logo
Средние века Билеты

12. Паломнические церкви и их влияние на национальные архитектурные школы.

Паломнические церкви: Сен Мартен в Туре, Сен Марсиаль в Лиможе, Сант Яго да Компостелла, Сен Сернен в Тулузе, Сен Фуа в Конке.

Прочие: Сант Амброджо в Милане, Сент Этьен в Невере, Нотр дам дю Пор в Клермон-Ферране (или другая овернская церковь), неф собора в Или, собор в Дареме.

Еще один тип романского собора — это так называемые паломнические базилики. К XI в. в Европе (в основном на юге Франции и в Испании) оформились паломнические центры — они возникали в месте нахождения какой-либо ценной реликвии, связанной с именем особо чтимого святого. Несомненно, именно к таким святым относится св. Мартин Турский, которому посвящен собор Сен-Мартен в Туре (Франция, начало XI в.) — первая паломническая базилика. Подобные церкви были рассчитаны на очень большое число молящихся.

В этой архитектуре появляется одна особенность, характерная именно для паломнических церквей, — хор (восточная часть базилики от средокрестия) окружен галереей-обходом, что давало возможность непрерывного движения паломников. Галерея обхода перекрывалась крестовыми сводами, так же как и боковые нефы собора. Характерной чертой паломнических церквей был венец капелл — ряд капелл, окружавших апсиду, эти капеллы предназначались для демонстрации святых мощей. Такая система — галереи обхода и венец капелл — получает распространение в романской архитектуре зрелого периода и в несколько измененном, усовершенствованном виде встречается и позже, в архитектуре готических соборов. Одна из самых знаменитых паломнических базилик — пятинефная Сен-Сернен в Тулузе (ок. 1080–1120).

Преемственная связь ломбардской школы с сооружениями раннехристианской поры особенно заметна в миланской церкви Сант Амброджо, созданной в 10-12 вв. Строители Сант Амброджо не только сохраняют базиликальный план, но и, следуя традиции раннехристианского зодчества возводят перед западным фасадом обширный атрий. Заимствуя старую схему, миланские архитектуры обнаруживают глубокое понимание ее художественного духа. Фасад фактические превращен в двухъярусную лоджию, составленную из больших ритмически-плавных арок полуциркульной формы. Тонкие лопатки равномерно расчленяют стену, их тяготение вверх уравновешивается двумя полосками аркатурного пояса. Если внешний вид церкви Сант Амброджо напоминает об архитектуре прошлого, то ее интерьер предвосхищает дальнейшие искания европейского зодчества. В этом раннем сооружении романской эпохи применяются высоки крестовые своды, укрепленные нервюрами. Как известно именно это нововведение приближало романский свод к готической каркасной системе. Усложненные объемы арок во внутреннем интерьере.

Нотр-Дам до Пор в Клермон Ферране – трехнефная зальная церковь из Оверни. Ее узкий и полутемный средний неф перекрыт цилиндрическим сводом, боковые нефы – крестовыми, расположенные над ними эмпоры – цилиндрическими сводами. Широкие и высокие арки, соединяющие нефы, контрастируют с гладью глухих стен верхней части центрального нефа, прорезанных небольшими арками эмпор. Таким образом, боковые стены центрального нефа имеют простое двухъярусное членение. Скудный свет поступает в храм сквозь снабженную редкими окнами аллею эмпор и через три небольших окна в фасадной стене. Этот же дух суровой простоты и сильных почти грубых композиционных сопоставлений выражен во внешнем облике здания. На боковых стенах чередуются редко расположенные небольшие окна и слепые арочки, образуя нечто вроде прерывистого фриза. Вверху под карнизом, скупо размещены небольшие декоративные рельефы. Лишенные обрамлений, они как будто вырастают из плоскости стены и усиливают впечатление материальности больших и крепких стен.