7.1.Искусство рококо
Просвещение — необходимая ступень в поступательном развитии любой страны, расстающейся с феодальным образом жизни и стремящейся бесповоротно встать на путь научно-технического и социального прогресса.
Термин «Просвещение» впервые употребил И. Кант в 1784 г. в статье «Ответ на вопрос: что такое просвещение?». Он предложил считать просвещение необходимой эпохой человечества. Ее суть состояла в использовании знаний и разума людей для социального прогресса.
Просвещение характеризовалось культом знаний, разума и науки. Его представители отрицали феодализм, его методы управления обществом, феодальное право и судоустройство, сословный деспотизм и привилегии феодалов. Острой, порой жесткой критике подвергалось средневековое искусство и христианская пассивная мораль, римско-католическая духовность.
Просветители активно осваивали и распространяли научные знания. В XVII-XVIIIвеках в Европе сформировалась наука в ее современном понимании. Широко было распространено экспериментаторство. Все подвергалось опытной проверке. Что нельзя было подтвердить экспериментально, признавалось вымыслом или иррациональным. Рациональное познание, его методы и средства дополняли научно-экспериментальное знание, углубляли его, позволяли открывать законы и формировать теории.
Применение научных методов познания общества, критическое осмысление практики феодализма приводили к убеждению, что необходимо буржуазно-демократическое устройство государства с соответствующими способами управления, нормами права и судопроизводством. Человек только в таком обществе может быть свободен духовно, экономически и политически, наиболее полно проявлять свои способности и возможности. Необходима и новая мораль, основанная на социальном равенстве, свободе, справедливости и счастье каждого человека.
В эпоху Просвещения существенно изменилась система ценностных ориентаций. В материальной культуре произошел переход от ремесленно-кустарного производства к фабрично-заводскому. Ориентация на преобразование продуктов природы уступила место созданию новых видов товаров, более качественных для человека и сложных в изготовлении. От феодального замкнутого образа материально-бытовой жизни общество переходит к открытому буржуазному способу жизнеустройства. Он обеспечивал более полное удовлетворение потребностей и интересов людей, но ориентировался на индивидуализм, высокую социальную активность, деловитость и предприимчивость. Новый образ жизни, в основе которого находилась частная собственность и имущественное неравенство, порождал и обман, попрание чести и совести. Поэтому большое значение стало придаваться правовому регулированию общественных отношений, разработке новых правовых норм и законов. Но европейское общество, тем не менее, перешло от примитивных традиционных орудий труда к машинной технике.
В духовной культуре главная социальная ориентация была уже не на религию, а на светское государство, просвещенный абсолютизм или демократию, на теорию общественного договора в организации жизни общества и управлении им, на капиталистическое (буржуазное) право и судопроизводство. Формируется естественная теория права. Отрицаются старые традиционные установки жизни: «война против всех», «человек агрессивен от природы». Вместо них внедряется гуманизм, толерантность, дух свободного творчества, демократизм. Существенное развитие получает философия. Возникает эмпиризм, рационализм, материализм, атеизм, идеализм, иррационализм, консерватизм и другие течения. Суждение И.Канта: «Имей мужество пользоваться собственным умом» — становится девизом Просвещения в Германии и других странах. Обосновывается лозунг первых буржуазно-демократических революций: «Свобода. Равенство. Братство», имевший особую духовную поддержку во Франции.
Рококо зародилось в XVIIв., а превратилось в господствующий стиль вXVIII. Пожалуй, это самый характерный для французов стиль, в нем сконцентрировались особенности национальной психологии, образ жизни и стиль мышления высшего класса. Рококо – порождение исключительно светской культуры, прежде всего королевского двора и французской аристократии. Термин «рококо», произошедший от французского «рокайль» (букв: бриллиант и украшение из раковин), появился в концеXVIIIв.
Искусство рококо построено на асимметрии, создающей ощущение беспокойства — игривое, насмешливое, вычурное, дразнящее чувство. Сюжеты — только любовные, эротические, любимые героини — нимфы, вакханки, Дианы, Венеры, совершающие свои нескончаемые «триумфы» и «туалеты». Для рококо характерен уход от жизни в мир фантазии, театрализованной игры, мифологических и пасторальных сюжетов, эротических ситуаций. Скульптура и живопись изящны, декоративны, в них преобладают галантные сцены. Статуэтки и бюсты предназначены для убранства интерьера. Стены обильно украшены лепниной, ажурным орнаментом, позолотой и мелкой пластикой, декоративными тканями, бронзой, зеркалами. Хрустальные люстры, изящная мебель с инкрустацией дополняли впечатление праздника. Мир миниатюрных форм нашел свое главное выражение в прикладном искусстве — в мебели, посуде, бронзе, фарфоре.
Рококо можно считать лебединой песней, уходящей в историю феодальной аристократии. На смену ей шла буржуазия с новыми, более упрощенными интересами и грубыми художественными вкусами. Дворянская эпоха уходила красиво, создав неподражаемый стиль утонченной изысканности. В это время, т. е. со 2-й половины XVIIстолетия, Франция и королевский двор прочно и надолго занимают ведущее место в художественной жизни Европы.
Искусство и архитектура рококо отличались особой образностью и оригинальностью. Отвергнув принцип классицистической декоративности, новый стиль предложил взамен образ элегантной фривольности. Наибольшего блеска это искусство достигло во Франции. Людовик XIV(1643—1715) отошел от торжественной пышности барокко ради более непринужденного и гедонистического искусства. Были отвергнуты и строгие правила академического классицизма последователей Пуссена: придворная аристократия явно склонялась к темам чувственного удовольствия и любви к роскоши.
Выдающимся французским представителем рококо являлся Антуан Ватто (1684—1721). Им создано около 300 картин и рисунков. В бытовых и театральных сценах, галантных празднествах, отмеченных изысканной нежностью красочных нюансов, трепетностью рисунка, он воссоздал мир тончайших душевных состояний. Его картины изобилуют причудливыми украшениями, криволинейностью линий, завитками, словно напудренный парик знатной дамы или ее кавалера. Под влиянием мифологической «поэзии» Тициана и Веронезе он изображает мир покоя, идиллии, грез.
Другим ярким выразителем этого художественного стиля был Франсуа Буше (1703—1770). Сын орнаментщика и торговца эстампами, он сделал блестящую карьеру, стал «первым художником короля», директором Академии. Буше умел делать все: картины для богатых домов и дворцов, картоны для мануфактуры гобеленов, театральные декорации, книжные иллюстрации, рисунки вееров, обоев, каминных часов, эскизы костюмов. Но больше всего он прославился своими декорациями и портретами, которые по-домашнему просты и естественны. Игривая обнаженность, мягкие краски, сладострастные позы женских портретов передавали истинный дух искусства рококо, атмосферу томного гедонизма, царившую при Версальском дворе.
- 218 Введение
- Лекция 1
- Вопросы для самоконтроля
- 1.2. Культурологические школы и концепции
- Вопросы для самоконтроля
- 1.3. Соотношение понятий «культура» и «цивилизация»
- Вопросы для самоконтроля
- Вопросы для самоконтроля
- 2.2. Типологизация мифов
- Вопросы для самоконтроля
- 2.3. Современный миф
- Вопросы для самоконтроля
- Вопросы для самоконтроля
- 3.2. Периоды развития и особенности античной культуры
- Вопросы для самоконтроля
- Лекция 4
- Вопросы для самоконтроля
- 4.2. Карнавал
- Вопросы для самоконтроля
- 4.3. Рыцарство
- Вопросы для самоконтроля
- 4.4. Университет
- Вопросы для самоконтроля
- Вопросы для самоконтроля
- 5.2.Северное Возрождение
- Вопросы для самоконтроля
- 5.3.Европейское барокко
- Вопросы для самоконтроля
- Лекция 6 Европейская культура XVII века
- 6.1.Стилевые особенности культуры Нового времени
- Вопросы для самоконтроля
- Художественные стили эпохи Просвещения
- 7.1.Искусство рококо
- Вопросы для самоконтроля
- Лекция 8 Культура Европы XIX века
- 8.1.Классицизм, романтизм, реализм
- Вопросы для самоконтроля
- Лекция 9 Европейская культура XX века
- 9.1. Модернизм как общекультурная тенденция и как стилевая система
- Вопросы для самоконтроля
- Культура России
- Вопросы для самоконтроля
- 10.2.Древнерусская культура (IX-XIII вв.)
- Вопросы для самоконтроля
- 10.3.Архитектурный облик и изобразительное искусство Великого Новгорода, Владимиро-Суздальского княжества, Москвы
- Вопросы для самоконтроля
- 10.4.Русское деревянное зодчество
- Вопросы для самоконтроля
- Лекция 11 Расцвет русской культуры (XVII-XVIII вв.)
- 11.1. Петровские преобразования и их результаты в области культуры
- Вопросы для самоконтроля
- Лекция 12.
- Вопросы для самоконтроля
- 12.2. Сокровищница русской культуры – «серебряный век»
- Вопросы для самоконтроля
- Вопросы для самоконтроля
- 13.2. Русское зарубежье
- Вопросы для самоконтроля
- 13. 3. Советская литература второй половины XX в. И культура постсоветского периода
- Вопросы для самоконтроля
- Лекция 14 Прообразы тоталитаризма в истории культуры
- 14.1. Культура и авторитаризм: трагические противоречия исторических реалий
- Вопросы для самоконтроля
- Лекция 15 Судьба культуры на рубеже веков (XX-XXI вв.)
- 15.1. Глобальные проблемы современной культуры
- Вопросы для самоконтроля
- Перечень ключевых слов
- Вопросы для подготовки к зачету
- Вопросы для подготовки к экзамену
- Библиографический список