logo search
Kulturologia

Культура древнего и средневекового Востока. Культура Китая.

Китайский народ создал особый тип культуры. Длительное время живя в изоляции, он создал оригин-ю цивилизацию с особым типом взаимоотношений чел. и природы, культурными традициями.

В древности китайцы называли свою страну Срединным государством, считая ее центром мироздания – единственным цивилизованным миром. У них уже во II тыс. до н.э. сущ-ла иероглическая письменность, был изобретен календарь. В своей основе это был лунный календарь, но учитывал и движение солнца.

Исключительную роль сыграло Тринадцатикнижие. Оно включало "Книгу истории", "Книгу перемен", "Записки об обрядах" и др. и явилось фундаментом преемственности духовной культуры во всех областях.

Особое внимание у китайцев сложилось к природе. Мир – это мир абсолютного тождества противоположностей, здесь нет места ни враждебности, ни дисгармонии, сущ-ет совершенство. Гармония внутренне присуща природе, в ней ничего не нужно переделывать. Изначально ей присущи 5 совершенств: человечность (жень), чувство долга (и), благопристойность (ли), искренность (синь) и мудрость (чжи). В основе гармонии общества и природы лежала идея социально-политич. порядка, санкциониров-го Небом. Эта идея развивалась в конфуцианстве и даосизме.

Возникшее в VI в. до н.э. учение Конфуция стало официальной идеологией Китая.

Главное в конфуцианстве – стремление совместить государственность и человечность в духе восточной традиции. Конфуций предлагал распространить принцип отношений в большой семье (клане) на все общество. Отношения государя с подданными должны строиться по принципу "отец-сын", и каждый должен исполнять положенную ему социальную роль с тем же старанием, что и семейные обязанности. К. сформулировал моральный принцип: "Не делай людям того, чего не желаешь себе, и тогда и в государстве и в семье к тебе не будут испытывать вражды".

Установление порядка в госуд-ве начинается с наведения порядка в собств.душе.

Одновременно появилась и иная ветвь китайской культуры - даосизм. Создатель -Лао-цзы считал, что чел. открывает истоки своей бесконечности через следование естественности и слияние с бесконечным путем жизни природы ("дао" – путь).

Если конфуцианство занято судьбой семьи, общества и государства, то дао обращен к судьбе человека. Слияние с дао осущ-ся через недеяние (но не равнозначно пассивной созерцательности). Когда недеяние достигает совершенства, исчезает страх смерти. Ведь истина человека – в единой жизни космоса. Кто познал это – неуязвим для любой опасности.

Во II-III вв. н. э. даосизм распался на неодаосизм (перестал существовать) и религиозный даосизм (сохранился и до наших дней)

Даосское ученье давало человеку чувство свободы от деспотизма, но прорыв в свободу заканчивался растворением в другой необходимости – вечном пути мировой жизни.

На основе синтеза идей буддизма с традиционной китайской мыслью, с конфуцианским прагматизмом возникло течение – чань-буддизм (японский дзэн).

Буддизм просуществовал в Китае почти 2 тысячелетия, сильно изменившись.

Он оказал огромное воздействие на традиционную китайскую культуру, что наиболее наглядно проявилось в искусстве, литературе и особенно в архитектуре (овальные комплексы и др.).

В целом можно сказать, что классическая китайская культура представляет собой сплав конфуцианство, даосизма и буддизма.

Значительны достижения и в области материальной культуры и науки.

В Китае было сделано едва ли не половина важнейших изобретений и открытий, на которых сегодня зиждется наша жизнь – компас, мачты, пушки, порох, бумага, шелк. Существенны достижения в математике: десятичные дроби, пустая позиция для обозначения нуля; в VII-X вв. были изобретены механические часы. Высокого уровня развития достигла медицина: иглоукалывание, прижигание, массаж, учение о "жизненной энергии" – чи, лечебная гимнастика "ушу".

Китайская культура оказывала воздействие на западную – влияние архитектурных стилей, парковое искусство. Европейских философов привлекло учение Конфуция.

Китай и Запад взаимно влияли друг на друга. Запад испытывал воздействие богатого культурного наследия Китая, в свою очередь Китай перенимал передовые научные и технические достижения Запада, его философские и художественные идеи. Все это способствовало укреплению взаимопонимания между культурами.