logo search
Kulturologia

Культура как знаково-символическая система.

Для понимания существа и особенностей культуры в XX в. очень важным оказалось развитие символизма и семиотики на основе философии и лингвистики. С семиотических позиций культура - это совок-ть знаковых систем, с помощью кот. человечество или данный народ поддерживает свою сплоченность, оберегает свои ценности и своеобразие своей культуры и ее связи с окружающим миром.

При этом знак понимается как «чувственно воспринимаемый предмет (явление, действие), кот. выступает как представитель др. предмета, свойства или отношения». Культура порой понимается и как совок-ть знаков–символов, особых условных многозначных смыслов. Так, у неокантианца Э. Кассирера все формы культуры рассматривались как иерархия «символических форм». Усвоение и передача знания по своей природе суть операции. Они требуют опредмечивания знания, превращения его в операциональную единицу. Так рождается символ. Если символ стабилен, т.е. постоянно указывает на одно и то же значение, он превращается в архетип. Повседневная жизнь чел. наполнена символами и знаками, кот. регулируют поведение, что-то разрешая или запрещая, олицетворяя и наполняя смыслом. Вокруг символов человечество развернуло бурную деят-ть. Символы конструируются, описываются, с помощью одних символов создаются новые символы, целые символические системы, наконец, изучается сама эта деят-ть по созданию и использованию символических систем. Этот символический мир, параллельный реальному, и образуют культуру. Культура предст. собой попытку подвести единое смысловое основание под восприятие мира. Она дает людям готовые смыслы. Эта смыслополагающая функция делает равноправными любые культуры, не взирая на время и расстояния. Система общепринятых ответов не останавливает вопрошания. Культура бессильна дать подлинные смыслы бытия: она содержит лишь возможные смыслы. Если смысл все-таки врывается в жизнь чел., он приходит помимо культуры - личностно, адресуясь к конкретному чел. Польза культуры - лишь в предуготовлении к смыслу. Научая чел. видеть символы, она может адресовать его к тому, что стоит за символикой. Но она может и запутать его. Чел. может принять смыслы за реальность и довольствоваться культурным бытием, не зная, что такое подлинная реальность.