Тема 14 а. Особенности производства фильмов разных видов и жанров.
Художественные фильмы.
Мультипликационные фильмы. Особенности организации и технологии производства мультипликационных фильмов (рисованных, объемно-кукольных; компьютерная анимация).
Научно-популярные фильмы. Особенности организации производства (широкое использование специальных видов съемки, научная консультация, заказные фильмы). Проблемы финансирования.
Хроникально-документальные фильмы и кино-периодика. Оперативность съемок, специфика документальных съемок, связи с телевидением.
ОСОБЕННОСТИ ПРОИЗВОДСТВА ФИЛЬМОВ РАЗНЫХ ВИДОВ И ЖАНРОВ.
Кино принято делить на виды: игровое, неигровое и анимационное.
Игровой фильм— показ средствами кино вымышленной или реальной ситуации, в основе которой лежит художественное воспроизведение жизненного материала. Игровой фильм по жанрам разделяется на кинороман, киноэпопею, киноновеллу. По аналогии с классической драматургией он может быть кинокомедией, кинодрамой, кинотрагедией.
Потребности современного кинозрителя требуют от кинематографистов поиска новых способов подачи материала, например смешение нескольких жанров (романтическая комедия и фентези, черная комедия с философским подтекстом и др.) с добавлением спецэффектов и ставшим особенно популярным в последние годы форматом съемки в 3D, причем не только игровых картин, но и документальных.
Неигровый фильм — рассказ о каком-либо событии, съемка которого производится без вмешательства в него. Документальный фильм может быть фильмом-портретом, посвященным выдающемуся человеку, в образной форме рассказывающим о сущности его работы, методе и результате. К документальным фильмам относятся репортажные ленты о спортивных соревнованиях, фильмы о путешествиях, фильмы-зарисовки и др.
Научно-исследовательские, научно-популярные и учебные кинофильмы часто объединяют в вид научного кино.
Анимационное кино- вид киноискусства, произведения которого создаются путем съемки последовательных фаз движения рисованных (графическая мультипликация) или объемных (объемная мультипликация) объектов. Развивается в разных жанрах.
Вид и жанр фильма, имея свои особенности в технологии производства, влияет как на стоимость производства, так и на прокат фильма.
Начинающий продюсер, обладая знаниями и представлениями об особенностях производства фильмов различных видов и жанров, сможет, уже на этапе чтения сценария или заявки, оценить издержки производства и, осуществив анализ художественных и производственных параметров проекта, приступить к производственному планированию и расчету финансовых затрат.
.
Помимо вида и жанра фильма одним из значимых параметров, влияющих на организацию и производство фильмов, является выбор носителя.
Пленка.
. Использование пленки как в игровых, так и в документальных фильмах влияет на планирование затрат по многим параметрам: покупка пленки и её последующая обработка; количество съемочной техники, необходимой для съемок, ведь пленка требует большего количества света, чем цифровая камера; ограничение по количеству дублей (с другой стороны, эти ограничения дисциплинируют создателей и призывают к рациональному использованию материала и времени); и, конечно затраты как финансовые так и временные на обработку пленки, монтаж негатива, печать копий и пр., если это необходимо. Сегодня большое количество копий создается в цифровом виде, путем сканирования пленочного изображения. При этом, качество изображения практически не теряется.
Цифровой носитель.
Основные преимущества использования цифры – отсутствие всех выше перечисленных работ, в связи с чем, производство обходится гораздо дешевле. Главный минус в том, что качество изображения цифровых камер на большом экране кажется гораздо хуже, чем изображение на пленке. Думаю, здесь дело не в носителе, а в операторской работе и работе с материалом на этапе пост-продакшн. Многие европейские и американские игровые и документальные картины, снятые на цифру, не смотря на различие с пленочным изображением удивляют и радуют своим качеством. У цифрового изображения своя специфика и свои особенности, которые постоянно открываются все в новом свете качества. Я считаю, что необходимо совершенствовать технологию цифровой съемки и последующей обработки материала, так как в наше время новые технологии развиваются с такой скоростью и обладают такими возможностями, что нам необходимо пользоваться ими и отходить от старых стандартов.
Производство фильмов в формате 3D.
На сегодняшний день фильмы всех видов и игровых и анимационных и даже документальных производятся в формате 3D. Главное преимущество таких фильмов – хорошие кассовые сборы. Вот уже несколько лет этот аттракцион является самым популярным у кинозрителя. Несмотря на высокую цену на билеты, кинозалы заполняются изо дня в день, с премьеры на премьеру. Производство фильмов в данном формате является, пожалуй наиболее затратным и длительным. Для того, чтобы получить стерео-изображение необходимо крайне точно и внимательно выстраивать каждый кадр, иначе картинка не получится или качество изображения не будет соответствовать задуманному, могут возникнуть сложности на этапе пост-продакшн. В связи с этим, время производства, а, следовательно и материальные затраты увеличиваются. Кроме того, для создания качественного продукта необходимо привлекать специалистов и консультантов в этой области, что также оказывает влияние на организацию производства и планирования затрат.
Игровое кино.
Игровое кино обладает большим разнообразием жанров и особенностей съемок, чем неигровое, так как целиком и полностью создается на основе литературы (сценария), а ни событий. У создателей игрового кино больше пространства для творчества. Для создания полнометражного игрового фильма требуются специалисты в разных областях – в технической, в художественной и в экономической. Создание полнометражного фильма рассчитано на последующий кинопрокат и извлечение прибыли. Для того, чтобы создать потенциально кассовый продукт, нужно учитывать особенности зрительского восприятия той или иной продукции различных жанров и работать над основными «рычагами» воздействия на зрителя.
В таблице 1 указаны основные особенности создания игровых фильмов самых популярных на сегодняшний день жанров и затратообразующие факторы, а также преимущества и недостатки.
Таблица 1
Игровые фильмы – для их производства требуется больше времени на подготовку, съемку и пост-продакшн (разработка режиссерского сценария, поиск исполнителей, построение декораций и пошив костюмов, репетиции, большое количество людей, задействованных в съемочном процессе, озвучивание фильма и пр.), чем неигровые, хотя, конечно, все зависит от выбранной темы и сценария. Производство игровых картин также более затратное, по многим параметрам, например по оплате труда большему количеству работников или выплатам гонораров авторам-создателям. При производстве игровых картин требуется большое количество съемочной техники и специального дорогостоящего оборудования, в то время, как производство документальных картин, в большинстве случаев, этого не требует. Создание костюмов, грима и приобретение реквизита для документальных картин редко бывает необходимым, в том количестве, в котором это необходимо для производства игровых картин. Период пост-продакшн для игровых картин может занимать несколько месяцев, в связи с необходимости озвучания актерами персонажей, запись музыки и пр.
Затраты на те или иные разделы (зарплата, материалы и пр. ) увеличиваются или уменьшаются в зависимости от выбранного жанра, но сами разделы, как правило, не меняются, только если добавляются новые (экспедиции и пр.)
Более подробно особенности производства игровых фильмов будут рассматриваться на примере различных жанров.
ОСОБЕННОСТИ ПРОИЗВОДСТВА ИГРОВЫХ ФИЛЬМОВ РАЗНЫХ ЖАНРОВ.
Драма.
Кинематографическая драма возникла на основе литературной драмы, противопоставившей, еще в 18 веке, жанру трагедии бытовую тематику и более приближенную к обыденной реальности стилистику.
Известными примерами драматических фильмов могут быть «Форрест Гамп», «Жизнь прекрасна», «Пролетая над гнездом кукушки», «Шоу Трумэна», «Гран Торино», «Красота по-американски», «Персона».
Сложно дать одно определение жанру кинодрама, так как он объединяет трагические и драматические сюжеты. Предполагается, что фильм, относящийся к этому жанру, имеет в своём сюжете разные конфликтные и трудные, в психологическом плане, ситуации для главного героя, однако, в отличие от трагедии, отрицательный финал в них не предопределён. В противоположность фильмам некоторых других жанров, основное внимание в драме акцентировано не на поворотах сюжета, спецэффектах, зрелищности и т. п., а на переживаниях героев.
Как литературные драмы, так и театральные и кинодрамы изображают жизнь человека и его конфликт с обществом, передавая сюжет не посредством повествования или монолога, а через диалоги. Продолжим аналогию с театром: можно сказать, что драма кинематографическая использует те же оружия, что и драма театральная: высокого уровня сопереживания зрителем создателям удается достигнуть с помощью выдающейся игры актеров, высокого мастерства режиссера и отличного сценария. Снять хорошую драму сложно – но это не фильм высокой постановочной сложности, которая свойственна более развлекательным жанрам.
Мелодрама.
Произведения жанра мелодрамы, раскрывают духовный и чувственный мир героев в особенно ярких эмоциональных обстоятельствах на основе контрастов: добро и зло, любовь и ненависть и т. п. В мелодраме жизнь предстает в виде наивной утопической гармонии, нарушаемой отдельными «злодеями». Герои мелодрамы, как правило, пассивны, лишены живых характеров, олицетворяют прямолинейные этические схемы. Примерами мелодрам могут быть фильмы «Дневник памяти», «Связь», «Реальная любовь», «500 дней лета».
Безусловно, сложно вывести одной формулой особенности постановки мелодрамы: хотя бы потому, что в современном кинематографе мелодраматичность может присутствовать и в историческом фильме («Еще одна из рода Болейн», «Дом летающих кинжалов», «Анна и король»), она может быть оттенена жанром фильма-катастрофы («Титаник»), часто в мелодраме не обойтись без масштабных спецэффектов. Но если рассматривать драму и мелодраму в их классической кинематографической сути, то можно сделать некие общие выводы о постановочной сложности картин этих жанров.
Триллер.
Название жанра "триллер" происходит от англ. thrill- "вызывать трепет". Триллер - фильм, в котором накал страстей и психологическое напряжение специально нагнетается и искусственно создается разными средствами, вызывая у зрителя ощущение напряжённого переживания и волнения. Примеры таких фильмов: «Семь», «Молчание ягнят», «Адвокат дьявола», «Сочувствие госпоже месть». Производство триллера не является высоко затратным: в приведенных в пример фильмах, которые, несомненно, являются шедеврами, особое место занимает выдающаяся работа художника-постановщика. Иногда фильмы-триллеры содержат жанр драмы.
Приведенные примеры драмы и мелодрамы, различаются по масштабности съемок, их объединяют невысокие параметры постановочной сложности: небольшое количество локаций, отсутствие высоко затратных декораций и спецэффектов, массовки. Крепкая драма не предполагает аттракциона, но требует классического мастерства основного творческого состава: сценариста, режиссера, актеров.
Чтобы повысить зрелищный потенциал картины, продюсеры выбирают на главные роли драм актеров-звезд.
Съемки драм/мелодрам могут выглядеть ложно простыми для организатора производства, и в российской практике часто ведутся одной камерой. Съемки несколькими камерами - дополнительные требования к работе осветителей и дополнительная нагрузка на смете по оборудованию. Тем не менее, для максимального качества производимой продукции организатор производства должен стремиться к съемке хотя бы двумя камерами. Причин для этого несколько:
- Психологическая (имеет отношение к актерам, которые вынуждены большее количество раз играть разные дубли, которые не могут быть абсолютно одинаковыми, также нельзя не брать в расчет то, что актеры быстрее устают),
-Экономическая (удорожание за счет дополнительной съемочной техники может быть скомпенсировано сокращением временем съемок),
-Художественная (свет, выставленный один раз на всю сцену смотрится выигрышнее, чем переставляемый свет).
Зачастую в фильмах описываемого жанра небольшое количество декораций, в основном павильонных. Что обуславливает более-менее стандартный набор технического обеспечения. В таком случае затраты по операторской заявке максимально предсказуемы.
Но из-за того, что декораций немного, подходить к их конструированию нужно с большой тщательностью (это относится в наибольшей мере к драме и триллеру). Декорации должны не только максимально выражать внутренний мир живущих в них героев, но они должны быть сконструированы таким образом, чтобы дать возможность для внутренней динамики и развития сцен. Финальные раскадровки режиссер должен делать, уже основываясь на эскизах декораций, которые согласованы с оператором.
Павильонные съемки, которые характерны для фильмов драматичных сюжетов, также дают возможности для чистовой записи звука. И хотя этот метод редко практикуется в российском кино, теоретически жанр драмы/мелодрамы максимально располагает именно к чистовой записи. С помощью нее продюсеру удастся сэкономить деньги на озвучивании картины – и эта экономия тем актуальнее, чем больше заработная плата снявшихся в фильме звезд. К тому же, при чистовой записи звука нет нужды согласовывать график чистового озвучивания актером с графиком съемок в другом проекте.
Комедия.
Комедия-жанр художественного произведения, характеризующийся юмористическим или сатирическим подходом, а также вид драмы, в котором специфически разрешается момент действенного конфликта или борьбы антагонистичных персонажей. Примеров кинокомедий огромное количество: от фильмов Эльдара Рязанова, до комедий Вуди Аллена. Голливуд каждый год выпускает большое количество комедий, примеры 2009 года: «Начало времен», «Мальчишник в Вегасе», «Предложение».
Жанр комедии легко скрещивается с другими жанрами – приключениями («Дикий, дикий Вест»), фантастикой («Голый пистолет», «Марс атакует») , фильмами о войне («О, брат, где же ты?») и фильмами ужасов («Затащи меня в ад») – соответственно, меняется и постановочная сложность фильма.
Комедийные сюжеты (как и мелодраматические) – это сюжеты взаимоотношений, поэтому классическая комедия («Замороженный», «Высокий блондин в черном ботинке» и современные американские комедии) не является фильмом высокой постановочной сложности. Главнейший фактор производства хорошей комедии – сценарий.
В Голливуде распространена следующая практика относительно написаний сценариев комедий (иногда - и не только комедий): один сценарист пишет сюжетную линию, другой – диалоги, третий – шутки («гэги»). В России такая практика распространилась в производстве ситкомов.
Мюзикл.
Мюзикл — это музыкально-сценическое произведение, в котором переплетаются диалоги, песни, музыка, танцы, при этом сюжет, как правило, незамысловат. – жанр иногда называется музыкальной комедией. Примерами фильмов-мюзиклов могут послужить «Чикаго», «8 женщин», «Любовь и сигареты», «Мама мия!», «Стиляги». Впрочем, нельзя не отметить, что за годы существования кино было снято немало мюзиклов-драм: «Кабаре», «Весь этот джаз», «Мулен Руж».
Фильм-мюзикл- продукт куда более дорогостоящий, чем фильм-комедия или фильм-драма в их классических формах. Во-первых, для мюзикла требуется оригинальная музыка – в большем объеме, чем для фильма любого другого жанра – что ведет к увеличению затрат на гонорар композитора (или выкупу прав на музыку) и обязательное привлечение для работы над фильмом музыкального режиссера.
Музыкальная партитура должна быть написана и утверждена до съемок фильма. Это необходимо для того, чтобы актеры, исполняя роли, попадали в слова песен фонограммы. Актеры чаще всего исполняют песни сами: что приводит к увеличению репетиционного времени и привлечению педагогов по вокалу.
В мюзиклах актеры танцуют – время подготовительного периода возрастает на период репетиций, а смета - на услуги хореографов и стоимость помещения для репетиций. С точки зрения продюсера увеличение подготовительного периода – фактор, ведущий к увеличению рисков, которые прямо пропорциональны времени производства.
Довольно часто действие мюзиклов разворачивается в историческом периоде, далеком от современного - что ведет к необходимости пошива костюмов, изготовлению реквизита, обеспечения натур с достройкой (см. главу «Исторический фильм»).
Для мюзикла характерно участие в танцевальных номерах не только основных артистов сцены, но и групповки (количество участников каждого танца не ограничено). Целесообразно проводить кастинг на такие роли среди профессиональных танцоров. За счет этих актеров увеличивается смета: на оплату услуг хореографов, обеспечение места репетиций, экспедиционные расходы, обеспечение быта актеров на съемочной площадке и т.д.
Количество локаций на съемках мюзикла велико: как правило, каждый танец исполняется в новом помещении. Если говорить о требованиях к творческой группе, то нужно отметить следующее: так как фильм-мюзиклы произошли от театральных мюзиклов, часто декорации и движения актеров больше похожи на театральные, чем в фильмах других жанров. Соответственно, режиссер-постановщик и художник-постановщик должны быть хорошо знакомы с театральной эстетикой и традициями. Свет, выставляемый на некоторых сценах в современных мюзиклах, также представляет собой стилизацию под свет театральный.
Подготовительный период для производства мюзикла длинный за счет репетиций, большого количества локаций: на практике большинство из них павильонные, либо натура с достройкой. Движения танцоров требуют больших площадей съемочных площадок. Декорации должны быть утверждены в соответствии с раскадровкой, которая, в свою очередь, утверждается на этапе, когда понятны длительность, хореографический рисунок и количество участников танцевальных номеров.
Киномюзиклы, как было упомянуто, ведут свою традицию от мюзиклов театральных. И до сих пор больший интерес публики привлекают киномюзиклы, поставленные по мотивам, к примеру, известных бродвейских мюзиклов («Чикаго», «Мама Мия!»). В таком случае продюсер сталкивается с выкупом прав и соблюдением неких условий соответствования фильма, который он собирается произвести, с театральным оригиналом. Например, в фильме-мюзикле «Чикаго» актеры исполняли в танцевальные номера в стиле знаменитого хореографа Боба Фосса.
Фантастический фильм. Фэнтези. Фильм ужасов
Кинофантастика — направление и жанр художественной кинематографии, который можно охарактеризовать повышенным уровнем условности. Образы, события и антураж фантастических фильмов часто намеренно отстранены от обыденной реальности — это может делаться как для достижения специфических художественных задач, добиться которых создателям фильма удобнее средствами фантастики, чем средствами реалистического кино, так и просто для развлечения зрителя (последнее характерно прежде всего для жанрового кино). Характер условности зависит от конкретного направления или жанра —научная фантастика, фэнтези, фильм ужасов, фантасмогория— однако все они могут широко пониматься как кинофантастика.
Фантастика подразумевает использование вымышленных реалий, событий, технологий и т. п., однако таких, которые могут, в принципе, восприниматься зрителем как потенциально, гипотетически реальные или возможные. Примерами фантастических фильмов могут быть «Хранители», «Бэтмен. Темный рыцарь», «Хэнкок» (экранизации комиксов), «Я-легенда», «Обитель зла» (фильмы ужасов, зомби-хорроры), «Властелин колец» (фэнтези). Классикой фантастики стали такие разные фильмы, как «Терминатор», «Бегущий по лезвию», «Видеодром», «День независимости».
Производство фантастических фильмов является очень дорогостоящим: в основном из-за необходимости привлекать продюсеров спецэффектов, CG-супервайзеров, или супервайзер компьютерной графики (об этой профессии ниже), композеров (специалистов компьютерной графики, работающих над интеграцией созданных цифровыми методами объектов в снятые кадры) и других специалистов по пост-продакшену. Создание компьютерной графики немыслимо без необходимого технического обеспечения и программного обеспечения. Поскольку задачи, которые ставятся в каждом конкретном фильме, не всегда являются типичными и могут быть поставлены в первый раз в истории компьютерной графики, нередким случаем можно назвать то, что под конкретную задачу пишутся новые компьютерные программы – что увеличивает как время работы над фильмом, так и затраты на него. Картины, в которых много кадров со спецэффектами, требуют привлечения нескольких пост-продакшн студий. Это обуславливается не только тем, что сотрудников одной студии недостаточно, но и тем, что не хватает технического обеспечения, которым обладает одна студия. Например, «Обитаемый остров», содержащий более 600 планов с компьютерной графикой, потребовал усилий 5 студий (каждая занималась определенным видом работы), а суммарное число CG-графиков, работавших над этим фильмом, составило более 100. Работой этих людей дирижировал один человек: CG-супервайзер.
Специалист по компьютерной графике (CG superviser), помимо очевидного объема работы, который он выполняет в период пост-продакшн, должен принимать участие и в подготовительном периоде (помогать продюсеру определить, каким образом снимать определенные сцены; консультировать продюсера по вопросам оптимизации затрат по смете на компьютерную графику, участвовать в принятии решений относительно построения и организации декораций). Также CG супервайзер должен присутствовать на съемочной площадке сцен, требующих последующей доработки специалистами по компьютерной графике, чтобы оптимизировать съемочный процесс таким образом, чтобы доработка в период пост-продакшн была минимальной.
Чаще всего планы, дорабатываемые на периоде пост-продакшн, снимаются:
-с использованием хромакей («зеленого экрана»),
-с использованием декораций, наличие которых существенно облегчает выполнение работ на пост-продакшене,
-с использованием хромакей на заднем плане и реальных декораций на первом.
Съемка с использованием хромакей («зеленого экрана») даёт широкие возможности для моделирования среды или устранения деталей, присутствие которых нежелательно в фильме (например, тросов, на которых подвешивают актеров при выполнении ими трюков); но не стоит забывать, что съемка на «зеленых экранах» имеет свои недостатки: к примеру, хромакей не позволяет проливать сценическое освещение сквозь себя. Что делает затруднительной съемку кадров у «окна», вместо которого на съемочной площадке натянут хромакей.
Объем и параметры декораций определяется в соответствии с художественными задачами и экономическими возможностями режиссером, художником, CG‑супервайзером и продюсером. Хоть компьютерная графика сегодня позволяет очень многое, большинство режиссеров предпочитает как можно больше материала снимать на съемочной площадке, а не моделировать после - компьютерная графика выглядит все же менее реалистично, чем реальные объекты. Фантастические фильмы и фильмы жанра фэнтези предполагает использование сложного грима и создание различных моделей существ. Иногда для крупных проектов привлекаются дизайнеры специальных студий (так, для создания существа Голована для «Обитаемого острова» потребовались услуги калифорнийской студии).
Процесс производства моделей существ насчитывает несколько стадий:
-создание концепт-дизайна (режиссером-постановщиком, дизайнером существ, художником по гриму принимается решение, как должно выглядит существо);
-создание слепков с реального человека, по физическим характеристикам похожего на будущего героя;
-воплощение идей в гипсе в соответствии со слепками;
-общий макет отправляется на одобрение дизайнеру;
-после того, как общий макет одобрен дизайнером, скульпторы создают более детализированные элементы костюма. Эти формы заливают латексом и специальной пеной, из которых изготавливают костюм существа;
-специалисты художественного цеха наносят финальные цветовые штрихи на костюм;
-если требуется, к костюму прикрепляются волосы и волоски.
Немаловажно, что костюмы должны быть относительно легкими и позволять актерам в них двигаться, а также не быть слишком жаркими. И хотя специалисты учитывают эти характеристики при дизайне костюмов, нередко костюмы оснащаются специальными трубками для подачи холодного воздуха для создания более комфортной среды и дыхания актера.
Фантастические фильмы сегодня предполагают виды фантастических городов. В современной практике их создание осуществляется следующим способом: снимаются футажи городов, наиболее сильно похожих на воображаемые, а затем специалисты по компьютерной графике работают над этим материалом, доводя его до желаемого результата.
Как правило, необходимы именно оригинальные съемки местности, а не футажи, которые предоставляются в стоках. Съемочная группа выезжает в экспедицию, если город, где ведутся съемки остальных сцен фильма, не подходит. Многие фильмы требуют панорамной аэросъемки с вертолетов, которая предполагает последующее интегрирование в среду трехмерных объектов. В «Темном рыцаре» такая съемка проводилась в формате IMAX: высокое разрешение было необходимо, чтобы в окнах небоскребов были видны сотрудники компании. Также для создания определенных кадров этого фильма потребовались детальные фотографии зданий для последующей оглядки на них при моделировании и текстурировании.
Если невозможно найти в реальности натуру, подходящую для конкретных целей, строятся декорации. Они могут быть на базе какого-либо реально существующего объекта (декорации к «Обитаемому острову» строились на базе металлургического завода в Крыму, и съемочная группа привлекла местных рабочих для постройки декораций под руководством художника-постановщика).
Некоторые сцены фантастических фильмов требуют построения декораций передних планов, после съемок в таких случаях требуется доработка интерьеров на пост-продакшене: достойка на компьютере декораций, создание полностью компьютерных задних планов и т.д.
Продюсер при принятии решений, какими методами создать необходимую среду, должен быть очень чуток к мнению специалистов по компьютерной графике и художника-постановщика, чтобы выбрать самый экономичный и художественно достоверный вариант.
Фильмы-фэнтези часто предполагают привлечение специалистов по сложному гриму, выполнение которого может занимать до 5 часов – что должно быть учтено при составлении графика съемок и вызывных листов.
Фильмы-катастрофы предполагают внимание к натурным планам, доработанным на пост-продакшене. И тут я хотела бы коснуться техники съемки IMAX, которую целесообразно использовать при съемке не только натурных планов, но и любых кадров, где необходима высокая степень детализации.
При съемке по этой системе материал записывается на 70-миллиметровую плёнку с горизонтальной прокруткой кадров с использованием специального оборудования. Изначально съемка IMAX предполагала трансляцию в специальных кинозалах IMAX, но в последние годы кинематографисты применяют в любых сценах, где необходима достоверность натуры.
Съемки в этом формате являются дорогостоящими: в процессе съемок на площадке должен находиться специальный техперсонал. Сложность работы в этом формате заключается в том, что материал нельзя проигрывать на обычном плейбеке –его необходимо смотреть в кинотеартах IMAX. Одно это условие делает съемку в формате IMAX тяжело реализуемой в российских условиях (если на США и Канаду приходится более 150 кинотеатров IMAX, но в России их всего 5).
Немаловажным является и то, что в мире мало лабораторий по сканированию материала, записанного в этом формате.
Кадр в формате IMAX имеет резолюцию 15К. Специалисты по компьютерной графике могут предложить максимум 8К, но планы подобного формата слишком долго обсчитываются и занимают много места на дисках. Так что после того, как приняты решения об участках, на которых необходима компьютерная графика, специалисты осуществляют их деление:
-участки, требующие 8К,
-участки, где разрешение компьютерной графики может быть 4-6К (кадры со стремительным действием, неяркое освещение) .
Завершая разговор о фантастических фильмах, нужно сказать, что период пост-продакшена у картин с большим количеством компьютерной графики может достигать 10 месяцев. Часть компьютерной графики может выполняться на этапе, когда снят пока не весь фильм, но лишь его определенная часть - и в соответствии с этим продюсеру стоит планировать свои расходы.
Также стоит учитывать, что когда продюсер имеет дело с фильмом, требующим большого объема компьютерной графики, возрастают расходы на пленку и «перегон»: фильм снимается на кинопленку, определяются кадры, требующие компьютерной доработки, затем осуществляется сканирование этих кадров в цифровой вид, потом осуществляется работа по созданию компьютерных эффектов. В финале материал опять печатается на пленке.
Боевик
Боевик (от английского action movie, буквально - фильм действия, экшен-фильм) — жанр киноискусства, в котором основное внимание уделяется насилию: перестрелкам, дракам, погоням и т. п. Экшен-фильмы часто обладают высоким бюджетом, изобилуют каскадерскими трюками и спецэффестами.
Часто в экшн-фильмах, в которых присутствуют сцены взрывов, перед продюсером встает вопрос, каким образом снять эти сцены.
Вариантов обычно три:
- Смоделировать взрыв полностью на периоде пост-продакшн;
-Найти/простроить помещение, подходящее по внешнему виду под задачи конкретной сцены, организовать взрыв с помощью пиротехников и доработать сцену на компьютерной графике;
-С помощью специалистов построить из бьющихся материалов миниатюру помещения и организовать его взрыв; затем с помощью специалистов по пост-продакшену доработать эффект взрыва и интегрировать изображение взрывающегося макета в необходимую среду. (Стоит отметить, что использование такой схемы создания сцены отнюдь не осталось в прошлом веке).
Боевики обычно включают в себя сцены с драками. Подготовка этих сцен требует детальной раскадровки, к созданию которой привлекаются специалисты по бою. Перед продюсером фильма, содержащим больше количество сцен с драками, встает вопрос: какого выбрать актера – более известного или того, который сможет сыграть в сценах с драками сам? Иногда и известные актеры соглашаются сыграть в большом количестве таких сцен, но для этого им требуется специальная физическая подготовка, которая занимает определенное время, а занятия актера с тренерами оплачивает, безусловно, продюсер.
Сложно вспомнить хотя бы один фильм-боевик, съемки которого обошлись без каскадеров. В случае «подмены» актёра каскадёром для съёмок зачастую подбирается каскадёр, похожий по телосложению на актёра; затем каскадёра гримируют под актёра, и во время выполнения трюка его не снимают крупно— так для зрителя подмена актёра остаётся относительно незаметной.
Сцены с участием каскадеров предполагают детальную проработку каждого кадра специалистом по трюкам и режиссером, а также специалистом по охране труда с соблюдением всех мер техники безопасности. Раскадровка таких сцен также осуществляется с привлечением специалистов по трюкам.
Характерными для экшн-фильмов являются сцены с автомобильными погонями. Варианты съемки таких кадров следующие:
-съемка реальных машин (если требуется - с измененным набором деталей для большей мощности) с участием каскадеров; при необходимости - последующая обработка с помощью компьютерной графики;
-съемка миниатюрных радиоуправляемых моделей, либо муляжей на специальных платформах с последующей интеграцией в среду с помощью компьютерной графики.
Съемку сцен погони желательно проводить со скоростью не менее 48 кадров в секунду (для чего требуется больший расход пленки и специальная съемочная техника). Если сцена погони и переворотов автомобилей сложная, следует разделить ее на основные события. Это необходимо, чтобы для каждого действия составить схему съемок, а также по той причине, что выполнить все несколько действий с одного дубля невозможно. Например, одна из сцен погони в «Темном рыцаре» была разделена на следующие шаги: столкновение машины Бэтмена с мусоровозом, подкидывание и впечатывание грузовика в своды тоннеля, проезд автомобиля героя с разворотом на 180 градусов и последующим ускорением. Были разработаны альтернативные варианты съемки каждого кадра, и в итоге вся сцена была снята и с использованием радиоуправляемой версии машины Бэтмена, и с использованием ее компьютерной версии.
Экшн-фильмы часто предполагают сцены с большим количеством массовки. Часто это общие планы, где не видно лиц толпы. В таких часто случаях выгодно привлекать на площадку не все необходимое количество человек, а только часть, а потом «размножить» людей при помощи компьютерной графики. Специалист по CG должен сказать, какое именно количество людей необходимо, чтобы после такого трюка зритель не увидел подмены.
Вообще, сцены с участием массовки требуют дополнительных организационных усилий. Для их решения необходимо привлечение специалиста по массовке, который должен не только привести необходимое количество людей заданных параметров, но и приложить максимум усилий для того, чтобы актеры массовки не мешали съемочному процессу. В дни, когда планируются сцены с массовкой, со стороны организаторов должны быть приложены усилия по организации быта этих людей: дополнительная еда, дополнительные туалеты и т.д.
Исторический фильм
Исторический фильм предполагает то, что действие происходит в эпохе, значительно отличающейся условиями быта и внешним видом костюмов от той, в которой происходят съемки (если действие снимаемого в 2009 году фильма происходит в 1979 году – фильм не считается историческим). Иногда целью исторического фильма является воспроизведение тех или иных исторических событий («1612»), , в других случаях создатели помещают в реально существовавшую эпоху воображаемые события («Анжелика и король»).
Исторический фильм может быть одновременно и драмой («Елизавета», «Мария Антуанетта»), либо мелодрамой («Еще одна из рода Болейн»), либо комедией («За мной, канальи!»).
Особенность исторического фильма – очевидная необходимость в реквизите и костюмах, а также в воспроизведении среды, в которой находятся герои.
Иногда требуются эксперты не только для доработки деталей сценария, но и специалисты какой-либо области для изготовления того или иного реквизита. Так, для фильма «Гладиатор», были привлечены специалисты по оружию Древнего Рима. Само оружие изготавливалось из легких материалов в огромных количествах, но очевидно, что бОльшее внимание требовалось уделить тому реквизиту, который использовался главным героем или был показан на среднем или крупном плане.
Некоторую часть реквизита и костюмов можно взять в аренду у крупных студий, которые располагают реквизитом и костюмами, оставшимися после съемок других фильмов. Но встает также вопрос хранения этих вещей, требуются отельное помещение и транспорт для хранения и перевозки костюмов для массовки. Приведение костюмов в порядок, одевание героев, грим – все это время должно учитываться при составлении вызывных листов и организации съемочных дней. Таблица 1.
Жанр
| Творческо-организационные особенности производства и затратообразующие факторы Примеры. | Преимущества
| Недостатки |
Молодежная комедия | Съемки в городе или пригороде; павильоне/интерьере наличие популярных молодых актеров; простота сюжета, основные цель не столько изобразительный ряд, сколько реплики, диалоги, монологи, что облегчает способ съемки и носителя в пользу цифровой камеры; спецэффекты по необходимости, в зависимости от сюжета. Пример: «Любовь-морковь» | Подобные фильмы всегда популярны у массового зрителя и при среднем бюджете до 5 млн $ имеют кассу около 12 млн$ - окупаются и приносят доход | Качество продукции соответствует только уровню массового зрителя, отсутствие какой-либо художественной и интеллектуальной ценности |
Фентези | Создание фильмов этих жанров связано прежде всего с большим количеством спец эффектов, съемкой на хромокей, а также съемкой в 3D, что увеличивает количество съемочных смен, и требует привлечения специалистов по компьютерной графике, а также каскадеров и постановщиков трюков, пиротехников. Увеличивается срок периода пост-продакшн; Кроме того, привлечение известных актеров также оказывает влияние как на график съемок, ввиду занятости актеров, так и на затраты на выплату гонораров «звездам». Пример: «Черная молния»; «Тариф новогодний» | Подобные фильмы всегда популярны у массового зрителя и приносят доход, особенно при грамотно проведённой рекламной кампании и удачной дате релиза, например, новогодние каникулы и пр. Праздники | Высокобюджетные фильмы такого жанра окупаются не всегда и не все, потому что российский зритель отечественному производству чаще всего предпочитает голливудскую продукцию, кроме того, не все фильмы имеют выход в зарубежный кинопрокат |
Историческая драма; военно-историческая драма | При производстве фильмов этих жанров необходимо провести большое количество мероприятий при подготовке к съемкам: детальное изучение эпохи с целью как можно более достоверно показать её на экране, построение декораций, пошив костюмов, массовка, известные многоплановые актеры, спец оборудование для съемок, трюки, пиротехника, спецэффекты, услуги историков-консультантов и пр. Как правило фильмы таких жанров одни из самых высокобюджетных Примеры: «Брестская крепость», «Жила-была одна баба» Исторические фильмы часто требуют построения натурных декораций. Локаций обычно немного, и поэтому выгоднее построить декорации, чем достраивать их на компьютерной графике (там поступили, к примеру, создатели фильма «Девушка с жемчужной сережкой»). Хотя, разумеется, есть исключения: для съемок Колизея в «Гладиаторе» были построены только нижние этажи здания (съемки велись в Марокко). Остальные этажи были созданы специалистами по компьютерной графике.
| Эти фильмы создаются по заказу государства с целью просвещения и развития любви к отечеству и гордости за свою страну, патриотизма и пр. Эти фильмы являются настоящим событием в культурной жизни страны и содержат художественную ценность | Фильмы несут психологическую и эмоциональную нагрузку на зрителя и массовый зритель, который ходит в кино для развлечения, предпочитает другие жанры, поэтому такое кино имеет печальную прокатную судьбу |
Драма, Социально – психологическая драма | Работа над фильмы такого жанра ведется долго и упорно: разработка сценария, тщательный подбор актеров, поиск нового киноязыка, новые способы съемки и работа с изображением. Создание таких фильмов требует много времени, т.е. большого количества съемочных смен, репетиции, кроме того, подобные фильмы снимаются на пленку, что также увеличивает временные и материальные затраты, чаще всего создание фильмов подобного жанра-это ко-продукция, об особенностях которой я писала раньше. Примеры: «В субботу», «Елена», | Фильмы прежде чем выйти в прокат, участвуют в кинофестивалях и получают награды, что является основным рычагом влияния на зрителя при выходе в кинопрокат | Такое кино рассчитано на интеллектуального зрителя и чаще всего кассы не собирает, выходит в ограниченном прокате |
Производство игровых фильмов любых жанров с участием детей, животных и возрастных актеров сокращает выработку в смену на 50%, а также ведет к дополнительным затратам (это относится к животным) на транспортировку и пр. Это стоит учитывать при планировании и организации производства проекта.
Неигровые фильмы.
Неигровые фильмы- их производство и художественно- производственные параметры зависят, в первую очередь от вида, выбранной темы и жанра фильма: репортаж, фильм-портрет, историко-документальный фильм, кинопутешествие и пр. В отличие от игровых картин, в которых, затраты на те или иные разделы увеличиваются или уменьшаются, в зависимости от жанра, то при производстве документальных картин жанр является главным фактором, влияющим на количество разделов затрат.
Также в отличие от игровых картин, в производстве документальных фильмов задействовано меньше исполнителей, как правило это режиссер, оператор и операторская группа, звукорежиссер, административная группа.
Более подробно, влияние выбора жанра на производственные и другие параметры создания документальных фильмов также будут рассмотрены позже.
особенности производства неигровых фильмов различных видов.
Можно определить следующие виды неигровых фильмов: документальные, документально-хроникальные, научно-популярные, учебные.
Предлагаемую схему классификации фильмов не следует воспринимать как единственно возможную. Она поможет выбрать вид и жанр для конкретного случая, однако может оказаться, что фильм не укладывается ни в одну из обычных «клеточек» схемы.
Документально-хроникальные фильмысоставляют подавляющую часть журналистской и любительской продукции. Хроника – это первая и основная практическая школа режиссуры и операторского мастерства и в то же время чрезвычайно интересная и живая область работы. Начинающие режиссеры и операторы не всегда ясно сознают необходимость вести съемку по заранее обдуманному сценарию или сценарному плану. Это становится очевидным после работы даже над самой простой хроникой, однако нужно помнить и то, что создание сценариев – дело непростое и небыстрое.
Для хроникального фильма сценарий написать и раскадровать несравненно легче, чем для любого другого фильма. На помощь приходит само событие или явление, дающее материал для фильма. Хроника не стареет. Снимайте жизнь и ее проявления, без натяжек и условностей, научитесь быть совершенно незаметными для тех, кого снимаете.
Научно-популярное кино– это фильмы, снятые в ходе выполнения научного задания, фиксация опыта или эксперимента, это документирование конкретного процесса, с целью последующей популяризации научных знаний и достижений. Они обогащают научную мысль, дают возможность еще раз вернуться к этапам эксперимента, снова наблюдать уникальные процессы в природе.
Научно-популярные столь же разнообразны и многолики как и документальные; носят информационно-познавательный и пропагандистский характер, адресованы не только узкому кругу специалистов, но и зрителям, которые интересуются научными знаниями. Их задача — популяризация достижений науки в простой, ясной и доступной, для массового зрителя, образной форме, независимо от уровня его подготовки. Часто бывает, что съемки какого-либо научного эксперимента становятся документом научного и жизненного подвига, и тогда отснятый материал становится достоянием всего человечества. (например – создание и гибель дирижабля «Цеппелин», покорение Южного полюса, съемка ядерных взрывов, первые кадры Земли из космоса, первые шаги человека по Луне, марсоход на Марсе.
Научно-популярный фильм также имеет дело с научными знаниями, но в отличие от учебного и научно-исследовательского кинофильмов
Учебные фильмы, в отличие от научно-популярных, создаются для широкой аудитории и носят информационно-образовательный характер. Учебные фильмы снимаются обязательно по тщательно разработанному сценарию. Учебный фильм, используя выразительные средства кинематографа, позволяет просто, доходчиво и вместе с тем на высоком научном уровне донести до обучаемых сложные вопросы современной науки. Практика показывает, что съемки учебных фильмов имеют ряд преимуществ. Здесь оператор не связан временем и обстановкой, он может перенести съемку, повторить ее, отложить до более подходящего момента, чего нельзя сделать при съемке хроники.
особенности производства неигровых фильмов различных жанров.
Выбор жанра при производстве документальных фильмов влияет на многие параметры организации и производства. Пример нескольких наиболее популярных и значимых жанров документального кино в сравнительной таблице.
Таблица 2
Жанр | Творческо-организационные особенности производства. Примеры. | Затратообразующие факторы |
Историко-документальный фильм; Историко-биографический фильм | Необходимо воссоздать на экране описываемую эпоху. Для этого необходимы материалы из архивов, использование предметов костюмов, быта, техники описываемого времени; интервью с историками, консультантами или участниками событий, а значит организация съемок. Возможны постановочные (игровые) кадры реконструкции событий. В зависимости от описываемых событий возможно возникает необходимость организовать экспедицию. Как правило в подобных фильмах есть закадровый голос и музыка, чаще всего известная. Возможен длительный период монтажа, в связи с большим количеством материала, который необходимо отсмотреть и взять только необходимое. Пример: «Гибель адмиралов. Тайна одной катастрофы» (реж. С.Краус), а также документальные фильмы о войне и др. | Использование материалов из архивов; музейных экспонатов; услуги историков-консультантов; организация экспедиций; аренда оборудования для съемок; транспорт; организация съемок постановочных сцен (при необходимости) – актеры, аренда костюмов и реквизита и пр.
|
Фильм-портрет; биографический фильм; киномонолог | В центре фильма - герой, историю которого рассказывает сам герой и/или его близкие.
Пример: «Подстрочник» (реж. О.Дорман); «Пина. Танец страсти» (реж. В. Вендерс)
| Оборудование для съемок; Организация экспедиции по необходимости; Собственно проведение киносъемок; Использование материалов из архива; Пост-продакшн |
Научно-популярный фильм (например, о дикой природе, космосе, научных открытиях и др.); кинопутешествие | Цель фильма рассказать - поиск, изучение, наблюдение, открытие. Сама съемка требует большого количества времени и, скорей всего длительной экспедиции, возможно в несколько городов/стран. Длительный период пост-продакшн, связанный с большим количеством материала и его монтаж, обработка, озвучания и придание конечной формы фильма. Пример: «Птицы» (реж. Ж. Перрен) | Сложная организация экспедиции на длительный срок |
АНИМАЦИЯ.
Анимационные фильмы– их производство кардинально отличается от игровых и документальных.
Во-первых,способ создания – применение компьютерных технологий, что влечет за собой привлечение большого числа специалистов в данной области (иногда несколько сотен человек) и большого отрезка времени, связанного со сложностью технологии производства.
Во-вторых организационные параметры создания анимационных фильмов отличаются от других видов фильмов хотя бы тем, что написание музыки и озвучивание персонажей происходит до непосредственно создания полной картины, т.е. изображение синхронизируют со звуком, а ни наоборот, как при производстве документальных или игровых картин. В случае производства анимационных картин выбор жанра не влияет на организацию и технологию производства. Жанр в данном случае влияет только на творческую составляющую проекта: сценарий, метраж, использование 3D- графики, в связи с чем, можно понять сколько людей и времени понадобиться для создания проекта
ВИДЫ И ТЕХНОЛОГИИ АНИМАЦИИ.
В современном анимационном кино можно выделить два вида – ручная и компьютерная анимации.
- Государственный университет кинематографии им. С.А Герасимова (вгик)
- 2) Уметь:
- 3) Владеть:
- 4. Формы контроля по дисциплине. Критерии оценки знаний, умений, навыков.
- 2.3. Содержание дисциплины.
- 24. Джейн барнуэл, фундаментальные основы кинопроизводства. Москва 2010г.
- 26. Скип пресс. Как пишут и продают сценарии в сша для видео, кино и телевидения." из - во триумф" 2003, 2004
- Internet
- Тема 2. Профессия продюсер. Функции продюсера в организации фильмопроизводства.
- Тема 3. Киноиндустрия. Роль предпринимателя (продюсера).
- 24.12.2012 Г.
- Тема 3а. Структура Российской киноотрасли.
- История
- 1. Содействие созданию оптимальных условий для профессиональной творческой деятельности кинорежиссеров.
- Федеральное государственное унитарное предприятие «Киноконцерн «Мосфильм».
- 1. Бюллетень Кинопрокатчика
- 1 Раз в год публикует издание «Российская кинематография»
- Тема 4. Краткая характеристика организаций кинематографии, специализирующихся на выпуске различных видов фильмов.
- Организации
- Тема 6. Услуги цехов.
- Тема 7. Комплекс операторской техники, осветительного и вспомогательного оборудования.
- Тема 13. Модель современной производящей кинокомпании. Руководящая роль исполнительного продюсера в организации производственного процесса.
- Тема 14. Характеристика основных технологических этапов кинопроизводства. Цели, задачи, сроки.
- Тема 14 а. Особенности производства фильмов разных видов и жанров.
- 1. Ручная анимация
- Internet
- Тема 15. Продюсерский проект. Выбор и утверждение сценария для постановки. Идея, концепция.
- Тема 16. Сценарий. Значение сценария для организации кинопроизводства.
- Тема 17. Постановочная сложность сценария, фильма.
- Тема 18. Источники финансирования кинопроизводства. Организация финансирования проекта.
- Тема 19. Источники дополнительного финансирования – спонсоры.
- Product placement - дело сложное...
- Product Placement vs закон о рекламе
- Министерство культуры рф
- Федеральный фонд социальной и экономической поддержки отечественной кинематографии
- Евримаж
- Европейский продюсерский клуб
- Киноакадемии.
- Восточный вектор
- Тема 21. Технология планирования в системе кинопроизводства.
- Тема 22. Стратегическое планирование в кинопроизводстве. Цели и задачи.
- Тема 23. Оперативное планирование в кинопроизводстве. Цели и задачи.
- Тема 24. Подготовительный период. Цели. Задачи. Сроки.
- Тема 26. Режиссёрская группа.
- 2. Первый ассистент главного художника(First assistant to production designer).
- 3. Художник по декорациям (Set designer).
- 4. Асисстент художника по декорациям(Assistant to set designer).
- 5. Художник по реквизиту (Props designer).
- 6. Художник по спецэффектам(Special effects designer).
- Текущие расходы по работе:
- Тема 29. Административная группа. Права, обязанности, взаимодействие
- Тема 30. Звукорежиссерская группа.
- Тема 31. Постановочный проект фильма.
- Тема 37. Подготовка сценическо - постановочных средств. Виды. Исполнители.
- Тема 38. Календарно-постановочный план. Значение кпп в организации и управлении производственным процессом и организации взаимодействия между департаментами съёмочной группы.
- Тема 39. Защита постановочного проекта фильма. Назначение сроков «защиты». Форма и процедура.
- Тема 40. Съёмочный период. Продолжительность. Цели и задачи.
- Тема 41. Съёмочная площадка – место, организованное для осуществления съёмочного процесса.
- Тема 42. Производительность труда в кинопроизводстве.
- Тема 43. Монтажно-тонировочный период. Продолжительность, содержание работ, состав группы.
- Тема 44. Сдача фильма.
- 1. Заявление (образец заявления на сайте, раздел Государственный регистр фильмов).
- Термины и понятия используемые в кинопроизводстве.