Формообразование драпировок
В оболочковых системах костюма широко используются различные драпировки и складки. Приемы формообразования оболочек характеризуют взаимодействие костюма и фигуры человека. Складки, драпировки, сборка относятся к конструктивным средствам формообразования костюма. Форма складок в костюме продиктована их ниспаданием: трубчатые складки образуются за счет собственной массы, они параллельны между собой; разновидностью трубчатых складок являются каскадные складки, их отличительной особенностью является оформление нижнего среза по косой линии, под углом по отношению к складкам. Трубчатые мелкие складки, полученные под воздействием ВТО и химикатов, называются плиссе и гофре. Лучевые, пазушные и радиальные складки применяются в драпировании форм костюма. Лучевые складки образуются из одной точки и веерообразно расходятся от нее, при этом расширяются, увеличиваются в нижней части. Пазушные складки образуются в результате напуска, свободного нависания закрепленных трубчатых складок. Радиальные складки образуют сложные по форме драпировки, напоминающие концентрические окружности. Как правило, драпировки с лучевыми, пазушными и радиальными складками закрепляются на костюме в двух точках.
Знание принципов образования складок и поведения материала в зависимости от той или иной позы или движения фигуры человека позволяет создавать наиболее гармоничные решения костюма. Так, например, интересный эффект костюму придают фалды - косые складки, образующиеся за счет свободного ниспадания ткани на участках с отклонениями от вертикально расположенной нити основы, фалды не закладываются специально, они образуются благодаря расширению деталей кроя.
Помимо специальной терминологии и понятий, принятых в дизайне костюма и обозначающих конструктивно-технологические способы формообразования швейных изделий, существуют другие примеры формообразования объемно-пространственных структур и композиционного решения драпировок. В архитектонике объемных форм может быть полезен опыт создания и применения складок и драпировок в изобразительном искусстве [Рисунок, 1998].
По определению художников, складка- это изгиб поверхности ткани, возникающий вследствие её непреднамеренного сжатия. Драпировка получается в результате преднамеренного образования складок путём связывания, сшивания, наколки, укладки и т.д., выполняемых с целью украшения. В некоторых условиях складки в драпировке образуются в определённом порядке, создавая ритмические чередования, группировки. Принципы их трактовки в разные эпохи у различных школ, направлений и отдельных художников служили одним из признаков стиля.
28
Форма складок зависит от свойств и вида материала: тонкие ткани дают мелкие складки, толстые и жёсткие - крупные и широкие, так как различные материалы имеют разную степень сопротивления сжатию. Трикотажные полотна дают складки более округлой формы, чем ткани при тех же условиях динамического воздействия.
На рис. 11.1 представлены варианты композиционного решения драпировок.
Композиция драпировки, висящей на одной точке опоры, имеет вертикальное направление и образует складки конусообразной формы (рис. 11.1а).
Драпировка, свисающая с двух точек опоры, образует в целом правильную систему складок в виде дуг, группирующихся на той или иной стороне. При этом складки между рядами дуг в одном или двух местах ломаются (рис. 11.16).
Если ткань подвесить на три точки опоры, то образуются складки полудвойной формы. Драпировка, заложенная складками, объёмна, то есть имеет высоту, глубину и ширину. Объёмные формы драпировок представляют собой изгибы складок, направленных от лицевой стороны ткани к изнаночной, и наоборот. Высота складок к низу драпировки постепенно увеличивается так как тяжесть материала придаёт им больший изгиб. Поверхность наибольшей выпуклости образует выступающие формы складок, а поверхность наибольшей глубины - впалые формы складок (рис. 11. 1в).
Драпировка может спадать с основной и подчинённой точек опоры. Основной точкой опоры является та, с которой начинается спадание драпировки, а подчинённая точка та, на которой форма складок драпировки прерывается, приобретая иногда новую форму Л Наличие основных и подчинённых точек опоры формирует композицию драпировки так, что
29
складки отходят от точки опоры в виде лучей, волн или дуг в соответствии с закономерностями, характерными для драпировки, свисающей с двух точек опоры, находящихся на разной высоте, с тем отличием, что волны или дуги смещаются к точке опоры, расположенной ниже. Складки сначала падают вертикально, а затем полого спускаются по направлению к нижней точке. В то же время на подчинённой точке образуется новая точка опоры, от которой складки идут в противоположном направлении. Подобные формы образуют ступенчатую композицию драпировки (рис. 11Л г).
Расположение драпировки на горизонтальной поверхности образует композицию со сложными группировками прямых складок, не имеющих никакой системы, т.е. каждый раз складки образуются по-новому (рис. 11.1 д).
Образование складок на ткани, брошенной на поверхность шарообразной формы, также подчиняется определённым закономерностям. Драпировка плотно прилегает к верхней части шарообразной формы, образуя гладкую поверхность. Чем дальше от верхней части к широкой горизонтальной окружности формы, тем больше драпировка свободно свисает складками. На этой окружности образуется ряд точек опоры. Отходящие от них складки формируются так же, как складки драпировки, свисающей с одной точки (рис. 11.1е).
Ритмы складок в костюме могут быть разного вида: параллельные, лучевые, радиальные, спиральные, встречной направленности. На рисунке 11.2 представлены вышеперечисленные складки и драпировки.
Р ис. 11.2. Складки и драпировки в костюме
Наколка драпировки на манекен рассматривается как объёмно-пространственная композиция с трёх позиций: сзади, сбоку, спереди. Расположение ткани под углом 45° (нити основы по отношению к горизонтали) всегда даёт пластическое полное облегание формы. Расположение ткани по основе или утку даёт неполное облегание, форма достигается закладыванием в определённом порядке складок. Однако практически ткань можно укладывать на манекен в любом направлении. При этом направление основных и уточных нитей ткани не имеет такого решающего значения, как при образовании облегающей формы. Главную роль здесь играет поиск лучшего расположения пластических масс ткани, что ведёт к художественной выразительности, гармонии построения формы одежды.
30
- Введение
- Тема 1. Общие сведения об архитектонике Основные термины и понятия архитектоники
- Архитектоника в системе искусств
- Мода и архитектура
- Тектоника материалов для одежды
- Контрольные вопросы
- Тема 2. Формообразование в проектированиии костюма
- Тектонические системы костюма
- Формообразование драпировок
- Средства формообразования костюма
- Контрольные вопросы
- Тема 3. Гармонизация объемно-пространственных структур Основные виды и категории композиции
- Модульный метод проектирования
- Контрольные вопросы
- Тема 4. Симметрия и асимметрия
- Классическая симметрия
- Аффинная симметрия
- Криволинейная симметрия
- Тема 5. Комбинаторные методы формообразования Комбинаторные принципы формальной композиции
- Контрольные вопросы
- Тема 6 биологическое формообразование в архитектуре и инженерии Формообразование в живой природе
- Биоформы в художественном конструировании
- Контрольные вопросы
- Тема 7. Кинетизм как процесс изменения формы Истоки возникновения кинетического искусства
- Кинетизм и кинетическое искусство
- Биокинематика
- Контрольные вопросы
- Тема 1. Архитектоника плоского листа. Преобразование плоскости в рельеф
- Тема 2. Разработка комбинаторно-модульного рельефа
- Тема 3. Разработка объемно-пространственной структуры. Преобразование структуры с выходом в пространство. Развертки поверхности
- Тема 4. Композиционное решение драпировок
- Тема 4. Композиционное решение драпировок
- Тема 5. Разработка плоскостной монокомпозиции с использованием тектонических свойств различных текстильных и природных материалов
- Тема 6. Технологическая культура объемного формообразования
- Словарь основных терминов
- Список использованной литературы
- Оглавление
- 690600, Владивосток, ул. Гоголя, 41
- 690600, Владивосток, ул. Державина, 57