logo
Богун

Федеральный фонд социальной и экономической поддержки отечественной кинематографии

Общий бюджет – 2,86 млрд руб., из которых:

- 2 миллиарда рублей – на финансовое обеспечение расходов, связанных с производством и прокатом художественных полнометражных национальных фильмов лидерами отечественного кинопроизводства.

Компании-лидеры отечественного кинопроизводства были отобраны Попечительским советом Фонда. В 2010 году в число лидеров вошли восемь кинокомпаний, каждая из которых получила от Фонда 250 млн руб. (порядка 6 млн EUR). В число лидеров кинопроизводства вошли компании:

- «СТВ» (продюсер Сергей Сельянов).

- «Дирекция кино» (продюсер Анатолий Максимов).

- «Три Тэ» (продюсеры Никита Михалков, Леонид Верещагин).

- «Централ Партнершип» (продюсеры Рубен Дишдишян, Арам Мовсесян, Сергей Даниелян).

- «Профит» (продюсер Игорь Толстунов).

- «Art Pictures» (продюсеры Федор Бондарчук, Дмитрий Рудовский).

- ГК «Базелевс» (продюсер Тимур Бекмамбетов).

- «Рекун» (продюсер Илья Неретин).

Механизм распределения средств – в соответствии с решениями Фонда. - 710 миллионов рублей – на финансовое обеспечение расходов, связанных с произ- водством и прокатом художественных полнометражных национальных фильмов социально значимой тематики лидерами отечественного кинопроизводства, реализующими данные проекты; 150 миллионов рублей – стимулирующие выплаты на поддержку производства художественных полнометражных национальных фильмов российскими кинокомпаниями – лидерами отечественного кинопроизводства, создавшими фильмы, имеющие художест- венную и культурную значимость, и чья аудитория превысила 1 миллион человек.

Напомнаю, что основной задачей фонда было вернуть зрителя к российским фильмам в кинотеатры.

Господин Толстиков, возглавивший фонд, просил не давать оценок работы фонда до середины 2011 года и только через полтора года подводить первые итоги. По-его словам эффективность работы новой структуры будет зависеть прежде всего от того « насколько качественный продукт- то есть массовый и рентабельный- будут делать выбранные компании».

И вот на пороге уже конец 2011 года. Как и рекомендовал Сергей Толстиков итоги до сих пор подводить не спешили. Однако, если посчитать результаты проката картин, вышедших при поддержке фонда кино , получаются следующие результаты:

Всего в прокат за этот период вышло 19 фильмов, два из которых ТИХАЯ ЗАСТАВА и КАЛАЧИ — получали дополнительное финансирование как проекты социально значимой тематики.

Мейджоры запустили на широкий экран нашей страны 17 картин. И только три из них смогли привлечь аудиторию свыше 1 мил. человек, что, по словам экспертов, может считаться, событием в кино. Кстати, компании, которые в 2009 году выпустили на экраны фильмы, собравшие в залах больше 1 мил человек, фонд поощрил субсидиями.

Что касается рентабельности, то из всех проектов фонда по итогам проката окупились только ЕЛКИ. Все остальные семь российских картин, которые, по данным Movie Reserch, стали рентабельными за полтора года, были произведены без государственной поддержки.

В 2010 году это НАША RUSSIA, ЯЙЦА СУДЬБЫ (ЦПШ), О ЧЕМ ГОВОРЯТ МУЖЧИНЫ ( КВАРТЕТ И), ТРИ БОГАТЫРЯ и ШАМАХАНСКАЯ ЦАРИЦА (СТВ, Мельница), ЛЮБОВЬ В БОЛЬШОМ ГОРОДЕ-2 (Леополис). А в 2011 году среди рентабельных кинопроектов не было вообще ни одной картины, созданной при участии мейджеров. Успеха добились, по данным Movie Reserch, НЕАДЕКВАТНЫЕ ЛЮДИ ( Парадиз), СЛУЖЕБНЫЙ РОМАН. НАШЕ ВРЕМЯ (Леополис) и ALL INCLUSIVE, ИЛИ ВСЕ ВКЛЮЧЕНО (Ангел фильм).

Идея создания Фонда кино – по сути второго Министерства культуры в сфере кинематографии – сразу же вызвала бурные споры и конфликты в отрасли. Это не могло понравиться участникам рынка, лишенным возможности претендовать на госсубсидии. С другой стороны, и другие игроки смежных отраслей, для которых госсредства никогда не являлись вопросом существования, также не были в восторге от этой затеи. В настоящее время негативные комментарии в адрес создания Фонда усилились. Это связано, в первую очередь, с тяжелой ситуацией с российскими фильмами и ухудшающейся статистикой. В свою очередь, мейджоры настаивают, что нужно еще подождать, что пока подводить итоги все еще рано. «Дотирование лидеров отрасли приведет к тому, что в российском прокате будут успешными три- пять картин, которые и без дотаций были бы успешными. Поэтому я не вижу большого смысла в такой госполитике. Государство должно поддерживать кино. И есть известные схемы, благодаря которым во всей Европе это делается. Нужно только приложить мозги и желание, чтобы эти схемы адаптировать под российскую реальность. Но чиновники этого делать не хотят»- считает Михаил Шлихт, генеральный директор кинокомпании Monumental Pictures.

Международные отношения : новые возможности производства.

То, что совместное производство (Co-production – Ко-продакшн) наиболее перспективный путь продвижения кинопродукции на мировой рынок и эффективный источник финансирования её производства является уже фактом общепризнанным. Оценив преимущества совместного производства, ими активно воспользовались продюсеры стран юго-восточной Азии, что не заставило долго ждать позитивных результатов.  Примером успеха результатов совместного производства (далее – Копродукции), в частности, можно назвать фильм режиссера Энг Ли «Крадущийся тигр, затаившийся дракон» (США-Китай-Гонконг-Тайвань), 2000 года производства, получивший 4 премии Оскар и собравший более 200 млн. долларов доходов при бюджете 17 млн. долларов.  Известны и удачные примеры совместного производства кинематографистов стран юго-восточного региона с российскими (советскими) кинематографами, в частности, такие как фильм Акиры Куросавы «Дерсу Узала» (производство Россия-Япония, 1975г.), получивший в 1976 году «Оскара» за лучший фильм на иностранном языке, фильм Геннадия Васильева «Волшебный портрет» (производство Россия-Китай, 1997г.), получивший Гран-При XVII Московского МКФ, и др.

UNIFRANCE

UNIFRANCE не работает над производством или продвижением фильмов на территории Франции – только за рубежом. Картины, которые они возят по миру, им не принадлежат. UNIFRANCE взаимодействует с частными лицами и оказывает различную поддержку проектам. Ассоциация располагает 8-9 млн. Евро в год. Она тесно сотрудничаем не только с зарубежными дистрибьюторами, но и с журналистами. Раз в год в Париже проводится мероприятие, на которое приглашаются прокатчики и представители СМИ со всего мира, – так организация обращает их внимание на новые французские фильмы, организовывает свыше семисот интервью. UNIFRANCE – не идеальная модель, но достаточно успешная. Если не брать в расчет продукцию американских мейджоров, то французское кино занимает первое место в мировом прокате».