logo search
ИМАМ

47.Подкупольные конструкции и системы равновесия и нагрузок.

ПОДКУПОЛЬНЫЕ КОНСТРУКЦИИ в мусульманской архитектуре бывают различными:1. Купола на конических парусах (тромпах), происходящих от конического тромпа древнеиранского типа. Иногда он воспроизводит форму и структуру этого тромпа, часто выкладывается горизонтальными нависающими рядами. Если парус большого пролёта, то то горизонтальные ряды его кладки , повышающиеся ступенями, могут дать усадку. В этих случаях прибегают к аркам из крупных кирпичных блоков, которые возводят без кружал. Они имеют достаточную жёсткость для поддержки массы кладки.2. Купола на сферических парусах. Парус в виде сферического треугольника является особенностью византийской архитектуры. В арабской архитектуре он появляется только после завоевания Константинополя турками. Примером может служить мечеть султана Баркука в Каире. 3. Купола на ячеистых парусах. Если укладывать кирпич горизонтальными рядами уступами, то получится ячеистая поверхность. Обработка в дальнейшем ячеек гипсом даёт орнаментальный сталактитовый свод, чудесные образцы которого можно найти в Альгамбре (Испания). Этот тип обработки поверхности свода появился в XIII в.4. Купола на пересекающихся арках (нервюрах). Здесь опорой для свода служат крупные рёбра-арки, пересекающиеся из угла в угол подкупольного многогранника. Часто такие пересекающиеся арки образуют на внутренней поверхности купола декоративный геометрический узор.СИСТЕМЫ УРАВНОВЕШИВАНИЯ И РАСПРЕДЕЛЕНИЯ НАГРУЗОК:1. Выносные пяты – приём, позволяющий уменьшитьи лучше направлять распор при помощи выкладки напуском нижних частей свода.2. Скрепления. Своды, носящие на себе печать иранского и византийского влияния поддерживаются, по крайней мере, в период стройки. Деревянными связями. Сохранилиидеревянные связи аркады большой мечети Амру в Каире. Большая часть куполов, особенно луковичных XVI в. содержат в самой кирпичной кладке одно или несколько звеньев деревянных скреп. 3. Распределение нагрузки. Арабские зодчие обычно помещали опорные элементы внутри здания, точно так же, как это делали древние иранцы, римляне, византийцы. Встречаются постройки, где система распределениянагрузок применена так же умело, как в сооружениях средневековой Франции. Мечеть-мавзолей в Султание (Иран) признана в отношении статики образцовой: цилиндрические своды высокмх галерей служат настоящими аркбутанами, превращая стены и перекрытия в структуру, воспринимающую распор главного купола. Распор этого купола, расположенного на несущих его подпружных арках, преобразуется ими в распор, приходящийся на углы здания. Чтобы обеспечить устойчивость угловых устоев, их нагрузили тяжестью минаретов. Эти минареты совершенно эквивалентны пинаклям на вершинах контрфорсов готических христианских церквей. За исключением готики, ни одна архитектура не даёт такого глубокого анализа распора в сводчатой конструкции и не находит более остроумных и изящных способов борьбы с ним. Это совсем не то, что мы видим в римских постройках на растворе: там - инертная масса, оказывающая противодействие, здесь - структура, живой и работающий организм.