logo search
архитектоника объемных форм учебник данилова

Тема 1. Общие сведения об архитектонике Основные термины и понятия архитектоники

Понятие «архитектоника» (от греч. - строительное искусство) в общем виде включает единство художественного выражения закономерностей строения, соотношения нагрузки и опоры, присущих конструктивной системе. В широком смысле архитектоника - композици­онное строение любого произведения искусства, обусловливающее соотношение его главных и второстепенных элементов. Качество архитектоники вещи зависит от четырех основных характеристик: совершенства самого содержания, совершенства формы, взаимосвязи формы и содержания, эстетичности формы. Главная закономерность архитектоники состоит во все­стороннем единстве формы и содержания. Архитектоника выявляется в распределении масс, в ритмическом строе форм, в пропорциях, отчасти - в цветовом строе произведения. Архи­тектоническая связь элементов формы является основным выразительным средством.

Отражение наиболее существенных сторон, устойчивых элементов системы, их абстра­гированной сути называют структурой. Структура в определенном смысле статична, она от­ражает морфологию, т.е. строение системы. Структуру художественного произведения мож­но рассматривать в нескольких взаимосвязанных аспектах - тектоника, композиция и выра­зительность. Тектоника- художественное выражение структурных закономерностей, при­сущих конструкции произведения, композиции круглой скульптуры, объемных произведе­ний декоративного искусства; композиционное строение любого произведения искусства. Тектоника выражает особенности взаимного расположения частей целого, соотношение форм и пропорций. Тектоника - это зримое отражение в форме конструкции свойств мате­риала, логики их работы. Через пластику формы выражаются такие свойства конструкции, как прочность, устойчивость, равновесие, направленность движения, выявляется соотноше­ние частей. Четкая и логичная тектоника обеспечивает правдивость формы, дает правильное представление о назначении предмета, особенностях технологии его изготовления и свойст­вах материала. Тектоника статичных предметов или сооружений резко отличается от текто­ники динамичных предметов. Тектонические системы, основанные на статике и равновесии покоя и движения, просуществовали до конца XIX в. Это объясняется тем обстоятельством, что технические возможности общества не выходили за пределы использования материалов и конструкций, работающих на сжатие. Апофеозом возможностей этих материалов и конст­рукций явилась эпоха Готики. Тектоника современных сооружений строится на напряжен­ном равновесии, на растяжении, а также на сочетании тектонических принципов в зависимо­сти от функциональной предназначенности объекта.

В зависимости от структуры материала и конструкции архитектонических произведений различают несколько тектонических систем: монолитная, решетчатая, каркасная, оболочко­вая. Понятие «система» предполагает наличие элементов и определенной структуры - зако­номерностей, на основе которых элементы связаны между собой. Различный характер функ­ционирования объектов материальной среды обусловил специфику их объемно-пространственной организации и тектоники. Монолитные системы образованы из одного, чаще пластического материала, что позволяет приспособить предметы к человеческой руке, например наборы складируемой посуды. Решетчатые системы и оболочки часто используют­ся в сочетании с монолитными. Каркасные системы могут быть образованы как монолитны­ми, так и сборными конструкциями из различных материалов (дерева, металла, пластмассы), представляют собой основу для организации объема.

В ряде случаев структура и тектоника промышленных форм сложнее архитектурных. Это связано с тем, что промышленные изделия часто выполняют несколько разнородных функ-

4

ций. В архитектуре, оказывающей решающее влияние на характер искусственной среды, раз­личают три основные тектонические системы: стеновая, каркасная, сводчатая. В связи с ис­пользованием различных материалов таких систем может быть значительно больше: стоеч-но-балочная система взаимодействия несущих и несомых элементов; вантовая - работающая на растяжение; оболочковая- использующая пластические свойства материалов и позво­ляющая получать значительные внутренние объемы.

Самые общие принципы формообразования тектонических систем костюма те же, что и других объектов среды. Формообразование - структурирование (членение и строительство) единичных предметов, создание функциональных, конструктивных, пространственно-пластических, технологических структур. Костюм можно рассматривать как объемную фор­му, внутреннее пространство которой обеспечивает комфорт для жизнедеятельности челове­ка. Сходство общих принципов формообразования костюма с архитектурой выражается в образно-ассоциативном проявлении внешней формы. Часто используются определения «мо­нументальный», «монолитный» костюм для подчеркивания укрупненности форм, лаконич­ности их решения, что достигается использованием тяжелых тканей спокойных цветов и простотой конструкции. Характер тектоники костюма проявляется в тесной связи с тектони­кой решения архитектуры и других объектов материальной среды. Вместе с тем костюм име­ет свои тектонические системы: каркасную, оболочковую и промежуточную, сочетающую свойства той и другой систем.

Форма костюма - понятие сложное и многоуровневое. К самому понятию «форма» мож­но подойти с разных позиций: ее можно рассматривать как философскую категорию, как символ, как объект, как результат деятельности. В философии форму объекта рассматривают как способ существования предмета, внутреннюю организацию содержания, то, что связыва­ет элементы содержания воедино и без чего невозможно существование содержания. Фор­ма- морфологическая и объемно-пространственная структурная организация вещи, возни­кающая в результате содержательного преобразования материала, то есть формообразования.

Объемно-пространственная структура - это категория композиции, отражающая смысло­вую связь, соподчинение и взаимодействие всех элементов формы между собой и с про­странством. В объемно-пространственной композиции элементами служат пространство, объем, поверхность. К числу структурных связей относятся закономерности построения объ­емной формы, ритм, симметрия и асимметрия, пропорции, контраст, нюанс. В зависимости от характера взаимосвязи между объемом и пространством различают формы: со скрытой, частично скрытой и открытой структурой. Скрытую структуру имеют многие транспортные средства: самолеты, локомотивы, подводные лодки и др. Открытую объемно-пространственную структуру имеют, например, велосипед, стул, судовая грузовая стрела. Частично скрытую структуру имеет подъемный кран, где небольшая закрытая кабина опера­тора сочетается с открытой ферменной конструкцией, предназначенной для восприятия уси­лий от поднимаемого груза.

Хорошо организованная объемно-пространственная структура и ярко выраженная текто­ника изделия создают предпосылки для целостности и гармоничности формы. Гармония по­нимается здесь как органическая взаимосвязь, согласованность и соразмерность всех компо­нентов композиции, оказывающая благоприятное эстетическое воздействие на человека. Гармоничность изделия обусловлена эстетикой композиции в тесной взаимосвязи с функ­циональными, техническими и экономическими вопросами. Единство композиции — непре­менное условие целостности формы. Оно основывается на подчеркивании в композиции ос­новной идеи, которой подчиняется вся схема компоновки изделия или сооружения. Единство композиции рассматривается как средство создания удобных и эстетичных изделий при ми­нимальной затрате материальных и художественных средств. Единство композиции прояв­ляется в закономерном строении объемно-пространственной структуры и ясно выраженной тектонике.

5

Гармоничная организация реального вещественного материала в трехмерном простран­стве выражается в формировании его конструкции, структуры и тектоники, во взаимосвязи отдельных частей пластической формы, в целостности композиции. Форма и конструкция неразделимы: конструкция является носителем эстетической информации. Форма должна отвечать назначению изделия, конструктивной схеме, определяющей его структуру, соответ­ствовать материалу, из которого выполнено изделие. Удобство пользования и красота формы -важнейшие критерии композиции изделия. Форма и конструкция изделия зависят от мате­риала. Конструкция следует логике материала, его формообразующим и пластическим свой­ствам. Многие конструктивные схемы находятся в непосредственной связи с конкретными материалами. При этом существуют и достаточно универсальные конструктивные схемы, которые могут быть выполнены в различных материалах. Однако при одной и той же конст­руктивной схеме внешний вид изделия, его форма будут существенно отличаться в зависи­мости от материала, его пластических свойств.

Достижение гармоничного отношения компонентов «функция - структура - материал -конструкция - форма» позволяет квалифицировать форму как тектоническую. В архитекто­нической форме конструктивные элементы подчиняются логике технологии производства. Конструктивные элементы не только не маскируются, но акцентируются и используются как конструктивно-декоративные элементы формы, подчеркивая ее целесообразность и убеди­тельность. Тектоника - это зримое отражение в форме конструкции свойств материала, логи­ки их работы. Через пластику формы выражаются такие свойства конструкции, как проч­ность, устойчивость, равновесие, направленность движения, выявляется соотношение частей. Четкая и логичная тектоника обеспечивает правдивость формы, дает правильное представле­ние о назначении предмета, особенностях технологии его изготовления и свойствах материа­ла. Тектоника статичных предметов или сооружений резко отличается от тектоники дина­мичных предметов.

Конструкция выполняет сразу несколько функций, обеспечивая одновременно необхо­димую устойчивость, жесткость и прочность изделия в целом и его отдельных элементов. В архитектуре конструкции разделяются на несущие, отражающие, диафрагмы жесткости и т.д. Каждая из этих групп, выполняя определенную конструктивную функцию, имеет свою типологию и изготавливается из соответствующих строительных материалов. При этом су­ществует определенная автономность конструктивных элементов: для одного и того же кон­структивного остова здания подбирают внешнюю оболочку из различных материалов, при­меняют разнообразный декор и конструктивное решение деталей. Или, наоборот, сохранив форму и конструкцию внешней оболочки здания, изменяют полностью его внутреннюю про­странственную структуру и конструкцию. Этот прием активно используется при реконст­рукции ценных исторических фасадов.

Конструкция в наши дни понимается не просто как техническое средство организации формы, но, прежде всего, как функционально и эстетически работающая компонента формы. Оригинальная логически построенная конструкция с тщательно выполненными узлами об­ладает собственной художественной ценностью и формирует выразительность произведения. Подчеркнуто обнаженные несущие металлические конструкции становятся своеобразным декоративным элементом, придавая неординарность внешнему виду объекта. Так, например, в Эйфелевой башне впервые удалось достичь взаимопроникновения внутреннего и внешнего пространства. Гюстав Эйфель доработал проект своих сотрудников и выиграл организован­ный в 1886 г. государственный конкурс на сооружение монумента для Всемирной выставки в Париже. Эйфелева башня, построенная в 1889 г., оказалась сенсационно легкой, несмотря на значительную высоту - 300 метров. Ажурность решетчатой конструкции башни хорошо про­сматривается (рис. 1) и усиливается в вечернее время суток благодаря освещению 300 на­триевыми прожекторами, закрепленными на ее конструкции. Башню использовали в воен­ных целях в ходе первой мировой войны, а в 1954 году на ней установили телевизионные пе­рехватчики, в связи с чем она выросла до 320,75 м.

6

Таким образом, эстетические средства рассматриваются как компонент архитектоники, К ним относятся все средства художественно-композиционной гармонизации, пластика, цвет, де­к ор, фактура, представляющие в своей совокупности специфическую знаковую систему. В числе важнейших элементов информативности, содержательности формы находятся: образность предметных форм (как типологическая характеристика внешнего вида предмета и как ассоциа­тивность зримого облика); композиционно-масштабный строй формы (определенный способ членения целого, размеры и пластика отдельных частей и деталей); пластика и цвет; элементы декора. Специфические приемы выразительности архитектоники: визуально-эмоциональное ут­рирование и акцентирование главного, типичного, сигнально наиболее ценного; обобщение многих частностей в визуальную целостность; нивелирование, сдержанная эстетическая разра­ботка в подаче несущественного, второстепенного, частного [Божко, 1991].