Точка зрения к. Ясперса о происхождении культуры. Что такое осевое время? Как оно повлияло на формирование культур? Назовите и кратко охарактеризуйте пять культур осевого времени.
Осевое время (нем. Achsenzeit) — термин, введённый немецким философом Карлом Ясперсом для обозначения периода в истории человечества, во время которого на смену мифологическому мировоззрению пришло рациональное, философское, сформировавшее тот тип человека, который существует поныне. Ясперс датирует осевое время 800—200 годами до нашей эры. По его мнению, все учения осевого времени (которые в изменённом виде существуют до сих пор) отличаются рационализмом и стремлением человека к переосмыслению существовавших до этого норм, обычаев и традиций. Некоторые доосевые цивилизации (Древний Египет,ассиро-вавилонская цивилизация) не смогли приспособиться к изменениям и прекратили своё существование.
Карл Ясперс (1883-1969) - экзистенциалист, представитель линейного подхода. "Концепция осевого времени" - так называется концепция Ясперса. Именно в эпоху осевого времени зародилась мировая культура. Именно в это время на всем протяжении ойкумены происходили одни и те же культурные процессы: человек осознал себя и свое бытие, возникли основы мировых религий. Достоинства этой теории в том, что исследование процесса развития куль-ы как на Востоке, так и на Западе не отличалось; эта концепция позволяет рассмотреть куль.-истор. процесс в единстве. Само осевое время - это отправная точка в развитии куль-ы.
Осевое время, эпоха, датируемая 800-200 гг. до н. э., когда были сформулированы философско-религиозные учения (на которые, как колёса на ось, опирается современная культура) и возник тип ментальности, свойственный современному человеку. Термин ввёл немецкий философ К. Ясперс (1883—1969) в работе «Смысл и назначение истории» (1949). Согласно Ясперсу, особое значение в развитии человечества имеют 4 эпохи: «доистория» (формирование человека как биологического вида, возникновение мифологического сознания); эпоха великих культур древности (5—3 тыс. до н. э., начало собственно истории, осознание человеком своей принадлежности к определённой культуре со своим языком, мифами и традициями); «осевое время»; научно-техническая эпоха (17—20 вв., становление науки и утрата контроля над ней, доминирование массового сознания, распад традиционных ценностей, потеря связи человека с историей). В эпоху «осевого времени» возникает единое духовное движение, происходившее одновременно и независимо у разных «осевых народов». У китайцев оно представлено Конфуцием и Лао-цзы, у индийцев — создателями Упанишад и Буддой, у иранцев — Заратуштрой (см. ст. Зороастризм), у иудеев — пророками, у греков — философами (Сократом, Платоном) и драматургами. Движению способствовала атмосфера свободы, связанная с отсутствием крупных империй и существованием небольших государств. Мыслители получили возможность передвигаться в рамках своей цивилизации, обмениваясь идеями. На смену мифологическому сознанию приходит рациональное мировоззрение, перед человеком встаёт проблема смысла существования. Развивается философия как способ критического осмысления действительности. Люди осознают собственные возможности, свою связь с историческими событиями и место в истории. Формируются религии, основанные на идее спасения; появляется идея единого Бога. С этого момента можно говорить о развитии человечества как всемирно-историческом процессе. По мнению Ясперса, человечество должно двигаться к новой «осевой эпохе» (единство людей на основах любви, терпимости и свободного доступа к информации).
- Культурология и ее место в системе гуманитарных наук.
- Теория культуры: предмет, основные категории, проблемы, подходы к пониманию культуры.
- История культуры. Особенности и методы изучения исторического развития культуры.
- Культура как знаково-символическая система.
- Функции культуры.
- Точка зрения и. Гердера о происхождении культуры. Какую роль Гердер отводил письменной культуре вообще и буквенному письму – в частности.
- Точка зрения к. Ясперса о происхождении культуры. Что такое осевое время? Как оно повлияло на формирование культур? Назовите и кратко охарактеризуйте пять культур осевого времени.
- Культура и религия.
- Культура и искусство. Своеобразие художественной культуры.
- Культура народная, элитарная и массовая.
- Культура и этнос. Национальное своеобразие культур.
- Ценности культуры: специфика, проблемы сохранения и трансляции.
- Динамика культурных процессов (социокультурная динамика).
- Культура и процессы глобализации в современном мире.
- Социальные институты культуры и их значение.
- Проблемы традиций, преемственности и новаторства в культуре.
- Мифология как форма самосознания культуры.
- Особенности первобытной культуры.
- Особенности формирования и общая характеристика культур древнейших цивилизаций Востока. Культура Месопотамии.
- Культура Древнего Египта.
- Культура древнего и средневекового Востока. Культура Китая.
- Культура Индии.
- Истоки и своеобразие античной культуры.
- Культура Древней Греции (культурные особенности и общая характеристика).
- Отличительные особенности культуры Древнего Рима.
- Место и роль Античности в мировой культуре.
- Истоки формирования и основные особенности культуры европейского средневековья.
- Истоки и особенности культуры Византии.
- Культура Киевской Руси.
- Культура эпохи Возрождения и Реформации.
- Стили и направления в художественной культуре Западной Европы 20 в.
- Проанализируйте явление контркультуры в истории культуры.
- Сопоставьте понятия «контркультура» и «субкультура».
- Основные направления современных молодежных субкультур.
- "Популяризация" Эмо"
- Субкультура готов
- Каково воздействие контркультуры на современную культуру и цивилизацию?
- Особенности основных видов пластических искусств.
- Монументально-декоративное искусство.
- Декоративно-прикладное искусство – истоки, основные термины, понятия. Специфика декоративного искусства.
- Декоративно-прикладное искусство. Традиции и современность.
- Орнамент. Виды орнаментов. Его назначение. Закономерности построения и использования на предметах декоративного искусства.
- Глина в декоративно-прикладном искусстве. Гончарное искусство на территории Украины (история и современность).
- Глиняная игрушка (история и современность).
- Художественный металл. Основные центры и направления художественных работ по металлу. Классификация изделий по способу их изготовления (привести примеры).
- Художественный текстиль. Роспись тканей. Вышивка. Лоскутная техника.
- Художественные изделия узорного ткачества. Ковровые изделия. Килимарство. Кружева.
- Возрождение культуры депортированных народов.