logo search
14-02-2013_20-49-25 / Учебник Бакланова Т

Духовныестихи

Духовные стихи определяются обычно как эпические или лирические произведения религиозного характера или народные произведения на религиозные темы.

Существует также точка зрения, что термин «духовные стихи» искусственный, что народ этот вид поэзии так не на­зывает. Предлагается называть народные тексты религиозно­го характера «апокрифическими песнями».

Народ называет духовными стихами тексты религиоз­ного характера, объединенные функционально Они исполь­зуются во внелитургической ситуации, связанной с календа­рем; разрешается их петь во время постных дней, когда за­прещается исполнение песен, и во время постов (для некото­рых групп - во время всех постов за исключением Великого, когда запрещались и стихи). Термин «стихи» известен в Рос­сии на севере и на юге, на востоке и на западе. Название «ду­ховный стих» менее употребительно. Так, в старообрядче­ских селах Верхокамья противопоставляются «старые духов­ные стихи» из рукописных традиционных сборников «новым, московским» из печатных сборников начала века. При этом тексты «старых» и «новых» стихов могут практически совпа­дать - важно, что старые рукописные духовные стихи посвя­щены традиции, идущей от Выговского поморского общежительства. Очевидно, что репертуары стихов в разных регио­нах различны. На севере (Карелия) стихами (с ударением на первый слог) называют, кроме собственно стихов, ряд баллад (например, о братьях-разбойниках и сестре или о Василии и Софье), которые также пелись во время постов. На юге (Бес­сарабия) старообрядцы белокринского согласия делят стихи на постовые и монастырские. Первые существуют в устной традиции местного населения и также связаны с календарем; вторые пелись иноками в старообрядческих монастырях и имели письменную традицию — они были рукописными.

Чтобы понять, что такое духовный стих, надо проана­лизировать его место и функции в словесной народной куль­туре. Один из самых первых исследователей духовных стихов Ф.И.Буслаев сформулировал основную функциюдуховного стиха — быть посредником между книжной христианской и устной народной культурой: «Что касается до духовного сти­ха, то в нем наши предки нашли применение просвещенной христианской мысли с народным поэтическим творчеством», «Духовный стих - как церковная книга, она поучает безгра­мотного в вере, в священных преданиях, в добре и правде. Он даже заменяет молитву» '.

Духовный стих - своеобразный посредник между дву­мя мирами - христианским учением и традиционной народ­ной культурой. Духовные стихи черпали свое содержание из книжных источников: это были сюжеты Ветхого и Нового заветов чаще всего в толковании христианских писателей (например, стих об Иосифе Прекрасном). На духовный стих оказали большое художественное воздействие иконы и фре­ски (например, стихи о Страшном суде испытали влияние иконографии).

В русской народной культуре в течение нескольких ве­ков стихи подразделялись на два основных потока: первый включал народные эпические стихи, возникшие главным об­разом на основе апокрифов, второй представлял собой сово­купность стихов покаянных - само название говорило об их характере и тематике. Это были стихи лирические, представ­ляющие монолог кающейся души — «стихи высокой литера­туры». По мере распространения они приобретали признаки народной поэзии. Первые покаянные стихи найдены в спи­сках XV века.

Ученые предполагают, что создателями и исполните­лями духовных стихов в Древней Руси были калики(или калеки) перехожие, паломники по святым местам и мона­стырям. В какой-то мере они были бродячими певцами с серьезным «божественным» репертуаром; исполнение духов­ных стихов давало им средства к существованию. Былины знают калик-одиночек («Илья и Идолище») и каличьи ватаги («Сорок калик», в этой былине калики поют для князя Вла­димира «Еленьской стих»); подобные сведения о каликах есть и в древнерусских летописях.

' Буслаев Ф.И. Исторические очерки русской народной сло­весности и искусства. СПб, 1861. Т. 1.

Репертуар духовных стихов складывался в течение ве­ков. Вероятно, этот процесс начался вскоре после крещения Руси, продолжался на протяжении ряда веков, расширяясь вслед за окончательным признанием народом христианства своей религией. Творчество в области духовных стихов полу­чило развитие со времени церковного раскола в 50-70-е гг. XVII века; но это было творчество относительно малой части населения, упорно сохраняющей «древлее благочестие».

Свои духовные стихи старообрядцы называли псаль­мами(в женском роде). Псальмы, лирические или лиро-эпические песнопения в науке получили название «младших» стихов в отличие от «старших», эпических стихов. Деление стихов на «старшие» и «младшие» условно; оно указывает лишь на преобладающее появление псальм в последние века. Среди самых старших по времени сложения стихов можно указать по приведенной классификации стих «Плач Адама» - лиро-эпическое произведение (псальма), которое было из­вестно уже в XII веке (знание его обнаруживает Даниил За­точник в своем «Молении»).

Духовные стихи, по крайней мере, старшие эпические стихи, — единственная группа фольклорных произведений, исполнение которых было профессией определенного круга лиц - калик перехожих. В последние века русской истории каличье звание закрепилось только за нищими, убогими, пре­имущественно бродячими слепыми, добывающими средства к существованию пением духовных стихов. Калики ходили в одиночку (с поводырем) и объединялись в артели (ватаги). Они пели стихи в селениях под окнами, на церковных папер­тях и обычно устремлялись туда, где проходили многолюд­ные ярмарки, в монастыри во время храмовых праздников.

Поскольку духовный стих несет в себе глубокое нази­дательное, учительное начало, то он, как замечает Ф.И.Буслаев, «...изъят из общего ежедневного употребления и представлен как особая привилегия только тем лицам, ко­торые то же будучи изъяты из мелочных хлопот действительности, тем способнее были сохранить для народа назидатель­ное содержание его религиозной поэзии».'

В старообрядческой среде духовный стих переживает свое второе рождение. С одной стороны, он как бы возвраща­ется к своему источнику - становится более книжным в по­этике и в языковых выражениях, а с другой — он делается более народным по бытованию. Духовные стихи старообряд­цев были поэтическим воплощением их истории и учения Основная функция стиха у старообрядцев — связь христиан­ской книги с миром народных представлений, толкование сложных текстов понятным языком. Иными словами, духов­ный стих в разных своих проявлениях был и остается поэти­ческим выражением народной герменевтики (греч. hermeneno- искусство и теория истолкования, имеющего целью вы­явить смысл текста). Об этом говорит классическое исследо­вание В.П.Адриановой-Перетц, где тщательно проанализиро­ваны многие десятки текстов стиха об Алексее, человеке Божием и установлены черты сходства и отличия текстов двух редакций «Жития Алексея человека Божия», явившегося для этого стиха источником. О «толковательной» роли духовного стиха говорится и в монографии Ф Батюшкова, где приводит­ся сопоставление текстов «Слова о суете жизни и покоянии» Ефрема Сирина и распространенного в старообрядческой среде «Стиха о человеческой жизни»: «Человек живет, как трава растет».

Духовные стихи складывались, с одной стороны, как ответвление церковных песнопений, а с другой, — постоянно испытывали воздействие различных «языческих « песенных жанров русского фольклора. Почти повсеместное бытование духовных стихов на территории расселения русских, оконча­тельно не затухшее до сего времени, их взаимодействие с на­родным и церковным искусством позволяют констатировать, что духовные стихи образуют весьма существенную, обу­словленную историческим развитием России, часть целост­ной народной культуры. Область духовных стихов распола­галась в том ее секторе, где находился один из полюсов противоречивого народного мировоззрения, а именно, религиоз­но-христианский, вернее, христианско-языческий.

' Буслаев Ф.И. Русские духовные стихи // Сб. Отд. рус.яз. и словесности Имп. академии наук, 1887.-Т42.-№2. С.448.

Русский фольклор без духовных стихов не может быть признан целостным явлением. Духовные стихи не представ­ляют в нем изолированного круга произведений. В устном бытовании они взаимодействовали с былинами, обрядовыми и историческими песнями, подвергаясь их влиянию и сами оказывая значительное воздействие на них. История русского фольклора без духовных стихов так же неполна, неполноцен­на, как история русской культуры без истории православной церкви. Живут в «своем» времени герои всех жанров устного народного творчества: волшебных сказок - в очень отдален­ном прошлом, былин - в Киевской Руси, баллад и бытовых сказок - в относительно недавнем прошлом, лирических пе­сен и частушек - в настоящем... Время действия в отдельных духовных стихах тоже может быть вполне определенным и ограниченным, в целом оно начинается с «сотворения мира» и продолжается после кончины существующего мироздания И дело не только в размещении изображаемых событий во всей их протяженности, но и в связи с их постоянно дейст­вующими персонажами. Часто это персонажи древнеславянской мифологии (например, Мать-Сыра Земля):

Растужилась, расплакалась Матушка-Сыра Земля

Перед Господом Богом:

«Тяжел мне, тяжел. Господи, вольный свет!

Тяжелей, много грешников, боле беззаконников!»

Речет же сам Господь сырой земле:

«Потерпи же ты. Матушка — Сыра Земля!

Потерпи же ты несколько времечка, сыра земля!

Не придут ли рабы грешные к самому Богу

С чистым покаянием?

Ежели придут, прибавлю я

Им свету вольного, царство небесное;

Ежели не придут ко мне, к Богу,

Убавлю я им свету вольного,

Прибавлю я им муки вечныя,

Поморю я их гладом голодным!»