Культура Индии.
В долине реки Инд уже в III-II тыс. до. н. э. сущест-ла яркая и самобытная культура. Культура Мохенджо-Даро и Хараппы (конца III тыс. до н.э. представлена, наряду с традиционными орудиями труда из камня, изделиями из бронзы и меди. Именно жители этой долины первыми в мире научились прясть и ткать хлопок. Высокого развития достигли гончарное дело и ювелирное искусство. Наиболее совершенной оказалась система водоснабжения и канализации.
В древности в Индии возникает наука. Во вт.пол.III тыс. до н. э. здесь известна письменность, насчитывавшая около 400 пиктографов (рисунок чего-либо) и слоговых знаков. В ведах сохранились упоминания об агрикультуре (удобрениях, севообороте, орудиях земледелия из железа и др.), обработке металла (олова, меди, серебра, золота), медицине (анатомии, терапии и др.), геометрии, изобретении шахмат.
Древнейший памятник – Веды – начал складываться в III тыс. до н. э. Это – творения ариев (на ведийском санскрите – языке ариев). Это гимны в честь богов, мифологические пояснения, сокровенные знания.
Одна из особ-тей культуры Индии – кастовая система, появление кот. связано с проникновением в Индию в сер. II до н.э. ариев, принадлежавших к европейской расе и стоявших на более низкой ступени культурного развития. Кастовость спасла народы от взаимного истребления.
Наибольшего подъема индийская культура и наука достигли в IV-IIв до н.э. - VIIIв. н.э. В этот период была создана десятичная система исчисления, совр. начертание цифр (позже названных арабскими).
Астрономы довольно точно вычисляли движение небесных тел. 12 месяцев (по 30 дн. в каждом) года делились на 6 сезонов. Каждые 5 лет добавлялся 13-й месяц. Астрономы знали о шарообразности земли, предполагали вращение вокруг оси.
Знание химии позволило изготовлять кислоты, краски, лекарства, духи, цемент и т.д.
Ценнейшим источником служит эпическая лит-ра, написанная на санскрите (обработанный поздневедический язык). Осн. памятники – "Махабхарата" и "Рамаяна", записанные на санскрите в первых веках до н.э. Их герои Кришна ("Махабхарата") и Рама ("Рамаяна") обожествлены и считаются воплощением Вишну – одного из важнейших божеств совр. индуизма.
Индийским народом созданы многочисленные сказки, басни, рассказы.
На основе народных и культовых образов сложилась драматургия. Ее родоначальник - танцевальная пантомима, сопровожд-я комментарием; позже заговорили и актеры.
Классиком древнеинд. драматургии признан Калидаса (IV-V вв.).
Значительного развития достигла и религиозная лит-ра – жизнеописания Будды.
Большое место занимала музыка. Театр ("Сангит") выражал единство пения, музыки, танца.
Совершенства достигло древнеиндийское изобраз. искусство (ваяние, худож. ремесла, фресковая живопись), зодчество. Ему присущи богатство и выразит-ть образов, смелость творческой фантазии, мастерство передачи движений и чувств. (Статуя брахманистского божества Шивы, дворец царя Ашоки и др.).
Особая роль в духовной культуре Индии принадлежала философии. Она занимала независимое положение, стояла на собственных ногах и все другие науки искали в ней вдохновение и поддержку. Этим она отличалась от философии Запада, где ее постоянно принуждали быть чьей-то служанкой: религии, политики, естествознания.
Сам климат огромного леса, где можно было бродить среди тенистых деревьев, помогали человеку предаваться мечтам и размышлениям. Мирная жизнь, богатая природа, свобода от борьбы за существование поощряли духовную жизнь, поэтому еще в глубокой древности для Индии были характерны искания духа, вера в разум, склонность к философствованию.
Важным было и то, что философия решала жизненные проблемы, требовала внутренней активности, внутренних изменений (локаята, санкхья и йога и др.).
Материальная и духовная культура Индии заняла достойное место в мировой культуре – это и религиозно-философские системы (буддизм и др.), древнеиндийская литература воздействовала на восточные и европейские страны Конфуций, Аристотель, Кант развивали принцип моральной взаимности, который впервые был сформулирован в "Махабхарате", этика ненасилия, развития в творчестве Л.Н.Толстого, уважительные отношение к природе и многое другое.
- Культурология и ее место в системе гуманитарных наук.
- Теория культуры: предмет, основные категории, проблемы, подходы к пониманию культуры.
- История культуры. Особенности и методы изучения исторического развития культуры.
- Культура как знаково-символическая система.
- Функции культуры.
- Точка зрения и. Гердера о происхождении культуры. Какую роль Гердер отводил письменной культуре вообще и буквенному письму – в частности.
- Точка зрения к. Ясперса о происхождении культуры. Что такое осевое время? Как оно повлияло на формирование культур? Назовите и кратко охарактеризуйте пять культур осевого времени.
- Культура и религия.
- Культура и искусство. Своеобразие художественной культуры.
- Культура народная, элитарная и массовая.
- Культура и этнос. Национальное своеобразие культур.
- Ценности культуры: специфика, проблемы сохранения и трансляции.
- Динамика культурных процессов (социокультурная динамика).
- Культура и процессы глобализации в современном мире.
- Социальные институты культуры и их значение.
- Проблемы традиций, преемственности и новаторства в культуре.
- Мифология как форма самосознания культуры.
- Особенности первобытной культуры.
- Особенности формирования и общая характеристика культур древнейших цивилизаций Востока. Культура Месопотамии.
- Культура Древнего Египта.
- Культура древнего и средневекового Востока. Культура Китая.
- Культура Индии.
- Истоки и своеобразие античной культуры.
- Культура Древней Греции (культурные особенности и общая характеристика).
- Отличительные особенности культуры Древнего Рима.
- Место и роль Античности в мировой культуре.
- Истоки формирования и основные особенности культуры европейского средневековья.
- Истоки и особенности культуры Византии.
- Культура Киевской Руси.
- Культура эпохи Возрождения и Реформации.
- Стили и направления в художественной культуре Западной Европы 20 в.
- Проанализируйте явление контркультуры в истории культуры.
- Сопоставьте понятия «контркультура» и «субкультура».
- Основные направления современных молодежных субкультур.
- "Популяризация" Эмо"
- Субкультура готов
- Каково воздействие контркультуры на современную культуру и цивилизацию?
- Особенности основных видов пластических искусств.
- Монументально-декоративное искусство.
- Декоративно-прикладное искусство – истоки, основные термины, понятия. Специфика декоративного искусства.
- Декоративно-прикладное искусство. Традиции и современность.
- Орнамент. Виды орнаментов. Его назначение. Закономерности построения и использования на предметах декоративного искусства.
- Глина в декоративно-прикладном искусстве. Гончарное искусство на территории Украины (история и современность).
- Глиняная игрушка (история и современность).
- Художественный металл. Основные центры и направления художественных работ по металлу. Классификация изделий по способу их изготовления (привести примеры).
- Художественный текстиль. Роспись тканей. Вышивка. Лоскутная техника.
- Художественные изделия узорного ткачества. Ковровые изделия. Килимарство. Кружева.
- Возрождение культуры депортированных народов.