Термины и понятия используемые в кинопроизводстве.
КАДР - непрерывное изображение, которое запланировано в режиссерском сценарии и снятое кинематографическим способом.
НОМЕР КАДРА - порядковое число, которое обозначает в режиссерском сценарии последовательность кадров.
КАДРИК - изображение на фото или кинопленке. В 1метре кинопленки - 52 кадрика.
ФОРМА КАДРА - ракурс съемочного плана: снизу, сверху, через деталь на переднем плане, в быстрой смене моментов развивающегося действия (движения объекта).
КОМПОЗИЦИЯ (лат.) - сочинение, составление, расположение.
КОМПОЗИЦИЯ КАДРА - гармоничное заполнение всего пространства объектами, предметами, элементами композиции без перегрузки его отдельных частей и без излишнего пустого пространства. Все входящее в кадр должно представлять единое целое в своем построении. Композиция кадра во многом определяется выбором точки съемки, оптических средств, движения съемочной камеры.
В современное понятие композиции входят: световое решение,
цветовой колорит, линейнае и воздушная перспектива, ритм.
ИЗОБРАЗИТЕЛЬНАЯ ОПОРА КИНОКАДРА - свободное пространство в композиции кадра, которое создается с учетом направления происходящего в кадре движения объекта или поворота, жеста, взгляда человека.
ФРОНТАЛЬНАЯ КОМПОЗИЦИЯ- съемка объекта, когда камера находится в центральной позиции. В таком видении кадра снимаемый объект занимает фронтальное положение; при этом композиция теряет глубину пространства, не выявляет объемность.
ПЛОСКОСТНАЯ КОМПОЗИЦИЯ КАДРА- фронтальное изображение, снятое с уровня глаз человека без глубинной прорисовки.
ДИАГОНАЛЬНАЯ КОМПОЗИЦИЯ КАДРА- изображение, снятое камерой под углом по диагонали рисунка кадра с построением линейной перспективы в кадре; создает глубину и воздушность в изображении.
ДУБЛЬ КАДРА- повторная съемка изначального изображения объекта съемки; соответствует номеру кадра в режиссерском сценарии; количество дублей вносится в монтажную карточку помощником режиссера.
МЕТРАЖ (ХРОНОМЕТРАЖ) - длина кинокадра. В режиссерском сценарии определяется метрами или минутами и секундами. Метражом выстраивается ритм монтажной фразы, сцены, эпизода, фильма в целом. Во многом определяет почерк, стиль режиссера. Метраж зависим от масштаба плана.
ПЛАН — степень крупности человека, основного объекта в кадре; графа в режиссерском сценарии, где кадр обозначается масштабом.
МАСШТАБ СЪЕМОЧНОГО ПЛАНА — крупный(КР),сверхкрупный-деталь(СКР), средний (СР), общий (ОБЩ), сверхобщий(СОБЩ) - дальний, с перспективой.
КРУПНЫЙ ПЛАН - голова человека, его погрудный, портретный план (часть предмета); ветвь.
СВЕРХКРУПНЫЙ ПЛАН (деталь) - глаза, часть головы, серьга в ухе; след на снегу, лист дерева.
СРЕДНИЙ ПЛАН - изображение человека по колено; третья, половинная часть предмета; крона дерева.
ОБЩИЙ ПЛАН - человек в рост с воздушным пространством над головой или окружающей средой;роща,лесной массив; пейзаж; улица.
СВЕРХОБЩИЙ ПЛАН - общий, с изображением массовых, батальных сцен; пейзаж с горизонтом; вид города сверху; улица с городскими строениями, уходящими в перспективу.
КИНОСЪЕМКА - фиксация кадра, плана кинематографическим способом на пленку или другой носитель.
ТОЧКА СЪЕМКИ - положение камеры на снимаемый объект с предполагаемой точки зрения человека(снизу, сверху, сбоку, в движении параллельном и встречном или с точки зрения технических средств (съемочный кран, тележка, поезд, автомобиль). Множественность, удачно выбранных точек съемки, усиливает выразительность снимаемого изображения.
РАКУРС - точка съемки под углом (верхняя или нижняя), приближенная к объекту с укрупненным масштабом; взгляд камеры со значительным перспективным сокращением.
НИЖНЯЯ ТОЧКА - нижний ракурс: камера находится снизу по отношению взгляда объектива на человека, объект съемки.
«ЛЯГУШАЧЬЯ» ТОЧКА - точка, наиболее приближенная к поверхности земли, воды; применяется специальный штатив -«лягушка».
ВЕРХНЯЯ ТОЧКА - верхний ракурс: камера находится вверху по отношению к человеку, объекту съемки. Прием позволяет видеть событие, действие, происходящее на большом пространстве.
СТАТИЧНАЯ СЪЕМКА - съемка неподвижной камерой, с одним и тем же объективом.
СЪЕМКА С ДВИЖЕНИЕМ КАМЕРЫ - прием киносъемки, при котором камера движется параллельно движению человека, объекта съемки; съемка камерой, закрепленной на операторской тележке, операторском кране, операторском автомобиле или на других подвижных технических средствах, а также съемка с рук с движением оператора.
ПАНОРАМА (ПНР с движ.) - кадры, снятые при движении камеры в горизонтальном или вертикальном направлении. Чаще всего применяется для съёмки движущегося объекта.
ПРОВОДКА (ПНР) - слежение камерой за движущимся человеком, объектом.
НАЕЗД (НЗД) - камера, перемещаясь, приближается к человеку, объекту съемки; или когда взгляд объектива изменением фокусного расстояния, приближается к человеку, объекту, не меняя точки положения камеры.
ОТЪЕЗД (ОТЗД) - камера, перемещаясь, удаляется от человека, объекта съемки; или когда взгляд объектива изменением фокусного расстояния (трансфокатором), удаляется от человека, объекта, не меняя точки положения камеры.
СВЕТ, КИНОСВЕТ — основное изобразительное средство языка кино. Отображенный от объекта световой пучок с помощью объектива рисует изображение на кинопленке или другом носителе.
КИНООСВЕЩЕНИЕ — мощность и качество света на съемочной площадке, которое обеспечивается набором осветительной техники, световыми спецэффектами, шторками, затенителями, отражателями.
ВИДЫ СВЕТА - освещение фронтальное, диагональное, боковое, бликующее, контровое — определяется относительно объекта съемки и точки съемочной камеры.
СХЕМЫ СВЕТА — локализованное освещение, заполняющее, смешанное.
ЭФФЕКТЫ ОСВЕЩЕНИЯ — схемы и виды организации художественного освещения, имитирующие потоки лучей солнца, уличных фонарей, интерьерных осветительных приборов, камина, свечи и т. п.; имитация вечера, ночи, утра, дня.
КИНОЛЕНТА — целлулоидная пленка с перфорацией, имеющая изображение, снятое кинокамерой кинематографическим способом.
РАБОЧИЙ МАТЕРИАЛ – изображение, зафиксированное на пленку или другой носитель кинокамерой предназначенный для монтажа фильма (хроника, архивные материалы, фотографии, кадры научных исследований).
МОНТАЖ — сборка кинокадров, соединение их в порядке и в последовательности, предусмотренные замыслом режиссерского сценария, а также другими задачами, целями.
МОНТАЖНЫЕ ПЕРЕХОДЫ — арсенал технических приемов, которые используются для плавности соединения разнохарактерных сюжетов.
ЗАТЕМНЕНИЕ (ЗТМ) — условное обозначение в режиссерском сценарии и монтажных листах приема соединения конца предыдущего и начала следующего плана; используется как в процессе съемки, так и в компьютерном монтаже.
НАПЛЫВ (НПЛ) — метод перехода от одной сцены к другой; применяется в процессе съемки, а также в процессе обработки кинопленки.
ВЫТЕСНЕНИЕ — то же, что и НПЛ, но, в отличие, здесь одна экспозиция кадра, вытесняется постепенно другой экспозицией.
РИТМ МОНТАЖА — последовательность и чередование кадров различной длины.
ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНЫЙ МОНТАЖ — метод соединения кадров с наиболее значительными моментами киноповествования для создания четкого, логически развивающегося длинного сюжета, эпизода.
ПАРАЛЛЕЛЬНЫЙ МОНТАЖ — метод стыковки двух, трех параллельно происходящих действий, процессов, которые чередуются между собой; характерен для быстро развивающихся, динамичных, конфликтных событий.
ПЕРЕКРЕСТНЫЙ МОНТАЖ — то же, что и параллельный, но монтируются кадры нескольких сюжетных линий.
СТРОЯЩИЙ МОНТАЖ — построение кадров, монтажные конструкции, в которые вкладывается совершенно новый смысл, которым до этого документальный материал не обладал.
АССОЦИАТИВНЫЙ МОНТАЖ — сопоставление различных по содержанию кадров для достижения художественного результата, зрительского интереса
ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЙ МОНТАЖ — то же, что и строящий монтаж, но более сложный; используются специально подобранные детали, кадры, сюжетно не связанные, но создающие эффект третьего смысла; часто используется для раскрытия внутреннего мира, духовности экрана.
ХРОНИКАЛЬНАЯ СЪЕМКА — съемка объекта, процесса, действия без вмешательства съемочной группы: «съемка врасплох», «съемка скрытой камерой», «съемка открытым методом наблюдения». Особенность отличия хроникальной съемки от документальной и художественной — невозможность предварительной организации, постановки съемочного процесса, а также неприемлемость использования осветительной техники.
ДОКУМЕНТАЛЬНАЯ СЪЕМКА — то же, что и хроникальная съемка; отличается предварительной организацией съемочного процесса планированием последовательностей, очередности съемок, использованием света; отображает реально происходящие события, действия, процессы, окружающую действительность без участия актеров.
ДОКУМЕНТАЛЬНЫЙ ФИЛЬМ — не игровой, основан на документальной съемке, хронике, других достверностей фактического материала; специфичен отбор, осмысление и обобщение — авторский взгляд. Документальная съемка предполагает кинонаблюдение, репортажные зарисовки, синхронное интервью, кинофотодокументы, другой иконографический материл.
ДИКТОРСКИЙ ТЕКСТ - важный компонент документального фильма, который в форме звукоряда сопровождает, комментирует, дополняет, объясняет изображение, обобщает и конкретизирует его смысл; неразрывно связан с замыслом и композицией фильма.
ХУДОЖЕСТВЕННОЕ КИНО - все, что связано с производством и прокатом игровых фильмов.
ИГРОВОЙ ФИЛЬМ - художественный фильм. В основе имеет вымысел, замысел; предполагает художественную постановку с участием актеров. Актер - главное изобразительное и выразительное средство кинокартины. В игровом фильме используются специально созданные интерьеры, экстерьеры, декорации. Как правило, игровой фильм создается на основе оригинального киносценария или по мотивам литературного произведения.
V -4
- Государственный университет кинематографии им. С.А Герасимова (вгик)
- 2) Уметь:
- 3) Владеть:
- 4. Формы контроля по дисциплине. Критерии оценки знаний, умений, навыков.
- 2.3. Содержание дисциплины.
- 24. Джейн барнуэл, фундаментальные основы кинопроизводства. Москва 2010г.
- 26. Скип пресс. Как пишут и продают сценарии в сша для видео, кино и телевидения." из - во триумф" 2003, 2004
- Internet
- Тема 2. Профессия продюсер. Функции продюсера в организации фильмопроизводства.
- Тема 3. Киноиндустрия. Роль предпринимателя (продюсера).
- 24.12.2012 Г.
- Тема 3а. Структура Российской киноотрасли.
- История
- 1. Содействие созданию оптимальных условий для профессиональной творческой деятельности кинорежиссеров.
- Федеральное государственное унитарное предприятие «Киноконцерн «Мосфильм».
- 1. Бюллетень Кинопрокатчика
- 1 Раз в год публикует издание «Российская кинематография»
- Тема 4. Краткая характеристика организаций кинематографии, специализирующихся на выпуске различных видов фильмов.
- Организации
- Тема 6. Услуги цехов.
- Тема 7. Комплекс операторской техники, осветительного и вспомогательного оборудования.
- Тема 13. Модель современной производящей кинокомпании. Руководящая роль исполнительного продюсера в организации производственного процесса.
- Тема 14. Характеристика основных технологических этапов кинопроизводства. Цели, задачи, сроки.
- Тема 14 а. Особенности производства фильмов разных видов и жанров.
- 1. Ручная анимация
- Internet
- Тема 15. Продюсерский проект. Выбор и утверждение сценария для постановки. Идея, концепция.
- Тема 16. Сценарий. Значение сценария для организации кинопроизводства.
- Тема 17. Постановочная сложность сценария, фильма.
- Тема 18. Источники финансирования кинопроизводства. Организация финансирования проекта.
- Тема 19. Источники дополнительного финансирования – спонсоры.
- Product placement - дело сложное...
- Product Placement vs закон о рекламе
- Министерство культуры рф
- Федеральный фонд социальной и экономической поддержки отечественной кинематографии
- Евримаж
- Европейский продюсерский клуб
- Киноакадемии.
- Восточный вектор
- Тема 21. Технология планирования в системе кинопроизводства.
- Тема 22. Стратегическое планирование в кинопроизводстве. Цели и задачи.
- Тема 23. Оперативное планирование в кинопроизводстве. Цели и задачи.
- Тема 24. Подготовительный период. Цели. Задачи. Сроки.
- Тема 26. Режиссёрская группа.
- 2. Первый ассистент главного художника(First assistant to production designer).
- 3. Художник по декорациям (Set designer).
- 4. Асисстент художника по декорациям(Assistant to set designer).
- 5. Художник по реквизиту (Props designer).
- 6. Художник по спецэффектам(Special effects designer).
- Текущие расходы по работе:
- Тема 29. Административная группа. Права, обязанности, взаимодействие
- Тема 30. Звукорежиссерская группа.
- Тема 31. Постановочный проект фильма.
- Тема 37. Подготовка сценическо - постановочных средств. Виды. Исполнители.
- Тема 38. Календарно-постановочный план. Значение кпп в организации и управлении производственным процессом и организации взаимодействия между департаментами съёмочной группы.
- Тема 39. Защита постановочного проекта фильма. Назначение сроков «защиты». Форма и процедура.
- Тема 40. Съёмочный период. Продолжительность. Цели и задачи.
- Тема 41. Съёмочная площадка – место, организованное для осуществления съёмочного процесса.
- Тема 42. Производительность труда в кинопроизводстве.
- Тема 43. Монтажно-тонировочный период. Продолжительность, содержание работ, состав группы.
- Тема 44. Сдача фильма.
- 1. Заявление (образец заявления на сайте, раздел Государственный регистр фильмов).
- Термины и понятия используемые в кинопроизводстве.