Тема 7. Кинетизм как процесс изменения формы Истоки возникновения кинетического искусства
К истокам формирования кинетического искусства можно отнести народные праздники и средневековые представления, механические игрушки, часы, шкатулки. Народное искусство демонстрировало образцы движущихся объектов и игрушек, например, деревянные птицы счастья из Архангельской области, механические игрушки, имитирующие трудовые процессы, из села Богородское и др. Богородский промысел известен с XVII века. Это деревянная резная игрушка и скульптура с движением: фигурки животных, птиц, занимательные бытовые сцены. Простые приемы- использование смещающихся планок, подвижных деталей, крепящихся на пружинках или веревочках, несложные механизмы на кнопках - применяются в самых различных композициях, усиливая яркость художественной образности игрушки; движение здесь имеет не только механический смысл, но дополняет и раскрывает сюжетный и образный замысел.
Появление новых направлений в мировом искусстве (конструктивизм, дадаизм, сюрреализм, оп-арт, концептуальная живопись, поп-арт) способствовало формированию концепции и развитию кинетического искусства. Социальный заказ нового общественного строя и развитие промышленности в России повлияли на возникновение новых художественных движений - «производственное искусство» и «конструктивизм», проявляющихся в интеграции искусства и техники. Мобильные трибуны, сцены, театральные подмостки, агитационные установки и щиты, модульные киоски и литки - все это было одним из самых распространенных объектов того времени. Художники направления «конструктивизм» (от лат. constructio - построение), появившегося в искусстве ряда европейских стран в начале XX в., провозглашали основой художественного образа не композицию, а конструкцию. Идеи конструктивизма вызревали в предшествующих направлениях русского авангарда. Его программа, сформировавшаяся в послереволюционный период, несла на себе черты социальной утопии, поскольку художественное проектирование мыслилось как способ преобразования общественного бытия и сознания людей, конструирования окружающей среды. В художественной культуре России 20-х/годов архитекторы-конструктивисты братья Веснины, М. Гинзбург опирались на возможности современной строительной технологии. Они достигали художественной выразительности композиционными средствами, сопоставлением простых, лаконичных объемов, а также Эстетическими возможностями таких материалов, как металл, стекло, дерево. Советские конструктивисты В. Татлин, А. Родченко, Л. Попова, Э. Лисицкий, В. Степанова, А. !^Кстер и др., включившись в движение производственного искусства, в том числе создания производственной одежды («прозодежды»), стали основоположниками дизайна, где внешняя форма непосредственно определялась функцией, инженерной конструкцией и технологией обработки материала. В оформлении театральных спектаклей конструктивисты заменили традиционную живописную декорацию трансформируемыми установками - «станками», изменяющими сценическое пространство. Для конструктивизма печатной графики, искусства книги, плаката характерны скупые геометризованные формы, их динамичная компоновка, ограниченность цветовой палитры (в основном красное и черное), широкое применение фотографии и наборных типографских элементов. Характерные проявления конструктивизма в живописи, графике и скульптуре - абстрактный геометризм, использование коллажа, фотомонтажа, пространственных конструкций, иногда динамических.
Первые опыты создания иллюзии движения в графическом искусстве (оп-арт) относятся к концу XIX в. В 1889 г. ежегодник «Das neue Universum» опубликовал статью об оптических иллюзиях немецкого профессора Томпсона (Thompson). Томпсон, используя изображение чёрно-белых концентрических окружностей, создавал впечатление движения на плоскости: колёса на рисунках «вращаются» и круги «переливаются». Это было скорее научное исследование особенностей зрения, нежели искусство. Оптические иллюзии помогают обнаружить некоторые закономерности зрительного восприятия, поэтому им уделяли пристальное
71
внимание психологи. Сконструированные ими визуальные тесты имели экспериментальный характер. При восприятии реальных объектов иллюзии возникают редко. Поэтому, чтобы выявить скрытые механизмы человеческой перцепции, необходимо было поставить глаз в необычные условия, заставить его решать нетиповые задачи. Опытные графические образцы, созданные, например, школой гештальтпсихологии, привели к формулированию некоторых правил, по которым протекает процесс зрительного восприятия. Исследования психологов показали, например, что глаз всегда стремится организовать хаотически разбросанные пятна в простую систему (гештальт). В оптической живописи, напротив, простые однотипные элементы располагаются так, чтобы дезориентировать глаз, не допустить становления целостной структуры. Принудительная реакция глаза на противоестественный гештальт рефлек-торна, как реакция пальца на ожог. Сознательная интерпретация здесь исключена. Иллюзия возникает автоматически, как результат сбоя в работе зрительного аппарата. Так оп-арт столкнулся с первичными, низовыми схемами в механизме человеческой перцепции. Задача оп-арта - обмануть глаз, спровоцировать его на ложную реакцию, вызвать образ «несуществующий». На рис. 28 визуально противоречивая конфигурация создает неразрешимый конфликт между фактической формой и формой видимой. Оп-арт намеренно противодействует нормам человеческой перцепции.
Оп-арт (англ. Op-art, сокращенный вариант optical art - оптическое искусство) - художественное течение второй половины XX века, использующее различные зрительные иллюзии, основанные на особенностях восприятия плоских и пространственных фигур. Течение продолжает рационалистическую линию техницизма (модернизм). Восходит к так называемому «геометрическому» абстракционизму, представителем которого был Виктор Вазарели (с 1930 по 1997 г. работал во Франции), ставший основоположником оп-арга. В 1955 г. в Пари-
72
же оп-арт экспонировала в своей галерее Denis Rene. Распространение оп-арта как течения относится к 60-м гг. XX в. Всемирную известность оп-арт получил в 1965 г. после Нью-Йоркской выставки «Чувствительный глаз» (The Responsive Eye) в музее современного искусства. На выставке «Арте-Фиера-77», проходившей в 1977 г. в Болонье, демонстрировались произведения художников этого направления - Виктора Вазарели, Еннио Финци и др. Художники оп-арта использовали различные зрительные иллюзии, опираясь на особенности восприятия плоских и пространственных фигур. Оп-арт- искусство оптических иллюзий, опирающееся на особенности визуального восприятия, основывается на зрительных иллюзиях, возникающих при восприятии некоторых конфигураций на плоскости. Например, при рассматривании чередующихся черных и белых концентрических окружностей появляются пересекающие их лучи, которые вращаются наподобие пропеллера. Чертеж куба, на котором обозначены все его ребра, оказывается для глаза неустойчивым, и его грани постоянно меняются местами, то выдвигаясь вперед, то отступая в глубину. При пересечении отрезка прямой штрихами может возникнуть ощущение ломаной линии. Взаимоналожение двух геометрических (например кольцевых) структур дает эффект волн. Яркая и резко обозначенная форма провоцирует так называемый последовательный образ, то есть иллюзорную форму той же конфигурации и контрастного цвета. В работах Бриджит Рили 60-х гг. поверхность картины покрывают тонкие волнообразные линии, к середине изгибы становятся более крутыми, и здесь возникает видимость отделяющегося от плоскости зыбкого течения. В черно-белых композициях сдвинутые по центру и пересеченные ломаными линиями круги создают эффект объемной извивающейся спирали; разбросанные по плоскости черные диски порождают скачку последовательных образов, мгновенно исчезающих и возникающих вновь.
В картине Виктора Вазарели «Тау-дзета» (1964) квадраты и ромбы непрерывно перестраиваются по схеме греческих букв, но так и не объединяются в определенную конфигурацию. В другой работе Вазарели - «Сверхновые» (1959-1961) две контрастные формы создают ощущение перемещающейся вспышки, покрывающая поверхность сетка через некоторое время отделяется и зависает, вписанные в квадраты круги исчезают и снова появляются в различных точках. Плоскость непрерывно пульсирует, то разрешаясь в мгновенную иллюзию, то снова смыкаясь в непрерывную структуру. Название картины отсылает к представлению о взрывах космической энергии и зарождению сверхновых звезд. Непрерывно колеблющиеся поверхности «сверхсенсорных» картин заводят восприятие в тупик, вызывают зрительный шок. Особенно сильным ударом подвергался нервный аппарат зрителя на тех выставках, где экспонировались движущиеся, светящиеся, отражающие свет и бликующие системы. Их посетители реагировали на «художественную иллюзию» головокружениями и обмороками. Виднейший представитель и теоретик этого направления Вазарели писал: «Мы делаем ставку не на сердце, а на ретину; изощренные данные субъекта включаются в психологический эксперимент. Резкие черно-белые контрасты, невыносимая вибрация дополнительных цветов, мерцание ритмических сеток и меняющихся структур, оптический кинетизм пластических компонентов - все физические явления наличествуют в наших работах; отныне их роль - не творить чудо, не погружать нас в сладостную меланхолию, а стимулировать, возбуждать в нас дикое веселье». В этом смысле создания оп-арта общедоступны. Кроме того, многие произведения этого направления вследствие элементарности формы и дешевизны материалов (бумага, раз личные виды пластмасс) легко воспроизводимы в промышленности. На этих основаниях художники гордились демократизмом своего искусства. Представители оп-арта утверждали, что их работы побуждают зрителя к активному соучастию в творчестве. В этом оп-арт смыкается с массовым искусством. Сближение с формами массовых зрелищ и аттракционов особенно явно в пространственных конструкциях оп-арта: вращающихся, сверкающих, постоянно меняющих свой облик системах, движущихся и мерцающих плоскостях и объемах. Находки в этой области Якова Агама, Хесуса-Рафаэля Сото, Карлоса Крус-Диеса, Хулио Ле Парка, Жоэля Стена, Джеффри Стила и других впоследствии с успехом использовались в оформлении дискотек, коммерческих выставок, светозвуковых шоу и других массовых мероприятий. Объекты в действительности могут двигаться используя механиче-
73
скую силу или без неё. И. Де Сото интересовали оптические эффекты, которые получаются путем наложения одного слоя на другой. Например: два рисунка на органическом стекле с промежутком между ними. Кажется, что они сливаются в новом пространстве. Позже Сото i начал экспериментировать с линиями, разложенными между экранами.
Вазарели был самым ярким представителем оп-арта благодаря как размаху своего творчества, так и логической завершенности своего метода. Он иесладсвшх воздействие этого искусства и его применение в архитектуре и дизайне, что привело к расцвету оп-арта в рекламе и дизайне до такой степени, что даже возникла опасность превращения его в прикладное искусство. Чтобы достичь внешних оптических эффектов, художники используют материалы, не относящиеся к живописи (металл, стекло, пластик), но имеющие отражающую поверхность. Эта же цель навела их на мысль использовать выразительные возможности ткани и прозрачных материалов - излюбленный прием рекламы и печати, шокирующий и достигающий немедленного результата.
В Соединенных Штатах кризис абстракции порождает хард-эдж и минимализм, которые были вызваны теми же самыми эстетическими потребностями. Эти движения принадлежали традиции Баухауза и Мондриана. Творчество Джозефа Алберса, учившегося в Баухаузе и уехавшего в Соединенные Штаты, станет основой этого явления. Произведения Э. Келли и К. Ноланда близки оп~арту, в который они вводят непременный атрибут американского искусства- гигантизм. В этом же направлении развивалась и скульптура Тони Смита, Дона Джудда и Роберта Морриса. Но вскоре все эти художники почувствовали необходимость в «отверстии», открывающемся во внешнее пространство: Крус Диас экспериментирует с цветовыми эффектами и добивается их «равномерного насыщения», Сото стремится их углу- ; бить, Агам. - достигнуть их рельефности. Так, вольно или невольно, а может быть благодаря своим собственным открытиям оп-арт незаметно соединился с кинетизмом. Возможности оп-арта нашли некоторое применение в промышленной графике, плакате, оформительском искусстве.
Самостоятельным направлением в оп-арте является имп-арт (impossible art - невозмож ное искусство), использующее для достижения оптических иллюзий особенности отображе ния трёхмерных объектов на плоскости, трюки с перспективой, изображения объектов, не существующих в пространстве. Элементы изображения трехмерного объекта расположены во взаимосвязи, препятствующей их однозначному восприятию. Подобные невозможные фи гуры прекрасно демонстрируют особенности нашей перцепции пространства. Ведь любая картина в сущности представляет собой набор линий и цветовых пятен, расположенных на плоскости. От художника требуется определённое мастерство, чтобы убедить зрителя в на- личии объёма, перспективы, создать иллюзию пространства в своём произведении. «Рисо вать - значит обманывать», - эти слова М. К. Эшера исполнены глубокого смысла. Невоз- можные фигуры дают почувствовать масштабы этого обмана. Наиболее известными пред- ставителями этого направления являются Оскар Раутесворд, М.К. Эшер, Жос де Мей, Тамаш Фаркаш, Сандро Дель Пре, Семён Пучков.
Первым в ряду невозможных фигур стоит так называемый треугольник Пенроуза - пара доксальный объект, положивший начало целому отряду невозможных объектов, представ ляющих собой замкнутые конструкции, состоящие из одинаковых элементов, связанных в целое (3-, 4-х и многоугольники, в которых каждый следующий 3-мерный угол повёрнут от носительно предыдущего на равное количество градусов). Далее можно выделить объекты, в которых используется перемена заднего и переднего плана, то есть элемент заднего плана рисуется поверх элемента переднего плана в месте их пересечения на оси зрения, а по бокам - от пересечения они как бы встают на место - это невозможный куб, решетка и др. Добавить сюда нужно ещё невозможные группы возможных 3-мерных фигур, например нижние фигу ры: 4 кубика и 4 пирамидки, поставленные в невозможное взаиморасположение. Работы ху- дожников имп-арта размещены на уникальном в своём роде сайте Влада Алексеева: IMPOSSIBLE WORLD.
74
- Введение
- Тема 1. Общие сведения об архитектонике Основные термины и понятия архитектоники
- Архитектоника в системе искусств
- Мода и архитектура
- Тектоника материалов для одежды
- Контрольные вопросы
- Тема 2. Формообразование в проектированиии костюма
- Тектонические системы костюма
- Формообразование драпировок
- Средства формообразования костюма
- Контрольные вопросы
- Тема 3. Гармонизация объемно-пространственных структур Основные виды и категории композиции
- Модульный метод проектирования
- Контрольные вопросы
- Тема 4. Симметрия и асимметрия
- Классическая симметрия
- Аффинная симметрия
- Криволинейная симметрия
- Тема 5. Комбинаторные методы формообразования Комбинаторные принципы формальной композиции
- Контрольные вопросы
- Тема 6 биологическое формообразование в архитектуре и инженерии Формообразование в живой природе
- Биоформы в художественном конструировании
- Контрольные вопросы
- Тема 7. Кинетизм как процесс изменения формы Истоки возникновения кинетического искусства
- Кинетизм и кинетическое искусство
- Биокинематика
- Контрольные вопросы
- Тема 1. Архитектоника плоского листа. Преобразование плоскости в рельеф
- Тема 2. Разработка комбинаторно-модульного рельефа
- Тема 3. Разработка объемно-пространственной структуры. Преобразование структуры с выходом в пространство. Развертки поверхности
- Тема 4. Композиционное решение драпировок
- Тема 4. Композиционное решение драпировок
- Тема 5. Разработка плоскостной монокомпозиции с использованием тектонических свойств различных текстильных и природных материалов
- Тема 6. Технологическая культура объемного формообразования
- Словарь основных терминов
- Список использованной литературы
- Оглавление
- 690600, Владивосток, ул. Гоголя, 41
- 690600, Владивосток, ул. Державина, 57