29. Опишите процесс пиления древесины.
Качество художественного оформления во многом зависит от качества выполнения дополнительных работ, к числу которых относится, в первую очередь, изготовление конструктивно-несущих элементов, стендов, планшетов и т. п. Как правило, для этих работ используется древесина.
Индивидуальность каждого проекта экстерьера или интерьера затрудняет их серийное производство, поэтому необходимы умения и навыки ручной обработки древесины.
В практике художественно-оформительских работ наиболее часто применяют следующие виды ручной обработки древесины: пиление, строгание, долбление, соединение деталей.
Пилением производят оторцовку досок и брусков, запиливание шипов для соединения деталей, а также при необходимости раскрой досок на бруски.
Инструмент для пиления – пила – представляет собой стальное полотно с насеченными по кромке резцами (зубьями). Весь ряд зубьев пилы называется зубчатым венцом.
В зависимости от вида пиления древесины применяют пилы с различной формой зубьев.
Для продольного пиления косоугольная (наклонная) форма зуба, для смешанного пиления (по кривым очертаниям) – в виде прямоугольного треугольника, для поперечного – в виде равнобедренного или равностороннего треугольника.
Для прямолинейного пиления применяют широкие пилы (ножовки), для фигурного – узкие, при подгонке соединений широко применяется прорезовка.
Улучшение качества распила, а также уменьшение прикладываемых усилий при выполнении работы во многом зависят от подготовки инструмента, которая заключается в правильном разводе пилы и их заточке. Величина развода колеблется от 0,5 до 2,5 мм. При большом разводе чистота распила ухудшается. Для заточки пил применяют трехгранные напильники с мелкой насечкой. Развод и заточка зубьев выполняется в тисках, в которых зажимается полотно пилы.
Перед началом работы по оторцовке досок или брусков выполняют разметку при помощи измерительных инструментов и карандаша. После этого деревянную заготовку закрепляют неподвижно на верстачной доске, если таковой нет, деталь придерживают рукой на столе или коленом на табурете.
Заготовку располагают так, чтобы отпиливаемая часть выступала за край крышки. Пилу держат правой рукой, пиление выполняют плавными движениями, слегка нажимая на пилу при ее движении вперед. Левой рукой поддерживают и прижимают распиливаемый материал.
В конце перепила необходимо поддерживать отпиливаемую часть детали. При пилении корпус работающего должен оставаться неподвижным и немного наклоненным вперед.
Запил, т. е. начало пиления, начинают с направления ножовочного полотна по риске, которую предварительно выполняют ножом, чтобы избежать возможной травмы пальцев руки.
Для точного и чистого поперечного распиливания под прямым углом и под углом 45° применяют пильное стусло. Оторцовку в стусле выполняют мелкозубой пилой с незначительным разводом зубьев. Такая пила дает чистый пропил и не портит прорезей стусла. Применение стусла позволяет производить качественный распил сразу нескольких деталей.
При работе со стуслом заготовки деталей прижимают ладонью и большим пальцем левой руки к противоположному его борту.
- 1. Выбор материала для резьбы по дереву. Организация рабочего места. Инструменты и вспомогательные материалы для резьбы
- 2. Расскажите два способа изготовления элементов в технике папье-маше.
- 3. Расскажите последовательность изготовления объемных элементов из бумаги, картона. Выполнение контурного рельефного рисунка.
- Выполнение контурного рельефного рисунка
- 4. Расскажите, какие инструменты и материалы оснований применяются для выполнения металлопластики. Опишите последовательность технологических операций.
- 5. Расскажите какие инструменты и материалы используются для выколотки по моделям. Технология выколотки по моделям.
- 6. Расскажите что такое чеканка из листа. Организация рабочего места. Инструменты, подсобные материалы и приспособления.
- 7. Расскажите что такое чеканка из листа. Организация рабочего места. Выполнение чеканки.
- 9. Расскажите о выполнении объемных элементов на термостанке. Вырезание объемных элементов ножом.
- 8. Опишите последовательность изготовления объемных элементов из пенопласта. Принцип работы и устройство термостанка.
- 10. Расскажите, какие дефекты могут возникать при работе различными красящими составами, и опишите способы их устранения.
- 11. Расскажите, какие инструменты и оборудование применяется для выполнения объемных элементов из гипса, цемента, пластмасс. Создание модели и подготовка ее к формовке.
- 12. Как выполняется приготовление формовочной массы гипсового раствора. Порядок изготовления формы. Подготовка формы к работе.
- 13. Как выполняется имитация витража. Выполнение рисунка в натуральную величину. Создание контурного рисунка. Цветовое тонирование витража. Монтаж витража.
- 14. Имитация под металл объемных шрифтовых элементов. Имитация поверхности по «старую» бонзу.
- 15. Имитация под металл объемных шрифтовых элементов. Имитация под алюминий.
- 16. Как выполняется имитация под ценные породы древесины. Имитация под дуб, орех, красное дерево.
- 17. Как выполняется имитация под камень. Имитация под мрамор и гранит.
- 18. Как выполняется имитация под камень. Имитация под терракоту.
- 19. Орнамент и его применение в декоративно-оформительских работах. Национальный характер орнамента.
- 20. Построение и характеристика различных видов орнамента (геометрического, растительного, животного).
- 21. Расскажите, как работать с акварелью. Инструменты и оборудование. Организация рабочего места. Приемы работы акварелью.
- 22. Расскажите, как работать с анилиновыми, эмульсионными и темперными красками.
- Работа эмульсионными красками
- Работа темперными красками
- 23. Расскажите как работать масляными красками. Инструменты и приспособления. Техника работы.
- 24. Расскажите как работать гуашью. Инструменты и приспособления. Организация рабочего места. Подготовка основания для работы.
- 25. Опишите какие вы знаете приемы работы кистями с гуашью.
- 26. Как выполняется работа гуашью плакатным пером.
- 27. Опишите технологию работы гуашевыми красками под трафарет.
- 28. Расскажите как выполняется процесс обтягивания планшета бумагой, тканью. Грунтование ткани.
- 29. Опишите процесс пиления древесины.
- 30. Опишите процесс строгания древесины.
- 31. Расскажите и изобразите схематически способы соединения деталей.
- Виды столярной вязки:
- Варианты сращивания — наращивания деревянных элементов.
- 32. Опишите процесс подготовки деревянных поверхностей для выполнения хор. Столярная подготовка. Грунтование древесины. Шпаклевание древесины.
- 33. Опишите процесс подготовки деревянных поверхностей для выполнения хор. Шлифование шпаклеванных поверхностей. Заполнение пор.
- 34. Опишите процесс подготовки металлических поверхностей для выполнения хор. Снятие ржавчины с поверхности черных металлов. Грунтование металлических поверхностей.
- 35. Опишите процесс подготовки металлических поверхностей для выполнения хор. Снятие окислов с поверхности цветных металлов. Грунтование металлических поверхностей.
- 36. Расскажите что такое аэрография. Как выполняется нанесение фона. Выполнение рисунка.
- 37. Как выполняется отделка резных декоративно-художественных элементов. Окраска древесины. Вощение. Лакирование. Полирование. Масляные и эмалевые покрытия. Бронзирование, серебрение.
- 38. Как выполняется резьба по пенопласту. Подготовка рисунка. Создание эскиза в объеме. Выполнение на кальке контурного рисунка. Проработка форм больших объемов. Окончательная доработка композиции.
- 39. Получение отливок. Простая заливка. Набивка. Отливка в окатку.
- 41. Техника изготовления плаката.
- 42. Техника изготовления стенгазеты.
- 43. Цвет в интерьере.