Истоки и особенности культуры Византии.
(5–сер. 15вв.) История В. как самостоятельного гос-ва началась с раздела в 395г. Римской империи на Восточную и Западную части. Византийская империя получила свое название от г.Византия. До вт.пол. 12в. В. была могущественным гос-ом. Главным сдерживающим фактором развития В. были войны с Болгарией, кочевыми племенами, сербами венграми и др. Основные этапы развития к-ры: 1-раннехристианский; 2-ранневизантийский; 3-иконоборческий (между чел-ом и богом нет «посредников»); 4-постиконоборческий.
РЕЛИГИЯ. С течением времени возрастали противоречия между западной (католической) и восточной (православной) церквями. В 9в. Восточная церковь обособилась от Западной. В 11в. произошел раскол (схизма), вследствие к-ого католическая и православная церковь стали независимыми ответвлениями христианства. (От западного христианства отъединилась не только сама Византия, но и ее преемница по религии – Россия.) Византия сумела противостоять католичеству задолго до Реформации и утвердить позиции Православия. Христианство (вера в Иисуса Христа, Спасителя и Единого Бога): 1-Библия; 2-теология (учение о Боге); 3-Икона; 4-Храм (византийский стиль).
-
Имперская форма власти.
-
Кодификация Юстиниана.
Христианство – религиозное действо, основанное на вере в И.Х. как Бога-человека и спасителя мира.
Литургическое действо – христианское богослужение, во время к-ого совершается притящение (чтение библейских текстов, песнопения, молитв).
Иконоборчество – социально-политическое движение в Византии 8-9вв., направленное против Культа Икон.
ОБР-ИЕ. В городских школах преподавали чтение, письмо, счет. В В. была открыта первая в Европе высшая школа.
НАУКА. 4в. – Географы чертили карты страны и морей, планы городских кварталов и застроек. Успехи в мат-ке, области астрономии и астрологии, медицине. Для распространения христианства создавались высшие церковные духовные школы. Наука становится богословской. 6-7вв. – развитие алхимии (поиски «божественного эликсира»), химического ремесла (изготовление красок).
ЛИТ-РА. Народное творчество, церковная лит-ра, эпические песни (поэма о Дигенисе Акрите), животный эпос (сатирическое изображение господ).
ИСКУССТВО. Особенность – культовость, связь с церковным обрядом, богослужением. Задача художника – создание одухотворенного образа. Византийское искусство отличалось благородным изяществом форм и глубиной филосовско-религиозной мысли, утонченностью эстетического выражения. Виз-ое искусство стало эталоном для искусства православного мира, а Виз-ая церковь – мировым центром православной веры. Общественная мысль, лит-ра, искусство как бы отрываются от реальной действительности и замыкаются в кругу высших, абстрактных идей
ИЗО. АРХИТЕКТУРА. Памятники - сер. 5в. – мавзолей Галлы Плацидии в Равенне. В Константинополе – архитектурный ансамбль: Ипподром, Большой дворец с полом, выложенным мозаиками, и центральное здание города – храм святой Софии. Стиль стенной живописи (техника - мозаика). Виз-ие мастера построили собор св. Марка, к-ый был школой итальянских зодчих и живописцев. Виз-ие мастера 14в. предпочитали фреску, миниатюру и икону мозаике (мечеть Кахриэ Джами; храмы Мистры (в Спарте); церковь Апостолов в Солуни). Представители: Феофан Грек (отправился на Русь), Эль Греко (критский живописец)
МУЗЫКА. Светская музыка пышного стиля. Большое развитие получили – возгласы-славословия (орган и трубы); гимны. Представители – Роман Сладкопевец (поэт и музыкант), Иоанн Дамаскин (автор гимнов – сборник «Октоихе»), монах Феодор Студит (распевщик). Музыка проникала в Рим, Франконию, Южную Италию, Ирландию.
- Культурология и ее место в системе гуманитарных наук.
- Теория культуры: предмет, основные категории, проблемы, подходы к пониманию культуры.
- История культуры. Особенности и методы изучения исторического развития культуры.
- Культура как знаково-символическая система.
- Функции культуры.
- Точка зрения и. Гердера о происхождении культуры. Какую роль Гердер отводил письменной культуре вообще и буквенному письму – в частности.
- Точка зрения к. Ясперса о происхождении культуры. Что такое осевое время? Как оно повлияло на формирование культур? Назовите и кратко охарактеризуйте пять культур осевого времени.
- Культура и религия.
- Культура и искусство. Своеобразие художественной культуры.
- Культура народная, элитарная и массовая.
- Культура и этнос. Национальное своеобразие культур.
- Ценности культуры: специфика, проблемы сохранения и трансляции.
- Динамика культурных процессов (социокультурная динамика).
- Культура и процессы глобализации в современном мире.
- Социальные институты культуры и их значение.
- Проблемы традиций, преемственности и новаторства в культуре.
- Мифология как форма самосознания культуры.
- Особенности первобытной культуры.
- Особенности формирования и общая характеристика культур древнейших цивилизаций Востока. Культура Месопотамии.
- Культура Древнего Египта.
- Культура древнего и средневекового Востока. Культура Китая.
- Культура Индии.
- Истоки и своеобразие античной культуры.
- Культура Древней Греции (культурные особенности и общая характеристика).
- Отличительные особенности культуры Древнего Рима.
- Место и роль Античности в мировой культуре.
- Истоки формирования и основные особенности культуры европейского средневековья.
- Истоки и особенности культуры Византии.
- Культура Киевской Руси.
- Культура эпохи Возрождения и Реформации.
- Стили и направления в художественной культуре Западной Европы 20 в.
- Проанализируйте явление контркультуры в истории культуры.
- Сопоставьте понятия «контркультура» и «субкультура».
- Основные направления современных молодежных субкультур.
- "Популяризация" Эмо"
- Субкультура готов
- Каково воздействие контркультуры на современную культуру и цивилизацию?
- Особенности основных видов пластических искусств.
- Монументально-декоративное искусство.
- Декоративно-прикладное искусство – истоки, основные термины, понятия. Специфика декоративного искусства.
- Декоративно-прикладное искусство. Традиции и современность.
- Орнамент. Виды орнаментов. Его назначение. Закономерности построения и использования на предметах декоративного искусства.
- Глина в декоративно-прикладном искусстве. Гончарное искусство на территории Украины (история и современность).
- Глиняная игрушка (история и современность).
- Художественный металл. Основные центры и направления художественных работ по металлу. Классификация изделий по способу их изготовления (привести примеры).
- Художественный текстиль. Роспись тканей. Вышивка. Лоскутная техника.
- Художественные изделия узорного ткачества. Ковровые изделия. Килимарство. Кружева.
- Возрождение культуры депортированных народов.