logo search
Богун

Термины и понятия используемые в кинопроизводстве.

  1. КАДР - непрерывное изображение, которое запланировано в режиссерском сценарии и снятое кинематографическим способом.

  1. НОМЕР КАДРА - порядковое число, которое обозначает в режиссерском сценарии последовательность кадров.

  1. КАДРИК - изображение на фото или кинопленке. В 1метре кинопленки - 52 кадрика.

  1. ФОРМА КАДРА - ракурс съемочного плана: снизу, сверху, через деталь на переднем плане, в быстрой смене моментов развивающегося действия (движения объекта).

  2. КОМПОЗИЦИЯ (лат.) - сочинение, составление, расположение.

  1. КОМПОЗИЦИЯ КАДРА - гармоничное заполнение всего пространства объектами, предметами, элементами композиции без перегрузки его отдельных частей и без излишнего пустого пространства. Все входящее в кадр должно представлять единое целое в своем построении. Композиция кадра во многом определяется выбором точки съемки, оптических средств, движения съемочной камеры.

В современное понятие композиции входят: световое решение,

цветовой колорит, линейнае и воздушная перспектива, ритм.

  1. ИЗОБРАЗИТЕЛЬНАЯ ОПОРА КИНОКАДРА - свободное пространство в композиции кадра, которое создается с учетом направления происходящего в кадре движения объекта или поворота, жеста, взгляда человека.

  1. ФРОНТАЛЬНАЯ КОМПОЗИЦИЯ- съемка объекта, когда камера находится в центральной позиции. В таком видении кадра снимаемый объект занимает фронтальное положение; при этом композиция теряет глубину пространства, не выявляет объемность.

  1. ПЛОСКОСТНАЯ КОМПОЗИЦИЯ КАДРА- фронтальное изображение, снятое с уровня глаз человека без глубинной прорисовки.

  1. ДИАГОНАЛЬНАЯ КОМПОЗИЦИЯ КАДРА- изображение, снятое камерой под углом по диагонали рисунка кадра с построением линейной перспективы в кадре; создает глубину и воздушность в изображении.

  1. ДУБЛЬ КАДРА- повторная съемка изначального изображения объекта съемки; соответствует номеру кадра в режиссерском сценарии; количество дублей вносится в монтажную карточку помощником режиссера.

  1. МЕТРАЖ (ХРОНОМЕТРАЖ) - длина кинокадра. В режиссерском сценарии определяется метрами или минутами и секундами. Метражом выстраивается ритм монтажной фразы, сцены, эпизода, фильма в целом. Во многом определяет почерк, стиль режиссера. Метраж зависим от масштаба плана.

  2. ПЛАН — степень крупности человека, основного объекта в кадре; графа в режиссерском сценарии, где кадр обозначается масштабом.

  1. МАСШТАБ СЪЕМОЧНОГО ПЛАНА — крупный(КР),сверхкрупный-деталь(СКР), средний (СР), общий (ОБЩ), сверхобщий(СОБЩ) - дальний, с перспективой.

  1. КРУПНЫЙ ПЛАН - голова человека, его погрудный, портретный план (часть предмета); ветвь.

  1. СВЕРХКРУПНЫЙ ПЛАН (деталь) - глаза, часть головы, серьга в ухе; след на снегу, лист дерева.

  1. СРЕДНИЙ ПЛАН - изображение человека по колено; третья, половинная часть предмета; крона дерева.

  1. ОБЩИЙ ПЛАН - человек в рост с воздушным пространством над головой или окружающей средой;роща,лесной массив; пейзаж; улица.

  1. СВЕРХОБЩИЙ ПЛАН - общий, с изображением массовых, батальных сцен; пейзаж с горизонтом; вид города сверху; улица с городскими строениями, уходящими в перспективу.

  1. КИНОСЪЕМКА - фиксация кадра, плана кинематографическим способом на пленку или другой носитель.

  1. ТОЧКА СЪЕМКИ - положение камеры на снимаемый объект с предполагаемой точки зрения человека(снизу, сверху, сбоку, в движении параллельном и встречном или с точки зрения технических средств (съемочный кран, тележка, поезд, автомобиль). Множественность, удачно выбранных точек съемки, усиливает выразительность снимаемого изображения.

  1. РАКУРС - точка съемки под углом (верхняя или нижняя), приближенная к объекту с укрупненным масштабом; взгляд камеры со значительным перспективным сокращением.

  1. НИЖНЯЯ ТОЧКА - нижний ракурс: камера находится снизу по отношению взгляда объектива на человека, объект съемки.

  1. «ЛЯГУШАЧЬЯ» ТОЧКА - точка, наиболее приближенная к поверхности земли, воды; применяется специальный штатив -«лягушка».

  1. ВЕРХНЯЯ ТОЧКА - верхний ракурс: камера находится вверху по отношению к человеку, объекту съемки. Прием позволяет видеть событие, действие, происходящее на большом пространстве.

  1. СТАТИЧНАЯ СЪЕМКА - съемка неподвижной камерой, с одним и тем же объективом.

  1. СЪЕМКА С ДВИЖЕНИЕМ КАМЕРЫ - прием киносъемки, при котором камера движется параллельно движению человека, объекта съемки; съемка камерой, закрепленной на операторской тележке, операторском кране, операторском автомобиле или на других подвижных технических средствах, а также съемка с рук с движением оператора.

  2. ПАНОРАМА (ПНР с движ.) - кадры, снятые при движении камеры в горизонтальном или вертикальном направлении. Чаще всего применяется для съёмки движущегося объекта.

  1. ПРОВОДКА (ПНР) - слежение камерой за движущимся человеком, объектом.

  1. НАЕЗД (НЗД) - камера, перемещаясь, приближается к человеку, объекту съемки; или когда взгляд объектива изменением фокусного расстояния, приближается к человеку, объекту, не меняя точки положения камеры.

  2. ОТЪЕЗД (ОТЗД) - камера, перемещаясь, удаляется от человека, объекта съемки; или когда взгляд объектива изменением фокусного расстояния (трансфокатором), удаляется от человека, объекта, не меняя точки положения камеры.

  3. СВЕТ, КИНОСВЕТ — основное изобразительное средство языка кино. Отображенный от объекта световой пучок с помощью объектива рисует изображение на кинопленке или другом носителе.

  1. КИНООСВЕЩЕНИЕ — мощность и качество света на съемочной площадке, которое обеспечивается набором осветительной техники, световыми спецэффектами, шторками, затенителями, отражателями.

  1. ВИДЫ СВЕТА - освещение фронтальное, диагональное, боковое, бликующее, контровое — определяется относительно объекта съемки и точки съемочной камеры.

  1. СХЕМЫ СВЕТА — локализованное освещение, заполняющее, смешанное.

  1. ЭФФЕКТЫ ОСВЕЩЕНИЯ — схемы и виды организации художественного освещения, имитирующие потоки лучей солнца, уличных фонарей, интерьерных осветительных приборов, камина, свечи и т. п.; имитация вечера, ночи, утра, дня.

  1. КИНОЛЕНТА — целлулоидная пленка с перфорацией, имеющая изображение, снятое кинокамерой кинематографическим способом.

  1. РАБОЧИЙ МАТЕРИАЛ – изображение, зафиксированное на пленку или другой носитель кинокамерой предназначенный для монтажа фильма (хроника, архивные материалы, фотографии, кадры научных исследований).

  1. МОНТАЖ — сборка кинокадров, соединение их в порядке и в последовательности, предусмотренные замыслом режиссерского сценария, а также другими задачами, целями.

  1. МОНТАЖНЫЕ ПЕРЕХОДЫ — арсенал технических приемов, которые используются для плавности соединения разнохарактерных сюжетов.

  1. ЗАТЕМНЕНИЕ (ЗТМ) — условное обозначение в режиссерском сценарии и монтажных листах приема соединения конца предыдущего и начала следующего плана; используется как в процессе съемки, так и в компьютерном монтаже.

  1. НАПЛЫВ (НПЛ) — метод перехода от одной сцены к другой; применяется в процессе съемки, а также в процессе обработки кинопленки.

  2. ВЫТЕСНЕНИЕ — то же, что и НПЛ, но, в отличие, здесь одна экспозиция кадра, вытесняется постепенно другой экспозицией.

  1. РИТМ МОНТАЖА — последовательность и чередование кадров различной длины.

  1. ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНЫЙ МОНТАЖ — метод соединения кадров с наиболее значительными моментами киноповествования для создания четкого, логически развивающегося длинного сюжета, эпизода.

  1. ПАРАЛЛЕЛЬНЫЙ МОНТАЖ — метод стыковки двух, трех параллельно происходящих действий, процессов, которые чередуются между собой; характерен для быстро развивающихся, динамичных, конфликтных событий.

  1. ПЕРЕКРЕСТНЫЙ МОНТАЖ — то же, что и параллельный, но монтируются кадры нескольких сюжетных линий.

  1. СТРОЯЩИЙ МОНТАЖ — построение кадров, монтажные конструкции, в которые вкладывается совершенно новый смысл, которым до этого документальный материал не обладал.

  1. АССОЦИАТИВНЫЙ МОНТАЖ — сопоставление различных по содержанию кадров для достижения художественного результата, зрительского интереса

  1. ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЙ МОНТАЖ — то же, что и строящий монтаж, но более сложный; используются специально подобранные детали, кадры, сюжетно не связанные, но создающие эффект третьего смысла; часто используется для раскрытия внутреннего мира, духовности экрана.

  1. ХРОНИКАЛЬНАЯ СЪЕМКА — съемка объекта, процесса, действия без вмешательства съемочной группы: «съемка врасплох», «съемка скрытой камерой», «съемка открытым методом наблюдения». Особенность отличия хроникальной съемки от документальной и художественной — невозможность предварительной организации, постановки съемочного процесса, а также неприемлемость использования осветительной техники.

  1. ДОКУМЕНТАЛЬНАЯ СЪЕМКА — то же, что и хроникальная съемка; отличается предварительной организацией съемочного процесса планированием последовательностей, очередности съемок, использованием света; отображает реально происходящие события, действия, процессы, окружающую действительность без участия актеров.

  1. ДОКУМЕНТАЛЬНЫЙ ФИЛЬМ — не игровой, основан на документальной съемке, хронике, других достверностей фактического материала; специфичен отбор, осмысление и обобщение — авторский взгляд. Документальная съемка предполагает кинонаблюдение, репортажные зарисовки, синхронное интервью, кинофотодокументы, другой иконографический материл.

  1. ДИКТОРСКИЙ ТЕКСТ - важный компонент документального фильма, который в форме звукоряда сопровождает, комментирует, дополняет, объясняет изображение, обобщает и конкретизирует его смысл; неразрывно связан с замыслом и композицией фильма.

  2. ХУДОЖЕСТВЕННОЕ КИНО - все, что связано с производством и прокатом игровых фильмов.

  1. ИГРОВОЙ ФИЛЬМ - художественный фильм. В основе имеет вымысел, замысел; предполагает художественную постановку с участием актеров. Актер - главное изобразительное и выразительное средство кинокартины. В игровом фильме используются специально созданные интерьеры, экстерьеры, декорации. Как правило, игровой фильм создается на основе оригинального киносценария или по мотивам литературного произведения.

V -4 Alex02.03.2017