I четверть истоки родного искусства (8—16 ч)
Знакомство с истоками родного искусства — это знакомство со своей Родиной. В постройках, предметах быта, в том, как люди одеваются и украшают одежду, раскрывается их представление о мире, красоте человека.
В содержание занятий обязательно должны быть внесены также особенности родной для ребенка культуры, того места, где он живет.
Тема. Пейзаж родной земли
Красота природы в произведениях русской живописи. Разнообразие природной среды и особенности среднерусской природы. Характерные черты, красота родного для ребенка пейзажа. Изменчивость природы по временам года и в течение дня. Красота разных времен года. Земля — это не только природа, земля сохраняет глубокие следы событий людской жизни. Роль искусства в понимании красоты природы. Разнообразие пейзажных сюжетов.
Повторение и развитие навыков живописи.
Задание: изображение российской природы (пейзаж).
Материалы: гуашь, кисти, бумага.
Зрительный ряд: репродукции картин русских художников-пейзажистов, наиболее точно выразивших характер природы,— И. Левитана, И. Шишкина и др. (по выбору учителя).
Музыкальный ряд: русские народные песни.
Литературный ряд: поэтические образы русской природы.
Тема. Гармония жилья с природой. Деревня — деревянный мир
Традиционный образ деревни и связь человека с окружающим миром природы. Природные материалы, роль дерева.
Образ традиционного русского дома — избы. Воплощение в избе космогонических представлений — представлений людей о порядке и устройстве мира. Конструкция избы и назначение ее частей — порядок, найденный трудом многих поколений. Единство функциональных и духовных смыслов.
Украшения избы и их значение. Магические представления как поэтические образы мира.
Постройка, украшение, изображение при создании избы.
Различные виды изб. Традиции разных областей России.
Разнообразие сельских деревянных построек: избы, ворота, амбары, колодцы и т. д.
Деревянная храмовая архитектура. Красота русского деревянного зодчества.
Задание: работа над образом традиционной российской деревни: 1) изображение избы или ее моделирование из бумаги (объем, полуобъем);
2) создание образа традиционной деревни: коллективное панно или объемная пространственная постройка из бумаги (панно — коллективная работа с объединением индивидуально сделанных деталей).
Формирование конструктивных навыков.
Материалы: гуашь, кисти, бумага; ножницы, резак, клей.
Зрительный ряд: фотографии из книг или слайды деревянных ансамблей этнографических музеев; северная деревянная архитектура, ансамбль Кижи; художественные произведения, раскрывающие образ русской деревни,— картины И. Левитана, В. Серова, К. Коровина; красота русской деревни в творчестве художников XX века — В. Стожарова, В. Сидорова и др.
Литературный ряд: Д. Лихачев. Земля родная, В. Белов. Лад; отрывки из произведений И. Тургенева, И. Бунина, поэзия С. Есенина, А. Блока.
Музыкальный ряд: русские народные песни.
Тема. Образ красоты человека
У каждого народа складывается свое представление о красоте человека — и женщины, и мужчины. Это связано с традициями жизни и труда в определенных природных и исторических условиях. Образ русского человека воспет и во многом сохранен для нас в произведениях художников.
Образ мужчины неотделим от его труда. В нем соединены представления о единстве могучей силы и доброты — «добрый молодец». Красота мужчины всегда виделась в силе труженика, мужестве и благородстве защитника Родины. Образ такого человека — во многих произведениях искусства, посвященных нашей истории.
«Русская красавица» — сложившиеся веками представления об умении держать себя и одеваться, о чертах лица, а главное, о способности тонко чувствовать природу и глубоко переживать горе и радость. Мягкость, нежность, величавость в образе русской женщины. Красота русской женщины в произведениях отечественных художников.
Традиционная одежда как выражение образа красоты человека. В образе женщины и в ее праздничном костюме присутствует способность людей мечтать, стремление выразить надежду на прекрасную жизнь, желание сберечь, сохранить счастье. Именно поэтому украшению женщины всегда придавалось так много внимания. Женский праздничный костюм концентрирует в себе народные представления об устройстве мира.
Общие представления о конструкции народного костюма женского и мужского, украшения и их значение. Роль головного убора. Постройка, украшение и изображение в народном костюме.
Образ русского человека в творчестве художников.
Образ труда в народной культуре. Воспевание труда в произведениях русских художников. Тема труда — естественное развитие представлений о красоте человека. (Акцент надо сделать на радости и красоте труда, его определяющем значении в формировании народных представлений о красоте человека.)
Необходимо подобрать для урока художественный материал с учетом местных видов труда.
Задание: изображение женских и мужских русских народных образов (индивидуальная работа или создание общего панно), развитие навыков изображения человека. Обратить внимание на то, что фигуры в детских работах должны быть в движении, они не должны напоминать выставку одежд.
При дополнительных возможностях — изготовление кукол по типу народных тряпичных или лепных фигур для уже созданной деревни.
Вариант задания: изображение сцен труда и крестьянской жизни.
Материалы: гуашь, кисти, бумага, клей, ножницы.
Зрительный ряд: русский народный костюм в книгах, на слайдах, в видеофильмах; работы художников И. Билибина, И. Аргунова, А. Венецианова, М. Врубеля, В. Сурикова, В. Васнецова, Ф. Малявина. Сцены крестьянского труда в произведениях: А.Венецианов. На пашне. Весна; Б.Кустодиев. Сенокос; А.Пластов. Сенокос. Картины А. Сороки, В. Тропинина, З.Серебряковой и др. на тему труда.
Литературный ряд: фрагменты былин, русских сказок; отрывки из поэм Н. Некрасова.
Музыкальный ряд: русские народные песни.
Тема. Народные праздники
Роль праздников в жизни людей. Календарные праздники: осенний праздник урожая, ярмарка; народные гулянья, связанные с приходом весны или концом страды. Праздник — это народный образ радости и счастливой жизни.
Изображение праздника является формой обобщения материала четверти. Развитие композиционных навыков.
Задание: создание работ на тему народного праздника — кол-? лективное панно (возможно также создание индивидуальных композиционных работ). Тема «Праздник» также может быть завершением коллективной работы, которая велась в течение нескольких занятий.
Материалы: гуашь, кисти, склеенное полотнище из обоев длят панно или склеенные листы бумаги.
Зрительный ряд: произведения Б. Кустодиева, К. Юона, Ф. Малявина; произведения народного декоративного искусства.
Рекомендуется провести экскурсию в этнографический музей.
Литературный ряд: И. Токмакова. Ярмарка.
Музыкальный ряд: Р. Щедрин. Озорные частушки; Н. Рим-ский-Корсаков. Снегурочка.
- I класс (33—66 ч) ты изображаешь, украшаешь и строишь
- I четверть
- II четверть ты украшаешь. Знакомство с мастером украшения
- III четверть ты строишь. Знакомство с мастером постройки
- IV четверть
- II класс (34—68 ч)
- I четверть чем и как работают художники (8—16 ч)
- II четверть реальность и фантазия (7—14 ч)
- III четверть о чем говорит искусство (11—22 ч)
- IV четверть как говорит искусство (8—16 ч)
- III класс (34—68 ч) искусство вокруг нас
- I четверть искусство в твоем доме (8—16 ч)
- II четверть искусство на улицах твоего города (7—14 ч)
- III четверть художник и зрелище (11—22 ч)
- IV четверть художник и музей (8—16 ч)
- IV класс (34—68 ч)
- I четверть истоки родного искусства (8—16 ч)
- II четверть древние города нашей земли (7—14 ч)
- III четверть каждый народ — художник (11—22 ч)
- IV четверть искусство объединяет народы (8 — 16 ч)
- I четверть древние корни народного искусства (8 — 16 ч)
- II четверть связь времен в народном искусстве (8—16 ч)
- III четверть декор — человек, общество, время (12 — 24 ч)
- IV четверть
- VI класс (35—70 ч) изобразительное искусство в жизни человека
- I четверть
- II четверть мир наших вещей. Натюрморт (8—16 ч)
- III четверть вглядываясь в человека. Портрет (12—24 ч)
- IV четверть
- I четверть
- II четверть поэзия повседневности (8—16 ч)
- III четверть великие темы жизни (12—24 ч)
- IV четверть
- VIII класс1 дизайн и архитектура в жизни человека
- I четверть
- II четверть
- III четверть город и человек.
- IV четверть человек в зеркале дизайна и архитектуры (7—14 ч)
- IX класс (35—70 ч)
- I четверть
- II четверть
- III четверть азбука экранного искусства (12—24 ч)