logo search
Kulturologia

Культура Киевской Руси.

Киевская Русь - первое государство восточных славян, объединившее более 200 славянских, финно-угорских и латышско-литовских племен. Современники называли его просто Русью: термин Киевская Русь - науч­ного происхождения, но он очень удобен для обозначения определенного хронологического отрезка (IX - начала XII в.), когда Киев стоял во главе огромного государства, открывшего новый период в истории народов Восточной Европы, период сменивший первобытность.

Единое государство - Киевская Русь - возникло в IX в. и просуществовало до 1130-х годов. Новые княжества XII - начала XIII в. составляли как бы единую семью - древнерусскую народность, говорив­шую на одном языке, совместно творившую единую культуру, имевшую ряд общих исторических задач. Много позже, в XIV-XV вв. эта единая народность распалась на три: русских, украинцев и белорусов.

Русская культура IX-XIII вв. идет по самобытному пути и достигает высокого развития уже в XI в. До татаро-монгольского завоевания куль­тура Руси достигла высокого уровня, участвуя наравне с самыми передо­выми странами в строительстве европейской средневековой культуры.

Огромным переворотом, внесшим глубокие изменения в развитие русской культуры, позволившим накапливать культурный опыт, знания, развивать художественное слово, явилось введение единой письменности. У древних славян в IX в. после принятия христианства появилось две аз­буки: глаголица и кириллица. На Руси в X-XIII вв. обе они были известны, но глаголица применялась изредка, лишь для тайнописи, а кириллицей (упрощенной Петром I) мы пишем до сих пор, устранив в 1918 г. некото­рые буквы.

Русская деревня долгое время оставалась неграмотной, но в городах грамотность была распространена широко, о чем свидетельствует множе­ство надписей на бытовых вещах и стенах церквей. Есть несколько свиде­тельств о существовании школ для юношей: в 1086 г. сестра Владимира Мономаха устроила в Киеве школу для девушек при одном из монасты­рей. Учителями часто бывали представители низшего духовенства (дья­коны, дьячки).

В руки археологов попали интересные тетради двух новгородских школьников 1263 г. По ним мы можем судить о характере преподавания в средние века: ученики XIII в. проходили коммерческую корреспонден­цию, цифирь, учили основные молитвы. Высшим учебным заведением средневекового типа был в известной мере Киево-Печерский монастырь. Из этого монастыря выходили церковные иерархи (игумены монастырей, епископы, митрополиты), которые должны были пройти курс богословия, изучить греческий язык, знать церковную литература, научиться красно­речию.

Представление об уровне знаний могут дать "Изборники" 1073 и 1076 гг., где собраны статьи по грамматике, философии и другим дисцип­линам. Русские люди того времени хорошо сознавали, что "книги суть реки, напояющие вселенную мудростью". Некоторые мудрые книги на­зывались "глубинными книгами".