Билет 32 Творчество Дюрера
Альбрехт Дюрер (1471—1528) родился в Нюрнберге, учился в мастерской отца, золотых дел мастера, затем у художника Вольгемута. Дюрер обобщил реалистические искания предшественников и современников в целостную систему художественных воззрений и тем положил начало новому этапу в развитии немецкого искусства.
Особое внимание художника привлекала гравюра: сначала ксилография, а затем гравюра на меди. Дюрер расширил тематику графики, привлекая литературные, бытовые сюжеты. В его гравюрах появились образы крестьян, горожан, бюргеров, рыцарей и т. д. Высшее творческое достижение этих лет — серия гравюр на дереве из шестнадцати листов на тему Апокалипсиса, В этой серии Дюрера сплетались средневековые религиозные воззрения с тревожными настроениями, вызванными общественными событиями современности. Грозным пафосом веет от листа Четыре всадника. По всесокрушающей силе порыва и мрачной экспрессии эта композиция не имеет равной в немецком искусстве того времени. Смерть, суд, война и мор неистово мчатся над землей, уничтожая все на своем пути. Резкие жесты, движения, мрачные лица исполнены ярости и гнева. Вся природа объята волнением. Облака, драпировки одежд, гривы коней бурно развеваются, трепещут, образуя сложный ритмический узор каллиграфических линий. В ужас повержены люди разных возрастов и сословий.
В листе Битва архангела Михаила с драконом пафос яростной схватки подчеркнут контрастами света и тени, беспокойно-прерывистым ритмом линий. В героическом образе юноши с вдохновенным и решительным лицом, в озаренном солнцем пейзаже с его безграничными просторами выражена вера в победу светлого начала. Автопортрет, Дюрер претворяет свой образ сквозь призму классического идеала, применяет принципы классической композиции.
В двухметровой алтарной композиции Праздник четок Дюрер решил религиозную тему, по существу, как групповой портрет многочисленных дарителей различных сословий, изображенных на фоне солнечного горного пейзажа у трона Марии. Гармоничное равновесие целого, строгая пирамида фигур центральной части сближают композицию с произведениями Высокого Возрождения. Художник достиг необычной для него мягкости живописной манеры, богатства нюансов цвета, впечатления воздушности среды. В Женском портрете Дюрер показал мастерское владение искусством воспроизведения тончайших переходов светотени, сближающих его с живописью Джорджоне. Образ привлекает задушевностью и богатством психологических оттенков. Возникли три мастерские гравюры на меди — Рыцарь, смерть и дьявол, Святой Иероним, Меланхолия, которые знаменуют вершину его творчества. Большое место в творчестве Дюрера принадлежит портретам, исполненным в рисунке, гравюре и живописи. Художник подчеркивал наиболее существенные характерные черты модели. В исполненном углем Портрете матери в асимметричном старческом лице с исхудавшими чертами, в глазах запечатлены следы жизненных невзгод и разрушений. Напряженно вьющиеся экспрессивные линии обостряют яркую выразительность образа. Эскизность, местами густой и черный, местами легкий штрих придают рисунку динамичность. В 20-х годах 16 века в искусстве Дюрера стали сильнее ощутимы веяния грозной и мужественной эпохи крестьянских войн и Реформации. В его портретах выступали люди могучего духа, мятежные, устремленные в будущее. В их осанке — напряжение вопи, в лицах — взволнованность чувств и мыслей. Таковы волевой, исполненный высоких душевных порывов и тревоги Бернгард фон Рестен, энергичный Хольцшуэр, Неизвестный в черном берете. Творческие искания Дюрера завершили Четыре апостола. Образы апостолов: волевого, мужественного, но мрачного, с гневным взглядом Павла, флегматичного, медлительного Петра, философски-созерцательного, с одухотворенным лицом Иоанна и возбужденно-действенного Марка — остроиндивидуальны, исполнены внутреннего горения. В то же время в них воплощены черты передовых людей эпохи немецкой Крестьянской войны, которая «пророчески указала на грядущие классовые битвы». Это гражданственные образы поборников правды. Звучные цветовые контрасты одежд — светло-зеленого, ярко-красного, светло-синего, белого — усиливают экспрессию образов. Замыкая могучие, изображенные в рост фигуры, спокойно стоящие в пределах узких двухметровых створок, художник достигает духовной напряженности, выражения сдержанного величия. Это позднее произведение Дюрера превосходит монументальностью все ранее сделанное им в живописи. Творчество Дюрера определило ведущее направление искусства немецкого Возрождения. Влияние его на современных художников было велико; оно проникло даже в Италию, во Францию.
- Билет 1 Общая характеристика эпохи Возрождения
- Билет 2 Итальянское Возрождение
- Билет 3 Искусство Проторенессанса
- Билет 4 Творчество Джотто
- Билет 5 Искусство раннего возрождения
- Билет 6 Архитектура Раннего Возрождения
- Билет 7 Скульптура Раннего Возрождения
- Билет 8 Живопись Раннего Возрождения
- Билет 9 Творчество Донателло
- Билет 10 Искусство Высокого Возрождения
- Билет 11 Архитектура Высокого Возрождения
- Билет 12 Скульптура Высокого Возрождения
- Билет 13 Живопись Высокого Возрождения
- Билет 14 Творчество Леонардо.
- Билет 15 Живопись Микеланджело.
- Билет 16 Архитектура и скульптура Микеланджело
- Билет 17 Творчество Рафаэля
- Билет 18 Творчество Тициана
- Билет 19 Творчество Джорджоне
- Билет 20 Искусство Позднего Возрождения
- Билет 21 Венецианская школа Позднего Возрождения.
- Билет 22 Живопись Венецианской школы Позднего Возрождения
- Билет 23 Искусство Северного Возрождения
- Билет 24 Искусство Нидерландов
- Билет 25 Искусство Германии
- Билет 26 Искусство Франции
- Билет 27 Искусство Испании
- Билет 28 Живопись Нидерландов
- Билет 29 Творчество братьев Ван Эйк
- Билет 30 Творчество Брейгеля
- Билет 31 Живопись Германии
- Билет 32 Творчество Дюрера
- Билет 33 Творчество Гольбейна
- Билет 34 Архитектура Франции
- Билет 35 Скульптура Франции
- Билет 36 Живопись Франции
- Билет 37 Живопись Испании
- !Обязательно посмотреть подчеркнутые произведения, чтобы представлять о чем идет речь!