Тема 3. Разработка объемно-пространственной структуры. Преобразование структуры с выходом в пространство. Развертки поверхности
В процессе творческой работы очень важно владеть всем необходимым арсеналом художественных средств, что позволит выбрать именно те из них, которые наиболее точно соответствуют замыслу, выгодно подчеркивают фактуру, объем, рельефность и усиливают текстуру бумаги. Бумага обладает конструктивными и пластическими свойствами, схожими со свойствами ткани. Решение задачи выхода из плоскости в пространство предполагает активное включение в работу таких специальных понятий формальной композиции, как пластика, форма, объемно-пространственная структура, масса, динамика, целостность, конструкция, тектоника. Поэтому условием выполнения практического задания является ознакомление с общей теорией композиции и объективными закономерностями формообразования, овладе-
88
ние принципами композиционно-пластической организации трехмерного пространства на основе взаимодействия различных видов пластики (геометрической, скульптурной и структурной) с учетом типов композиционного пространства (развитого и неразвитого в пространстве). Если главную роль в композиционной организации геометрической пластики играют средства гармонизации размерных величин самих элементов и интервалов (масштабная, пропорциональная соразмерность, метроритмические отношения), то в скульптурной - принципы естественного саморазвития пластического мотива, где понятие ритма трансформируется в чувственный образ интенсивности развития (быстро - медленно, напряженно - вяло, резко - плавно).
Р ис. 34. Разработка объемно-пространственной структуры. Примеры выполнения заданий по теме 3. Развертки поверхности
89
Рис. 35. Разработка объемно-пространственной структуры. Примеры выполнения заданий по теме 3. Развертки поверхности пластической формы
Принципы композиционно-пластической организации трехмерного пространства основаны на взаимодействии различных видов пластики и типов композиционного пространства. Трансформация как принцип организации реализуется на нескольких уровнях. Первый уровень связан со взаимообратимостью плоскости и рельефа. Если бы не было этого условия, то рельеф можно было бы выполнить в технике папье-маше. Второй уровень принципа трансформации связан с тем, что требуется построить именно комбинаторно-модульный рельеф, который образуется элементом, повторяющимся по вертикали и горизонтали, как бы цикли-
90
чески возвращаясь к самому себе. Третий уровень реализации формообразующих возможностей принципа трансформации связан с построением двух мотивов геометрической и скульптурной пластики, требующих различных способов образной интерпретации. Для выполнения комбинаторно-модульного рельефа с пластически сложной поверхностью необходимо практическое освоение принципов стилизации и использование принципов трансформации на основе взаимодействия различных • видов пластики (трансформация плоскости в рельеф). Трансформация плоскости в замкнутый объем и рельеф выполняются на основе изучения композиционно-выразительных средств и принципов связи элементов композиции при решении задач пластического формообразования. На рис. 34, 35 приведены примеры разверток поверхностей деталей костюма.
Задание. Сформировать структуру - монокомпозицию с выходом в пространство, показать возможности формирования объема.
Цель работы. Решение композиции открытого пространства, закрепление теоретических знаний по выявлению композиционного центра; организация выхода отдельных или целых частей композиции в пространство.
Материалы и технические средства. 1 лист плотной бумаги (ватман Госзнак) размером 30x21 см, резак, линейка, карандаш, резинка, циркуль.
Основные приемы работы.
Выполнить графическую» разработку монокомпозиции (на листе бумаги формата А4) на выбранную образную тему. Техника исполнения - карандаш, тушь, перо, гелевая ручка и др. графические средства. Определить расположение плоских и рельефных элементов монокомпозиции.
Чистовой макет выполняется на листе бумаги формата A3. Лист и ОПС могут быть в од-нотоновом решении или в контрастном ахроматическом (черно-белом).
- Введение
- Тема 1. Общие сведения об архитектонике Основные термины и понятия архитектоники
- Архитектоника в системе искусств
- Мода и архитектура
- Тектоника материалов для одежды
- Контрольные вопросы
- Тема 2. Формообразование в проектированиии костюма
- Тектонические системы костюма
- Формообразование драпировок
- Средства формообразования костюма
- Контрольные вопросы
- Тема 3. Гармонизация объемно-пространственных структур Основные виды и категории композиции
- Модульный метод проектирования
- Контрольные вопросы
- Тема 4. Симметрия и асимметрия
- Классическая симметрия
- Аффинная симметрия
- Криволинейная симметрия
- Тема 5. Комбинаторные методы формообразования Комбинаторные принципы формальной композиции
- Контрольные вопросы
- Тема 6 биологическое формообразование в архитектуре и инженерии Формообразование в живой природе
- Биоформы в художественном конструировании
- Контрольные вопросы
- Тема 7. Кинетизм как процесс изменения формы Истоки возникновения кинетического искусства
- Кинетизм и кинетическое искусство
- Биокинематика
- Контрольные вопросы
- Тема 1. Архитектоника плоского листа. Преобразование плоскости в рельеф
- Тема 2. Разработка комбинаторно-модульного рельефа
- Тема 3. Разработка объемно-пространственной структуры. Преобразование структуры с выходом в пространство. Развертки поверхности
- Тема 4. Композиционное решение драпировок
- Тема 4. Композиционное решение драпировок
- Тема 5. Разработка плоскостной монокомпозиции с использованием тектонических свойств различных текстильных и природных материалов
- Тема 6. Технологическая культура объемного формообразования
- Словарь основных терминов
- Список использованной литературы
- Оглавление
- 690600, Владивосток, ул. Гоголя, 41
- 690600, Владивосток, ул. Державина, 57