Биокинематика
Важное значение в проектировании костюма отводится информации о биомеханических параметрах и модной пластике фигуры человека. Сопряженность элементов системы «человек-одежда» определяется антропометрическим соответствием изделия размерам и форме тела человека при выполнении им различных движений. Характер антропометрических контактов элементов системы определяется закономерностями функционирования скелетно-мышечной системы человека. Исключительно сложная кинематика человеческого тела существенно затрудняет оценку его внешних параметров, особенно в процессе различных движений. Биомеханические исследования элементов системы «человек-одежда» объединяют механическое, функционально-анатомическое и физиологическое направления в биомеханике. Значительный вклгщ в использование биомеханики как прикладной науки внесли исследования биомеханики спорта.
Биокинематический анализ опорно-двигательного аппарата человека основывается на изучении движений локтевого и коленного суставов (отведение-приведение, сгибание-разгибание) и соединении ряда биокинематических пар: плечевой, локтевой, лучезапястный суставы; позвоночный столб, суставы руки, тазобедренный сустав; голеностопные, коленные, тазобедренные суставы (биокинематические цепи: незамкнутая, последовательная замкнутая на себе, замкнутая через опору). Поскольку плоскости сечения суставов совпадают с плоскостями сочленения деталей плечевой одежды (пройма-рукав) или с основными конструктивными линиями (линией локтя, линией колена), то изменение поверхностей деталей одежды для обеспечения динамического соответствия элементов системы «человек-одежда» рассматривают относительно осей вращения соответствующих суставов.
Несоответствие изменения поверхности деталей одежды форме и размерам поверхности тела человека в динамике приводит к возникновению напряженных участков в области динамических контактов изделий с поверхностью тела человека, что выражается либо в значительных перемещениях изделия, либо в изменении уровня деформации материала, либо в ограничении движений. В связи с этим основной задачей проектировщика является выбор конструктивных средств и параметров, позволяющих устранить или свести к минимуму наличие таких контактов и обеспечить возможность свободного вращения в плечевом суставе со стороны внутренней поверхности одежды. При сгибании руки в плечевом суставе на угол свыше 90 значительно увеличивается расстояние от линии талии до линии низа рукава в результате изменения высоты заднего угла подмышечной впадины от линии талии. Для обеспечения динамиче-
81
ского соответствия на этом участке возможно использование раздвижных элементов конструкции швейного изделия в ниж:ней части проймы или проектирование цельновыкроенной ластовицы по окату рукава. Для обеспечения соответствия конструкции при приведении в плечевом суставе необходимо увеличить спинку за счет введения раздвижных участков (складок, вставок и т.п.) [Легензова, 1990]. В конкретных ситуациях при ограничении на перемещение изделия и для обеспечения амплитуд движений, близких к максимальным, возникает необходимость дополнительных преобразований конструктивных основ. Выбор альтернативных вариантов модельных и конструктивных решений зависит от функциональных требований и технологической целесообразности. Расчет параметров динамического соответствия выполняется в рамках методики проектирования базовых разверток основных деталей плечевых и поясных изделий с использованием угловых и линейных величин.
- Введение
- Тема 1. Общие сведения об архитектонике Основные термины и понятия архитектоники
- Архитектоника в системе искусств
- Мода и архитектура
- Тектоника материалов для одежды
- Контрольные вопросы
- Тема 2. Формообразование в проектированиии костюма
- Тектонические системы костюма
- Формообразование драпировок
- Средства формообразования костюма
- Контрольные вопросы
- Тема 3. Гармонизация объемно-пространственных структур Основные виды и категории композиции
- Модульный метод проектирования
- Контрольные вопросы
- Тема 4. Симметрия и асимметрия
- Классическая симметрия
- Аффинная симметрия
- Криволинейная симметрия
- Тема 5. Комбинаторные методы формообразования Комбинаторные принципы формальной композиции
- Контрольные вопросы
- Тема 6 биологическое формообразование в архитектуре и инженерии Формообразование в живой природе
- Биоформы в художественном конструировании
- Контрольные вопросы
- Тема 7. Кинетизм как процесс изменения формы Истоки возникновения кинетического искусства
- Кинетизм и кинетическое искусство
- Биокинематика
- Контрольные вопросы
- Тема 1. Архитектоника плоского листа. Преобразование плоскости в рельеф
- Тема 2. Разработка комбинаторно-модульного рельефа
- Тема 3. Разработка объемно-пространственной структуры. Преобразование структуры с выходом в пространство. Развертки поверхности
- Тема 4. Композиционное решение драпировок
- Тема 4. Композиционное решение драпировок
- Тема 5. Разработка плоскостной монокомпозиции с использованием тектонических свойств различных текстильных и природных материалов
- Тема 6. Технологическая культура объемного формообразования
- Словарь основных терминов
- Список использованной литературы
- Оглавление
- 690600, Владивосток, ул. Гоголя, 41
- 690600, Владивосток, ул. Державина, 57