делез, Гваттари, Лиотар, Деррида, Кристева и др.), худ. лит-ре (Виан, Эко, Мейлер и др.), живописи (Мерц, Палладино, Фукс и др.), социологии (Бурдье, Гидденс), архитектуры (Стирлинг, Джэнкс), музыки (Шнитке и др.).

Большим своеобразием и противоречивостью отличалось в 20в. развитие культуры в России и др.странах, которые с 1917 по 1991 год были объединены в СССР, а в послед.десятилетия века обрели статус независимых государств.

  1. Взаимодействие и взаимообогащение национальных культур в Крыму: история и современность.

  2. Памятники истории культуры Крыма.

Ливадийский дворцово-парковый комплекс

В 1834 г. территорию Ливадии (3 км к западу от Ялты) купил граф Потоцкий, для которого выстроили дом и разбили парк. В 1860 г. Ливадию приобрело удельное ведомство для царской семьи. К тому времени Романовы уже владели имением «Оренда» с дворцом и парком. Оба имения соединила Царская (Горизонтальная) тропа, продолжающаяся затем до Гаспры.

Большой Ливадийский дворец Белый дворец-бывшая летняя резиденция императора Николая II – возведен в 1910-11 гг. на месте разобранного старого дворца по проекту академика Н,П.Краснова (1865-1939) в стиле итальянского Возрождения. В дворцовый ансамбль входят также свитский корпус, дворец министра двора барона Фредерикс, дворцовая церковь во имя Воздвижения Честного Креста (построена в 1872 г.), и итальянский дворик.

Ливадийский парк сформировался на основе природного леса. Всего в парке сосредоточено более 180 видов форм деревьев, кустарников и лиан.

4-11 февраля 1945 г. в Большом (Белом) зале дворца проходила Крымская (ялтинская) конференция глав правительств СССР, США и Великобритании. Во время роботы конференции во дворце была резиденция президента Соединенных Штатов Америки Ф. Рузвельта.

Ласточкино Гнездо

Замок

На Аврориной скале мыса Ай-Тодор между Ливадией и Мисхором возвышается романтический замок «Ласточкино гнездо», ставший своего рода «визитной карточкой» Южного берега Крыма. Он был построен в 1912 г. по проекту архитектора А. В. Шервуда для борона В. Штейгеля, Бакинского нефтепромышленника. С началом первой мировой войны он уехал в Германию, а замок продал купцу Шелапутину, который устроил здесь ресторан. В 1927 г. во время землетрясения обрушилась часть сколы, а вот здание устояло, правда, долгие годы оно считалось аварийным и было закрытым. Восстановлено в 1971 году. Сейчас в нем работает дорогой ресторан «Верона». Вход на площадку замка платный. Попасть к нему можно рейсовыми теплоходами или на маршрутном такси из Ялты.

С мыса открывается великолепный вид на Ялтинский залив. Живописен скалистый островок Парус, выдвинутый в море, а над ним на скале установлена скульптура орла.

У подножия Ласточкиного гнезда найдены аквалангистами в затопленных пещерах следы пребывания людей каменного века.

Бахчисарайский Ханский дворец

 

Расположен в центре Старого города в долине речки Чурук-Су.

Основатель династии Хаджи Гирей (Герай) в середине 15 века перенёс столицу из города Крым (Старый Крым) в Кырк-Ер (Чуфут-Кале), добиваясь независимости от Золотой Орды. Начало строительству столицы положил его сын Менгли Гир-ей 1(1467-1515). Дворец он задумал как земное воплощение райских садов – отсюда лёгкость построек и их гармония с деревьями и цветами.

Хан Кырым Герай (1717-1769), поклонник и знаток всего французского, основал своеобразный стиль «крымское рококо». Изучив архитектуру дворца, русские архитекторы 19 и 20 вв. развили этот стиль и применяли при строительстве вилл и гостинец, а также мечетей и общественных зданий всего Крыма.

Но дворец и его «Фонтан Слёз» стали всемирно известны лишь благодаря А.Пушкину, побывавшему в Крыму в 1820 году. Легенды о фонтане легли в основу и стихов А.Мицкеви-ча и Леси Украинки.

Сейчас это Историко-архитектурный музей-заповедник. Археологическая экспозиция знакомит со свидетельствами жизни в древнейшие эпохи, со времён оледенения Европы. Этнографическая коллекция посвящена культуре, быту, ремеслам и народному творчеству крымских татар.

Судакская генуэзкая крепость

Это одна из наиболее сохранившихся средневековых крепостей на территории Украины, наглядно представляющая фортификационные и инженерные решения, а потому собирающая на свои фестивали исторического фехтования рекордное число участников – западно-европейских рыцарей и славянских витязей.

Город и порт Судак основан в 212 г. аланами. В XI в. становится главной гаванью половцев, владевших степями от Сибири до Венгрии. С XIII в. город на 150 лет становится центром венецианских владений, но рядом – в Феодосии быстро укрепляются генуэзци. В 1365 г. они добились от Золотой орды исключительных прав на все морское побережье Крыма, вскоре они захватывают Солдайю и перестраивают крепость (первые постройки которой сделаны еще везантийцами).

В 1475 г. крепость взял штурмом десант, высадившийся с турецкой эскадры. Пробоины от мощных пушек до сих пор зияют в стенах крепости.

В Консульском замке в верхней части крепости можно видеть небольшую экспозицию. На самом верху находится знаменитая Девичья башня, откуда некая принцесса бросилась пучину. Но возможно это название связано с более древним использованием этого места как жертвенника в честь богини тавров Девы.

Гезлев

комплекс средневековых памятников Евпатории

 

Историческими предшественниками Евпатории была древнегреческая колония Керкенитида и средневековый порт Гезлев, наибольший расцвет которого связан с владычеством на крымском побережье Османской Турции с 1475 по 1774год. Город становится крупным ремесленным и торговым центром, здесь располагается огромный невольничий рынок, а также военный гарнизон и флот.

В XVI в. по проекту видного турецкого зодчего и инженера Коджи (Ходжи) Синана построена мечеть Джума-Джами, или Хан-Джами. Она возвышается над Набережной и далеко видна с моря. В центре города сохранились также Турецкие бани, Текие дервишей (культовая постройка исламского братства, знаменитого своими ритуальными кружениями) – сейчас там этнографический центр крымско-татарских ремесел.

В Гезлеве, позже Евпатории, существовала одна из крупных общин караимов, можно осмотреть их культовые храмы – кенасы XVIII в., познакомиться с блюдами национальной кухни и изделиями ремесел.

Колос Лимен

Античный город у п. Черноморское

Руины портового города Калос-Лимен (Прекрасная гавань) у Черноморской бухты говорят о том, что он был многолюден (площадь 4 га) и главенствовал среди здешних владений греческой колонии Херсонеса Таврического. Обнаружены и меньшие памятники – укрепленные поселения у сел Поповка, Громово, Оленевка, Межводное. Все они строились на берегах бухт, удобных для греческих мореходов.

А на высоких, слегка выступающих в море мысах, ограниченные глубокими балками, создавали свои укрепления скифы, соперничавшие с греками. Цепь скифских поселений тянется по побережью с интервалами в 2-4 км. Самые крупные из них обнаружены у сел Громово, Лазурного, Окуневки, Марьино, Морского. Все эти поселения , как греческие так и скифские, возникли на рубеже IV-III вв. до н. э.

Раскопки большого греко-скифского городища можно видеть у с. Северного. Самое известное и интересное для посещения – укрепление Беляус у с. Медведево. С находками археологов и драматичной историей этих мест можно познакомиться в Черноморском историко-краеведческом музее (ул. Революции,8).

Сурб-хач

монастырь

Армянский монастырь Сурб-хач (Святой крест) основан в 1338 году. Находится в 4 км к юго-западу от г. Старый Крым на лесистом горном склоне. Это главный духовный центр всех армян Крыма, а со средних веков и до революции 1917 г. здесь готовили священников для армянских церквей также в Молдове, Румынии, Западной Украине. В братском корпусе монастыря хорошо сохранились кельи учеников и отца-настоятеля, а в целом планировка и архитектура монастыря поражает не только строгостью и простотой, но и целесообразностью и гармонией с окружающим горным лесом и многочисленными родниками. Несколько из них оправлены в камень, с замечательной резьбой, который всегда славились армянские камнерезы.

Сейчас в монастыре проводятся экскурсии и ведутся восстановительные работы. Самая древняя из построек-соборная церковь. В средневековье во всем этом районе было множество армянских монастырей, а Восточный Крым называли Малой Арменией. Теперь окрестности славятся своими замечательными горными лесами и целебным для больных туберкулезом воздухом. У монастыря есть небольшой Гостевой корпус и кафе, но нет электричества, и не предусматривается какое-либо другое вторжение современного комфорта.

Неаполь скифский

Археологический заповедник

C IV в. до н. э. по III в. н. э. на месте Симферополя существовал Неаполь Скифский, предположительно, столица позднескифского государства (на скалистом платоне выше улицы Воровского в районе Центрального автовокзала). В этот период скифы утрачивают господствующие позиции в кочевом мире, активно усваивают греческую культуру, строят крепости и города, а от курганных захоронений переходят к сооружению склепов и мавзолеев.

Башня, которую можно видеть на территории археологического заповедника, современная реконструкция. Но она возведена над мавзолеем царя Скилура, его раскопки стали подлинной археологической сенсацией. Более 1300 золотых украшений найдено в захоронениях скифской знати!

Раскопки вели ученные Одессы, Санкт-Петербурга и других научных центров, так что в Симферополе мало что осталось, но раскопки и открытия продолжаются. Подготовлен и проект создания интересного музея-заповедника.

Чуфут-Кале

Пещерный город

Находится в 3,5 км к юго-востоку от г. Бахчисарая. Еще с VI в. началось устройство в скальных обрывах боевых и хозяйственных пещер, храмов и тюрем. Издалека выделяются наемные сооружения: крепостные стены и ворота, кенасы-культовые постройки более поздних хозяев города караимов.

На подходе к Малым городским воротам недавно обнаружен осадный колодец с сотнями метров подземных ходов. Раскопки и сенсационные находки (среди которых клад золотых и серебряных римских монет) продолжаются каждый летний сезон!

Неизвестно, какой народ основал эту крепость, и как она называлась. В историю она вошла как Кырк-Ор (Сорок укреплений, тюрк.). Сохранился мавзолей Джаныке-Ханум, дочери хана Золотой орды Тохтамыша. Здесь укрепляется основатель Крымского ханства Хаджи Гирей, который заселяет город караимами. Они называют город, ставший их главным центром до XIX в., Джуфт-Кале – Двойная крепость, а татары – Чуфут-Кале (Иудейская крепость). В бывшем доме А. Фирковича, великого кагана и просветителя этого самобытного народа есть небольшая экспозиция, можно попробовать блюда национальной кухни. За южными стенами крепости среди священной дубовой рощи находится древнее кладбище караимов.

Среди крепостных стен и башен и в вырубленных в обрыве пещерах постоянно снимают фильмы, в 2001 г. группа из Голливуда работала здесь над фехтовальными сценами фэнтэзи «Варвар».

Джума – Джами

Пятничная мечеть, Джума-Джами (в пятницу, по преданию, родился пророк Магомет) была заложена в Гезлеве спустя год после коронации Девлет – Гирея I –в 1552 г. Строительство велось долго, более 10 лет, и завершилось, в1564 г. По сводам нового храма оглашалось полученное в Стамбуле право на Крымское ханство.

Композиция ханской мечети построена по принципу нарастания объемов, силуэтом напоминая стамбульскую Айя-Софию. Логика ее византийских в своей выразительных монументальных конструкций четко прослеживается во внешним облике храма.

Джума-Джами расположена в восточной части современной евпаторийской набережной. Возвышаясь над прилегающей застройкой, она хорошо просматривается с моря и берега сквозь зелень Караевского сада и вместе с соседствующим неподалеку православным храмом св. Николая определяет лицо набережной, формирует облик морской панорамы старой части Евпатории.