Культура Древней Греции (культурные особенности и общая характеристика).
В истории античной Греции выделяют периоды: гомеровский и раннеархаический (9-8вв. до н.э. -распад родоплеменного общества); (8-6вв. до н.э. - становление рабовладельч.государств - полисов); классический (5в. до послед. трети 4в. до н.э. - расцвет полисов); эллинистический (последняя треть 4 в.-до сер. 2в. до н.э. - упадок полисов, империя Македонского, эллинистические государства).
Однако до античности в истории Древней Греции сущ-ла крито-микенская культура. Ее центрами считались остров Крит и город Микены.
Культура гомеровского периода - по имени Гомера. Его поэмы «Илиада» и «Одиссея», созданные в 8в. до н.э. В этот период - распространение железа и его внедрение в производство.
Культура архаического периода. 8-6 вв.до н.э. В это время – Велик. колонизация - освоение греками побережий Средиземного, Черного и Мраморного морей. Греки научились у др. народов: у лидийцев - чеканке монет, у финикийцев - алфавитному письму.
Специфика развития: классич. рабство, система денежного обращения и рынка, полис - основная форма политич. организации, идеи суверенитета народа и демократич. форма правления. Наиболее круп. полисы - Афины, Спарта, Коринф, Аргос, Фивы. Важные центры экономич., политич., культурных связей между полисами - общегреческие святилища - единого пантеона богов в рез-те слияния местных культов.
Важная составляющая духовной жизни мифология - источник вдохновения поэтов и художников. Творч. Гесиода - поэмы «Теогония» (о происхожд. богов) и «Труды и дни».
В эпоху архаики возникла натурфилософия. Ее представители (Фалес, Анаксимен, Анаксимандр) пытались осмыслить природу, выявить первооснову всего сущего. Пифагор основой всего сущего считал числа.
Зарождается греческая историография. Возникает греческий театр.
Классический период - расцвет полисной организации общества. Свобода во всех сферах общественной жизни.
Центр греческой культуры - Афины.
Сократ и Платон, Эсхил, Софокл, Еврипид и Аристофан, Фидий и Фукидид, Фемистокл, Перикл, Ксенофонт. Этот феномен назван «греческим чудом».
Активно развивается греч. историография. «Отцом истории» называли Геродота. Он написал произведение - «Историю», на основе сюжетов греко-персидских войн. Расцвета достигает реалистическая скульптура в мраморе и бронзе. Работы Фидия («Афина-Воительница», «Зевс» - для храма в Олимпии), Мирона («Дискобол»), Поликлета (статуя Геры).
Цивилизация эллинизма. Эпоха эллинизма - синтез эллинской и восточной культур.
Новые философские течения: киники, эпикуреизм, стоицизм. Главный вопрос: откуда берутся зло и несправедл-ть в мире и как жить, чтобы сохранить внутреннюю независимость и свободу?
Сокровищница мирового искусства пополнилась шедеврами - алтарь Зевса в Пергаме, статуи Венеры Милосской и Ники Самофракийской, скульптурная группа Лаокоон. Появились общественные здания нового типа: биб-ка, мусейон.
Достоинство греческой культуры и в том, что она открыла человека-гражданина, провозгласив верховенство его разума и свободы, идеалы демократии и гуманизма.
- Культурология и ее место в системе гуманитарных наук.
- Теория культуры: предмет, основные категории, проблемы, подходы к пониманию культуры.
- История культуры. Особенности и методы изучения исторического развития культуры.
- Культура как знаково-символическая система.
- Функции культуры.
- Точка зрения и. Гердера о происхождении культуры. Какую роль Гердер отводил письменной культуре вообще и буквенному письму – в частности.
- Точка зрения к. Ясперса о происхождении культуры. Что такое осевое время? Как оно повлияло на формирование культур? Назовите и кратко охарактеризуйте пять культур осевого времени.
- Культура и религия.
- Культура и искусство. Своеобразие художественной культуры.
- Культура народная, элитарная и массовая.
- Культура и этнос. Национальное своеобразие культур.
- Ценности культуры: специфика, проблемы сохранения и трансляции.
- Динамика культурных процессов (социокультурная динамика).
- Культура и процессы глобализации в современном мире.
- Социальные институты культуры и их значение.
- Проблемы традиций, преемственности и новаторства в культуре.
- Мифология как форма самосознания культуры.
- Особенности первобытной культуры.
- Особенности формирования и общая характеристика культур древнейших цивилизаций Востока. Культура Месопотамии.
- Культура Древнего Египта.
- Культура древнего и средневекового Востока. Культура Китая.
- Культура Индии.
- Истоки и своеобразие античной культуры.
- Культура Древней Греции (культурные особенности и общая характеристика).
- Отличительные особенности культуры Древнего Рима.
- Место и роль Античности в мировой культуре.
- Истоки формирования и основные особенности культуры европейского средневековья.
- Истоки и особенности культуры Византии.
- Культура Киевской Руси.
- Культура эпохи Возрождения и Реформации.
- Стили и направления в художественной культуре Западной Европы 20 в.
- Проанализируйте явление контркультуры в истории культуры.
- Сопоставьте понятия «контркультура» и «субкультура».
- Основные направления современных молодежных субкультур.
- "Популяризация" Эмо"
- Субкультура готов
- Каково воздействие контркультуры на современную культуру и цивилизацию?
- Особенности основных видов пластических искусств.
- Монументально-декоративное искусство.
- Декоративно-прикладное искусство – истоки, основные термины, понятия. Специфика декоративного искусства.
- Декоративно-прикладное искусство. Традиции и современность.
- Орнамент. Виды орнаментов. Его назначение. Закономерности построения и использования на предметах декоративного искусства.
- Глина в декоративно-прикладном искусстве. Гончарное искусство на территории Украины (история и современность).
- Глиняная игрушка (история и современность).
- Художественный металл. Основные центры и направления художественных работ по металлу. Классификация изделий по способу их изготовления (привести примеры).
- Художественный текстиль. Роспись тканей. Вышивка. Лоскутная техника.
- Художественные изделия узорного ткачества. Ковровые изделия. Килимарство. Кружева.
- Возрождение культуры депортированных народов.