logo
Богун

Евримаж

Россия стала членом европейского киносообщества, вступив 1 марта 2011 года в фонд "Евримаж" (Eurimages). Этого события с нетерпением ждали целых девять лет. Впервые Россия подала заявку на вступление в эту престижную организацию в 2002 году. Теперь отечественные продюсеры, дистрибьюторы и кинотеатры имеют право на получение денежной ссуды от Евросоюза и могут рассчитывать на выход в европейский прокат.

Главное, что ищет «Евримаж», – необычный, оригинальный, иногда, может быть, спорный, художественный взгляд на реальность. Кроме того, организация старается поддержать те фильмы, которые не могут существовать исключительно за счет рынка. Именно поэтому фонд отдает предпочтение независимым продюсерам. Например, руководство «Евримажа» четко контролирует момент принадлежности к телеканалу или голливудской студии. «Если мы узнаем позже, что продюсерская компания принадлежит телеканалу, мы отзываем свою поддержку», – говорит исполнительный директор «Евримаж» Роберто Олла.

Eurimages – фонд, созданный старейшей в Европе международной политической организацией под названием Совет Европы, штаб-квартира которой находится в Страсбурге. В Совет Европы входит сорок шесть стран. Россия в их числе. Участников Eurimages меньше – тридцать четыре государства.

Ежегодный бюджет фонда составляет 22 млн. евро. 9% этой суммы расходуется на функционирование Секретариата Eurimages, который, по мнению исполнительного директора фонда, работает в экономном режиме. Остальные средства идут на поддержку кинематографа. Выплаты осуществляются четыре раза в год по 5 млн. евро. Поддержка распространяется на совместное производство (заем, который впоследствии необходимо вернуть, получают продюсеры из тридцати четырех стран-участников Eurimages), на дистрибуцию и кинопоказ проектов (эти средства получают пять государств, не входящих в Совет Европы, который для своих членов разработал специальный механизм поддержки кинопроката и кинопоказа), а также на оцифровку фильмокопий. Последний пункт появился только в этом году. «Мы хотим быть уверенными, что европейский фильмы будут выпускаться на цифровых копиях и что, таким образом, все кинотеатры смогут их демонстрировать» - пояснил Роберто Олла.

Секретариат Eurimages находится в Страсбурге и работает постоянно. Его штат насчитывает шестнадцать человек. В задачи Секретариата входит прием продюсерских заявок, их первоначальная оценка и подготовка встреч головного Совета Eurimages, происходящих четыре раза в год. Совет состоит из тридцати четырех экспертов от каждой страны-участника Eurimages. На встречи съезжаются не все эксперты, а рабочие группы из семи-девяти представителей, формирующиеся по принципу ротации.

Как уже было сказано, сперва заявки оценивает Секретариат и через три недели составляет список проектов, прошедших первоначальный отбор. На этом этапе обычно отсеивается половина заявок, не соответствующих техническим (а не художественным) критериям. Например, Eurimages поддерживает создание только полнометражных художественных, документальных или анимационных картин. Над ко-продукцией должны работать два продюсера из стран-членов фонда. Участие продюсеров из государств, не входящих в Eurimages, возможно, но, в таком случае, их доля не может превышать 30% от общего бюджета фильма. Секретариат рассматривает заявки только от независимых (не связанных с телерадиовещательными организациями) продюсеров. Компании, которые они представляют, должны быть европейскими, 51% акций которых принадлежат гражданам стран Европы. Дочерние предприятия голливудских студий-мейджоров не могут претендовать на поддержку фонда. В свою очередь, сами проекты, как сказал Роберто Олла, должны создаваться в рамках Европейской конвенции или двухсторонних международных Соглашений и быть «настоящими» ко-продукциями. Это значит, что сопродюсеры из разных стран делят между собой не только деньги, но и авторские права. «Если продюсер в кредит продает права на картину дистрибьютору, допустим, на пятнадцать лет, это уже не ко-продукция», - отметил исполнительный директор Eurimages. Доля мажоритарного продюсера в двухстороннем совместном производстве должна составлять максимум 80%, трехстороннего – 70%. На момент подачи заявки необходимо, чтобы как минимум 50% бюджета с каждой стороны были собраны. То есть если доля одного продюсера 600 тыс. евро, а другого – 800 тыс. евро, то, отправляя заявку в Eurimages, они должны подтвердить наличие 300 тыс. евро и 400 тыс. евро соответственно. Это, пожалуй, самое строгое правило из тех, что перечислил Роберто Олла. Однако нельзя подать заявку, имея только собственные средства на реализацию проекта. Сопродюсеры обязаны составить бюджет из денег, полученных от препродаж прав на дистрибуцию, или из инвестиций сторонних организаций, предоставив фонду копии соответствующих контрактов или писем о намерениях.

До конца 2010 года действовало еще одно строгое правило – продюсеры не имеют права начать съемки картин, пока Совет Eurimages не даст ответ, готов ли фонд оказать поддержку проекта. С 1 января 2011 года продюсерам разрешается реализовать не более половины проекта, предоставив в Секретариат четкую схему съемочного периода.

Помимо перечисленных технических критериев отбора заявок, существуют и оценка полученных Секретариатом сценариев с художественной точки зрения. Вынесением анонимного субъективного вердикта проектам занимаются независимые эксперты: профессиональные сценаристы, скрипт-доктора, продюсеры, режиссеры, которые пишут рецензии, не зная, чей проект им дан на рассмотрение. Каждый фильм оценивают два эксперта. Особое внимание уделяется теме истории, тому, как в сценарии прописаны характеры героев и их диалоги, повествовательной структуре.

Рецензии и оценка Секретариата направляются в Совет Eurimages. На одной из четырех ежегодных встреч его члены оценивают заявки, а затем голосуют. В итоге, поддержку фонда получают проекты, набравшие две трети голосов из тридцати четырех максимально возможных.

  Продюсерская заявка состоит из сценария, синопсиса и тритмента будущей картины, записки о намерениях от режиссера фильма. Приветствуются дополнительные аудиовизуальные материалы, например, альбом с фотографиями, отражающими цветовую гамму картины, ее настроение, а также фотографии актеров, которые будут участвовать в проекте.

«Eurimages не любит романтические комедии и с подозрением относится к жанровому кино в целом. Фонд не интересуют чисто коммерческие фильмы. Будущая картина не обязательно должна выйти в широкий прокат», - рассказал Роберто Олла.

Фонд выделяет залог, составляющий максимум 17% бюджета картины и не превышающий сумму в 700 тыс. евро на проект. Поддержка Eurimages может быть распределена между сопродюсерами непропорционально. Платежи начисляются в три этапа: 60% - на съемочный период, 20% - когда завершена печать последней копии, 20% - на выпуск в прокат в каждой из стран. Поддержка фонда – мягкая ссуда, как ее назвал Роберто Олла. Если Eurimages выделил на проект 15% от его бюджета, то продюсеры будут обязаны вернуть 15% от чистого дохода. Обычно в Фонд возвращается около 1,2 млн. евро в год (из выделяемых 20 млн. евро). Информация о доходах проекта должна присылаться в фонд каждые полгода.

Ежегодно страны-участники Eurimages платят членский взнос, размер которого исчисляется в сотнях тысяч евро.

Сейчас, когда Россия стала членом « Евримажа», одно за другим проходят мероприятия, нацеленные на разработку совместных проектов. К тому же этот год выдался удачным для российского кино и на фестивальном фронте, что подогрело мировой интерес к нашей индустрии.

2011-й год начался с премьер российских фильмов в Ротердаме. Позже наши картины побывали на трех главных фестивалях мира ( в Берлине, Каннах, Венеции), отметились в других важных точках киногеографии и собрали призы на фестивалях, традиционно уделяющих особое внимание российскому кино: в Карловых Варах, Варшаве, Коттбуссе. Своего рода черту черту в октябре подвел Лондонский международный фестиваль, включивший в программу семь фильмов, в создании которых так или иначе поучаствовала Россия.

Планы сотрудничества с фондом « Евримаж» проанонсировал чуть ли не каждый второй российский продюсер — от Евгения Гиндилиса и Артема Васильева до Дмитрия Рудовского и Сергея Сельянова. Загвоздка в том, что « Евримаж» четко отдает предпочтение независимым некоммерческим фильмам и отсекает любые проекты, связанные с телеканалами или голливудскими мейджорами, а ведь участие канала — немаловажный фактор успеха картины на российском рынке. Выбрав в качестве главной задачи развитие коопродукционных связей между странами Европы, фонд требует от фильмов, во-первых, соответствия критериям « европейскости», во-вторых участия в производстве нескольких стран. Другая проблема заключается в том, что суммы строго определенны и не должны в абсолютных цифрах превышать 700 тыс. евро, а в относительных не более 17% от общего бюджета проекта. Все эти требования, скорее ограничивают участие в конкурсе авторскими работами. Однако с точки зрения фонда авторскими могут оказаться и работы Никиты Михалкова, и многомиллионный ГОСПОДИН НИКТО, так что будущие аналоги «Брестской крепости» или ФАУСТА имеют все шансы оказаться в списках финансируемых проектов.

Как ни сложна с непривычки система подачи документов в «Евримаж», отечественная бюрократия тоже работает как часы. Обращаться за поддержкой кинопроизводства и дистрибьюции можно всего два раза в год: в 2011-м эти сроки выпали на 14 января, 13 апреля, 29 августа и 24 октября. Несмотря на короткий промежуток между датой вступления России в престижный европейский фонд — 1 марта и сроком подачи документов — 13 апреля, в число счастливчиков попал проект с участием российской компании Metrafilms ( продюсер — Артем Васильев). Им оказалась польская картина ПОСЛЕДСТВИЯ режиссера Владислава Пасиковского.

Новый фильм Сергея Лозницы В ТУМАНЕ тоже получит от « Евримажа» 300 тыс евро.

В октябре было объявлено, что 210 тыс. евро достануться испано-французкому-грузинскому проекту ЧАЙКА, который снимае испанский режиссер Мигель Анхель Хименес. С российской стороны в производстве участвует кинокомпания « Ибрус».

Российские дистрибьюторы в этом году поддержки от « Евримажа» еще не получали, зато она досталась европейским прокатчикам российских фильмов. Прокатчики фильмов ЕЛЕНА, КАК Я ПРОВЕЛ ЭТИМ ЛЕТОМ, ЭЙФОРИЯ получили помощь кинофонда.

Так что кратковременное участие в «Евримаже» уже приносит России свои плоды.

Фонд продолжает расширять свои возможности. Например, с 1 января 2012 года будет снято существенное ограничение: теперь режиссер не обязательно должен быть европейцем. К концу года тридцать шестым членом организации станет Грузия, что заметно облегчит ее сотрудничество с Россией.

Сотрудник Министерства культуры РФ Леонид Демченко наравне с представителями других стран участвует в совете « Евримажа», который принимает окончательные решения об отборе проектов для финансирования. Также Россия наряду с остальными членами формирует бюджет организации, который составляет 22 мил евро в год.