logo search
Средние века Билеты

Периодизация западно-европейского средневековья.

Под культурой средневековья понимают обычно культуры Западной и центральной Европы и Скандинавии. Они обладают определенной культурной общностью, которая их связывает. Эта общность выразилась в характерных чертах мировоззрения, в религиозном единстве, в значительной стилистической близости художественного творчества.

Столкновение культуры з.е. совершалось в условии полярных явлений. Рубеж между древностью и средневековьем был более резким, чем в Византии. Кризис и падение Римской империи, переселение, варварские королевства. В начале – закат высокой цивилизации и энергия новых королевств. Противостояние язычества и христианства, первобытные представления и искусство. Взаимодействие этого всего, их взаимопроникновение и выработали все это клевое. Разное отношение к античности на различных этапах. Сначала не понимали и отрицали, потом стали интенсивно воспринимать. Значительная роль – стройная художественная система Византии, хотя повторить не могли в своих условиях. Особое место – христианская церковь. Формировалась как феодальная, независимая от гос-ва. Монастыри стали звеньями политически актиных орденов. Епископы имели войско и вершили суд. Папа был не только духовным пастырем, но и правителем собственного гос-ва. Вокруг были варвары, а церковь сохраняла свое. Особое положение церкви из-за господства религиозного мировоззрения. Культура средних веков тяготела к универсальности. Средневековье стремилось обнаружить закономерности в мироздании. Частное воспринималось как уменьшенная копия целого, отвлеченное и конкретное связывалось при помощи символа, в реальной вещи усматривали намек на скрытый символ, видимый образ невидимых вещей. Легенды и действительностьне противостояли друг другу. Эта особенность определила стремление к ансамблевости, которая выражалась в единении архитектуры, живописи, скульптуры и прикладного. Основа – архитектура, главный системообразующий элемент, изобразительное искусство и архитектура заняли исключительное положение. В общстве, где грамота была уделом немногих, образование - монополией церкви, а языком богослужения, науки и ученой лит-ры – латынь, искусство оставалось наиболее действенным средством воздействия. В центре был не столько возвышенный мир образов, сколько грешная природа человека. Дух и тело понимались как непримиримые полярности. Путь мучительный и драматический. По новому открылись новые возможности света в искусстве и архитектуре, новые свойства материала. Тесная связь с ремеслом. Ручной труд – главная форма материальной деятельности. Произведение искусства могло возникнуть лишь как плод усилий многих мастеров или даже поколений. Формирование понятия личности. человеческое я еще не стало центром миропониния. Основополагающим была духовная сила человека, немощного телом, но крепкого верой. Изображению были доступны милосердие и сострадание, борьба добра и зла. Были и ограниченные стороны, которые преодалеввали дальнейшие поколения.

Искусство развивалось в течение целого тысячелетия. Три этапа.

  1. к. 5 – сер 10 вв – эпоха складывания феодализма, отмеченная интенсивнм противостоянием античных и варварских элементом, их взаимопроникновением, столкновением и пониманием.

  2. 10 – 12 вв – переход к развитой фазе и канонизацией мировоззрения. В образе изо этот период характеризуется сложением первого общеевропейского художественного стиля, романского.

  3. к. 12 – 13 вв. появление и расцвет готического искусства, высшая точка развития феодализма. готика стала высочайшим достижением средневеково-философской художественно-технической мысли. Длительность разная. Начало 15 – условно верхняя граница Средних веков.