logo search
архитектоника объемных форм учебник данилова

Тема 5. Разработка плоскостной монокомпозиции с использованием тектонических свойств различных текстильных и природных материалов

Издавна материал определял специфику творчества художника и ремесленника. Появле­ние новых материалов и покрытий ведет к освоению новых технологий, конструкций, появ­лению новых художественных форм. Выбор материала зависит от условий, в которых пред­полагается эксплуатация изделия. В процессе подбора материала анализируются его физиче­ские и химические свойства, а также возможные их изменения под воздействием внешних условий. Использование нескольких различных по цвету, фактуре и текстуре материалов в монокомпозиции позволяет создавать выразительные решения.

Подготовительный этап - подбор необходимой информации, получаемой из окружающе­го мира, естественных форм, явлений и материальной культуры, включающей все, что соз­дано человеком. Знания, впечатления, полученные на природе, в музеях, из книг, кинофиль­мов, зарисовки с натуры, изучение новых материалов и технологий предваряют творческий процесс. Совершенство строения природных форм может придавать и экологическое звуча­ние творческим работам. При выполнении каждого упражнения или домашнего задания изу­чаются объекты живой и неживой природы - кристаллы, растения, насекомые, рыбы, рако­вины, птицы, животные. Работа начинается с зарисовок с натуры внешней формы и окраски объекта.

Следующий этап - это осмысление, обработка полученной информации, разработка ва­риантов эскизирования, творческий поиск. Важно не копировать природу, но, вдумчиво

92

всматриваясь в закономерности, открывать новые аналогии между вещами и явлениями, складывать их в новые формы, подключая фантазию, ассоциации, парадоксы, трансформа­ции и метаморфозы. Зарождение новой идеи должно основываться на различных метаморфо­зах, ассоциациях, с использованием современных методов проектирования - инверсии, де­композиции, трансформации и др. Для воплощения замысла в материале необходимы знания основ композиции, правил и законов объемного формообразования, с помощью которых можно вылепить форму, передать эмоциональное состояние и художественный образ. Вы­полнение работы начинается с построения графической композиции и формирования образ­ной структуры графического изображения, затем разрабатывается объемно-простран­ственная композиция из текстильных и природных материалов с применением цвета и тона. Профессиональная деятельность требует от дизайнера максимум композиционного мастер­ства, чтобы справиться с задачей пластической организации различных материалов.

Задания. Выполнить структурный анализ растительных форм; обработать материал с максимальной степенью абстрагирования (потеря узнаваемости); выполнить монокомпози­цию с выявлением тектонических свойств материала.

Цель работы. Усвоение возможных видов композиционных связей: практическое изуче­ние роли творческого источника; закрепление теоретических знаний по тектонике природ­ных форм; приобретение практических навыков работы с нетрадиционными материалами.

Материалы и технические средства. Планшет размером 40><60 см, обтянутый бортов­кой, двуниткой или мешковиной; веточки, фрагменты древесной коры, керамики, веревка, текстиль, пластик, картон, оргстекло, проволока, резак, линейка, карандаш, резинка, клеевой пистолет, нетрадиционные материалы.

Основные приемы работы.

Разработать эскиз абстрактной композиции с учетом имеющихся материалов. Сформи­ровать на планшете найденную объемно-пространственную рельефную композицию с ис­пользованием природных и нетрадиционных материалов.