logo
Средние века Билеты

Византия и искусство западноевропейского средневековья.

Взаимоотношения Византии и Запада как в историческом, так и к культурном плане было очень сложным, порой противоречивым. Сказывалось соперничество правителей, догматические и политические расхождения между церквями, различие общественного развития. Византия была мощным источником знакомства с античным наследием. Главное Воздействие Византия оказывала на Запад своим изобразительным искусством, поскольку обладала стройной художественной системой, в которой античность уже была переработана в соответствии с основами средневекового мировоззрения. Она смогла выработать универсальные иконографические формулы. Однако, утонченное искусство Константинополя при всем благоговении перед ним европейцев было неповторимо в условиях Запада, оказывалось далеким и чрезмерно отрешенным перед лицом сложных процессов, происходивших в жизни западных стран. Влияние византийской традиции в искусстве было неодинаковым на разных этапах. Также это зависело от региона. К примеру, на территории Италии византийское влияние держалось очень долго, поскольку долгое время она принадлежала византийским императорам. Также оно проявлялось в “возрождениях”(каролингское, оттоновское). Интерес к Византии на Западе был сильно увеличен после 4 крестового похода, когда был взят Константинополь, и многие произведения искусства были вывезены в Европу. Однако же не стоит преувеличивать влияние Византии.

Наибольшее влияние Византийского искусства чувствуется в живописи(фрески, мозаики, миниатюры). 8 век. малый римский ренессанс при Папе Пасхалии. Папа не признал иконоборчество. В Италию едут художники. Рим 8-нач 9 века. - художественная школа фресок и мозаики. Римский Папа Паскалий приглашал мастеров из Византии. Западноевропейское искусство под влиянием Византии.

Фрески из Santa Maria Antiqua. Ориентир — 6 век в Равенне и Риме. но более упрощенно. 4 храма с мозаиками 8-нач 9 века. Декоративные ансамбли в старых базиликах по заказу папы Паскалия.

ST Maria in Dominia. 3нефная, колонная. Декор сохранился в аспиде на триумф. Аркой Конха: Богоматерь с младенцем. у ног—папа Паскалий. по сторонам - сонмы ангелов. Нет сложных моделировок, но выразительность жеста.

Базилка Santa Procede. Двойной алтарь (две триумфальные арки) Единая иконографическая программа (напоминает ц. Козьмы и Дамиана) Повествовательность. фигуры плоские, вычерченные. простой, но выразительный язык.

Базилика Santa Secillia in TRastavere. Сохр мозаики в конхе апсиды. Внизу - агнцы, посередине агнец с крестом и нимбом. Вверху Христос в золотых одеждах. Синий фон Римский вариант византийского искусства. при преемниках Папы Пасхалия—первые мозаики в Соборе св. Марка. в конхе.

Миниатюры. Примеры влияния. Лоршское Евангелие(при Карле Великом) Византийская оцепенелость образа, статичность, иконографическая схема. Аахенское Евангелие. При Оттонах - восприятие Византии, как античности, но упрощение, огрубение. резкость. От Виз. – иконография. Евангеларий Оттона 3.

Архитектура. Гораздо меньшее влияние, чем в живописи, но тоже важно. На первых порах – Запад ориентируется на раннехристианскую архитектуру(базилики) и пользуется остатками Рима. Но +часто как образцы - византийские памятники. Капелла Карла в Ахене. Образец—св. Виттале в Равенне. Архитектура использует византийские приемы—когда греческие мастера. Сан Марко в Венеции. XI век. По сути-5 крестово-купольных храмов.

Скульптура. В принципе, во Франции нет византинизирующих традиций,поскольку если и есть обращение к античности,то напрямую(юг Франции). В Германии – есть византинизирующие традиции. В романской скульптуре и при переходе к раннеготической (см.вопрос по немецкой скульптуре).