Сферы бытованиянародных игр
При исследовании игры мы сталкиваемся с огромным разнообразием ее конкретных проявлений в различных сферах жизни и культуры.
Известно, что многие народные игры связаны с языческими праздниками и обрядами.
У праздников существуют определенные способы выражения, к одним из которых относится игра, отвечающая празднику и торжеству, создающая неповторимую атмосферу веселья и радости, атмосферу возвышенного мироощущения, например, зимние святки «от Рождества до Крещения».
Они выделялись духовным подъемом, праздничностью, весельем. На святках играли в разные игры: «Жмурки», «Сижу - посижу», «Уж я золото хороню», «Пряхи». Примечательной чертой святок было колядование, хождение ряженых
Праздник «Масленица» по части веселья не уступал святкам. Она отличалась от других зимних праздников размахом катания: на лошадях отдельных упряжек до «поезда» из нескольких саней, катание с ледяных горок на салазках, шкурах, соломенных корзинах. Любимой забавой молодежи было взятие снежного города, которое включало игры, элементы спектакля и спортивного состязания. Распространенными играми были «Царь горы», «Столбики», «Шапка горит». Для Пятидесятницы характерен хороводно-игровой комплекс: «Мак растить», «Садить хрен», «Просо сеять», «Плетень», «Ворота».
Интересной формой досуга молодежи были посиделки. Так, например, на святочных посиделках бытовал набор святочных игр: «Кострома», «Столб», игра «в короли». Многие игры сопровождались песнями, связанными с игрой по содержанию Во всех играх, включающих поцелуи, парень и девушка, прежде чем поцеловаться, кланялись друг другу в ноги. Примечательной чертой игровой этики было также обращение молодежи друг другу по имени и отчеству, когда назвать партнера требовалось самими условиями игры.
Существенная роль принадлежит семье, само функционирование которой порождает целенаправленный процесс воспитания. Семья с древнейших времен выступала культурным, ценностным и информационным полем для развития подрастающего поколения. Уже на самых ранних ступенях игра сопутствовала жизни ребенка. Для ребенка в первые годы его жизни партнерами по игре являются взрослые: мать, бабушка, няня, старшие брат или сестра. Играя и куклы, дети подражают жизни взрослых: сватаются, играют в пап и мам, ходят в гости, учат своих «детей», лечат и т.д.
Театр является специфической формой игры-представления, в которой участник пребывает в воображаемом мире игры. Особенностью данного вида игры является наличие зрителей, тех, кому репрезентируется игровой материал. В психологической практике общепринята точка зрения, согласно которой игра является эффективным средством адаптации к обстоятельствам жизни, снятию и предупреждению стрессов. Использование игровых приемов в психотерапии стало уже традиционным, и игра превращается в одно из важнейших средств психотренинга.
Игровой тренинг включает в себя импровизацию конкретных жизненных ситуаций с последующим обсуждением в группе.
Например, робкому человеку предлагается сыграть роль смелого героя, а грубому, несдержанному человеку -роль уступчивого, мягкого. Или в игровой форме воспроизводится травмирующая человека ситуация (руководитель несдержан), где он должен действовать. Задача проигрывания предложенной ситуации — помочь ему избавиться от болезненного реагирования, выработка умения сотрудничества и совместного решения проблем, приемов диалога, способности к эмоциональному самоконтролю и адекватному поведению в группе; таким образом создается новая модель поведения человека.
Говоря об использовании игры в группах психотренинга, нельзя не сказать о Э.Берне - создателе трансактного анализа, который представляет собой метод групповой психотерапии, основанной на своеобразном представлении о структуре человеческих состояний, названных «Ребенок», «Взрослый», «Родитель». Э.Берн полагал, что каждый человек имеет свой жизненный сценарий, модель которого намечается в ранние детские годы и которому индивид несомненно следует в течение своей жизни. Изменение сценария сводится к разыгрыванию ролей.
Важное значение для функционирования игровой деятельности представляет сфера досуга. Досуг народа в течение столетий был связан с системой церковных праздников, с событиями в семье - свадьбами, крестинами, похоронами. Досуг проходил в общении с природой, которая открывает большие возможности для увлекательных дел. В настоящее время ценность досуга и игры, являющейся одним из компонентов его, усиливается и актуализируется.
- Раздел I.Теоретические и исторические аспекты изучения народной художественной культуры
- Глава 1. Основы теории народной художественной культуры
- Исходные понятия теории народной художественной культуры.
- Сущность народной художественной культуры и народно - художественного творчества
- Глава 2. Мифологические истоки народной художественной культуры
- Основные виды мифов
- Мифические герои
- Мифы и верования древних славян
- История изучениямифов
- Литература
- Глава 3. Художественное творчество народа в календарных праздниках и обрядах
- Народныйземледельческийкалендарь
- Зимние народныепраздники
- Осенние праздники
- Литература
- Глава 4. Художественные традиции семейно-бытовых праздников и обрядов
- Родильная обрядность
- Русская народнаясвадьба
- Похоронный обряд
- Литература
- Глава 5. Художественный мир народных игр
- Сущность игры.
- Функции игр.
- Русские народные игры
- Сферы бытованиянародных игр
- Литература
- Раздел II. Основные виды и жанры народного художественного творчества
- Глава 1. Устное народное творчество
- Русский эпос
- Духовныестихи
- Литература
- Глава 2. Народное песенное творчество
- Жанровая разновидность русских народных песен
- Детский фольклор
- Классификациядетского фольклора
- Поэзияпестования
- Колыбельныепесни
- Потешки
- Прибаутки
- Бытовойфольклор
- Детскиенародные песни
- Календарные песни, заклички и приговорки
- Потешный фольклор (прибаутки, небылицы, дразнилки)
- Игровой фольклор (считалки, игры)
- Региональные традиции русского народного песенного творчества
- Литература
- Глава 3. Народные музыкальные инструменты
- Глава 4. Народное декоративно-прикладное творчество
- Художественная обработка дерева
- Богородская резьба
- Абрамцево-кудринская (хотьковская) резьба
- Декоративные изделия с трехгранновыемчатой резьбой
- Художественныеизделия из бересты
- Декорирование берестяных изделий
- Росписьуфтюжского туеска
- Хохломская роспись по дереву
- Полхов-майданское искусство
- Росписи Северной Двины
- Художественная обработка камня
- Резьба по кости
- Миниатюрная живопись на папье-маше
- Художественнаяобработка металла
- Народная керамика
- Кружевоплетение
- Художественнаяроспись ткани
- Вышивка
- Глава 5. Народное зодчество
- Технологические и конструктивные основыдеревянного зодчества.Материал и способыего обработки.
- Основные конструктивные элементы построек
- Крестьянское жилище. Типы жилища
- Типы внутренней планировки избы
- Художественно-образная система крестьянского жилища
- Хоромы Исторические источники о хоромном зодчестве
- 2. Церкви.
- Глава 6. Фольклорный театр
- Глава 7. Народный танец
- Глава 8. Русский народный костюм
- Глава 9. Русская народная игрушка