logo search
архитектоника объемных форм учебник данилова

Словарь основных терминов

АРХИТЕКТОНИКА {от греч. - строительное искусство) - в общем виде включает единство художественного выражения закономерностей строения, соотношения нагрузки и опоры, присущих конструктивной системе. В узком смысле архитектоника - единство фор­мы, конструкции и материала.

АРХИТЕКТУРНАЯ БИОНИКА- ветвь бионической науки, исследующая принципы формообразования гармонически сформированных функциональных структур

АСИММЕТРИЯ - противоположное СИММЕТРИИ понятие, снимающее условие ра­венства двух частей формы между собой.

АФФИННАЯ СИММЕТРИЯ- преобразования аффинной симметрии меняют про­странственное положение исходной формы при условии однородных деформаций. Формы считаются неизменными относительно преобразований аффинной симметрии.

БИОМЕХАНИКА (от греч. bios - жизнь) изучает механические свойства живых тка­ней, органов и организма в целом, а также происходящие в них механические явления (при движении, дыхании и т.д.).

БИОНИКА (от греч. Ыоп - элемент, ячейка жизни) изучает особенности строения жиз­недеятельности организмов для создания новых систем (приборов, механизмов) и совершен­ствования существующих.

ГАРМОНИЯ {от древнегреческого harmonia) - стройная согласованность частей одного целого.

ГИБКОСТЬ - способность материала изменять форму под действием изгибающей на­грузки.

ДРАПИРОВКА получается в результате преднамеренного образования складок путём связывания, сшивания, наколки, укладки и т.д., выполняемых с целью украшения.

ДРАПИРУЕМОСТЬ - способность материала образовывать мягкие округлые складки в подвешенном состоянии.

ЖЕСТКОСТЬ - способность материала сопротивляться изменению формы.

ИЗГИБ - деформация исходной симметричной формы, в результате которой она приоб­ретает криволинейные ось и поверхность.

КИНЕТИЗМ {от греч. kinetiko's - приводящий в движение)- вид художественного творчества, в основе которого лежит идея движения формы, любого ее изменения. Кинетизм стремится к синтезу искусств.

КИНЕТИЧЕСКОЕ ИСКУССТВО - адангардистское направление в современной пла­стике, ориентирующееся на пространственно-динамические эксперименты. Основывается на создании эстетического эффекта с помощью движущихся, светящихся и звучащих установок. Зародилось в 1920-30-х гг. (Татлин В.Е., А. Колдер), оформилось в 60-х гг. (Н. Шеффер, X. Ле Парк).

КОМБИНАТОРИКА- это приемы нахождения различных соединений (комбинаций), сочетаний, размещений из данных элементов в определенном порядке.

КОМПОЗИЦИЯ {от лат. compositio - соединение, связь) - средство раскрытия художе­ственного содержания произведения; гармоническое соотношение частей формы; процесс проектирования и создания произведения.

КОНТРАСТ - резкое различие формы, размеров пластики, цвета, фактур

КОНСТРУКТИВИЗМ {от лат. constructio - построение) - художественное направле­ние, появившееся в искусстве ряда европейских стран в начале XX в., основоположники ко­торого провозглашали основой художественного образа не композицию, а конструкцию.

КРИВОЛИНЕЙНАЯ СИММЕТРИЯ - преобразования формы, полученные от исход­ной путем операции сдавливания, изгиба, слома и кручения.

КРУЧЕНИЕ - деформация обычной симметричной формы в правую или левую сторону. Форма приобретает новую пространственную ориентацию и соответствующую ей пластику. Степень кручения зависит от величины приложенного усилия.

95

МАССА - ассоциативно воспринимаемая величина формы.

МОДУЛЬ — это единица меры. В дизайне модуль - это величина, принимаемая за осно­ву расчета размеров, какого-либо предмета, машины или сооружения, а также их деталей, узлов и элементов, которые всегда кратны избранному модулю.

МОДУЛЬНАЯ СИСТЕМА - совокупность правил расчета и модулей, используемых для этого расчета.

НЮАНС (от франц. nuance ~ оттенок, едва заметный переход) - незначительное раз­личие характеристик с элементами подобия.

ОП-АРТ {англ. Op-art - сокращенный вариант Optical art - оптическое искусство) - ху­дожественное течение второй половины XX века, использующее различные зрительные ил­люзии, основанные на особенностях восприятия плоских и пространственных фигур.

ОБОЛОЧКОВЫЕ ТЕКТОНИЧЕСКИЕ СИСТЕМЫ КОСТЮМА - повторяют тело человека и основываются на пластических свойствах материала, а также на особенностях кроя костюма.

ПЕРЕСТАНОВКИ - объекты, содержащие элементы, одинаковые по количественному и качественному составу, равному всей совокупности элементов, но различные по порядку и расположению этих элементов.

ПРОПОРЦИИ- соотношения композиционно связанных линейных и объемно-пространственных величин формы.

РАЗМЕЩЕНИЯ - объекты, одинаковые по численному составу, но различные по их ка­чественному составу, порядку и чередованию.

РАСТЯЖЕНИЕ - изменение в геометрии формы, при котором одна плоскость сохраня­ет свое первоначальное положение (плоскость растяжения). Все другие параллельные ей плоскости перемещаются в направлении растяжения.

РИТМ {от греч. rhythmos) - чередование каких-либо элементов (звуковых, речевых и т.п.), происходящее с определённой последовательностью, частотой.

РИТМИЧЕСКИЙ РЯД (статический или метрический ритм) - это простое проявление ритма с повторением в композиции одинаковых форм при равных интервалах между ними. Динамический ритмический ряд - это сложное проявление ритма при изменяющихся с опре­делённой математической закономерностью размерах элементов (мотивов) и интервалов ме­жду ними.

СДАВЛИВАНИЕ - деформация, изменяющая симметричную форму в месте приложе­ния деформирующего усилия. Изменяется пластика, масса сохраняется.

СДВИГ - преобразование формы, при котором остается неподвижной плоскость сдвига. Остальные параллельные ей плоскости перемещаются в самих себе по направлению сдвига. Сохранение объема при непременном изменении пластики. Величина сдвига пропорцио­нальна расстоянию от плоскости сдвига. Для задания оси сдвига необходимо указать направ­ление и величину сдвига, т.е. угол между направлением оси и нормалью к плоскости пере­мещения.

СЖАТИЕ - операция, противоположная растяжению. Величина сжатия пропорциональ­на расстоянию от плоскости сжатия.

СИММЕТРИЯ- равенство правой и левой частей формы относительно центральной осевой линии.

СИММЕТРИЯ ПОДОБИЯ- частный вид аффинной группы. Операция К- перенос всех подобных частей формы в параллельное положение с одновременным увеличением или уменьшением масштаба частей и расстояний между ними в п раз. Операция L - слагается из последовательно произведенных поворотов вокруг оси на некоторый угол и операции К.

СКЛАДКА — это изгиб поверхности ткани, возникающий вследствие её непреднамерен­ного сжатия.

СЛОМ- деформация исходной симметричной фигуры, которая приводит к слому ее осей и поверхностей.

96

СОЧЕТАНИЯ - объекты, одинаковые по численному, но различные по качественному составу элементов и не зависящие от их порядка, чередования.

СТРУКТУРА - отражение наиболее существенных связей элементов данной системы.

ТЕКТОНИКА КОСТЮМА - художественное выражение в форме работы материала и конструкции.

ТРАНСФОРМАЦИЯ (от лат. transformatio - превращение) - метод изменения формы, определяющийся динамикой, движением превращения или небольшого изменения формы.

ФОРМАЛЬНАЯ КОМБИНАТОРИКА - всевозможные операции но изменению мор­фологических качеств объекта (формы, конфигурации, размеров, расположения частей и т.д.). К числу таких операций относятся: перестановки (размещение) частей или элементов целого; образование сочетаний элементов и их качеств; изменение количества элементов, образующих целое; изменение элементной базы (объемных и геометрических деталей); из­менение материала, фактуры и цвета.

ФОРМООБРАЗОВАНИЕ- структурирование (членение и строительство) единичных предметов и создание функциональных, конструктивных, пространственно-пластических, технологических структур.

ФОРМОВОЧНАЯ способность текстильного материала - его способность образовывать сложную пространственную форму деталей одежды, закреплять и устойчиво сохранять ее в процессе эксплуатации изделия.

97