logo
Средние века Билеты

14. Клюни и клюнийская школа в архитектуре, скульптуре и живописи.

Церкви Клюни II и Клюни III. Церкви в Паре-ле-Мониаль, Отене и Везле. Скульптура Клюни, Отена и Везле. Живопись Берзе ла Вилль.

Архитектура. В Бургундии господствовал орден бенедиктинцев. Старейший и главнейший их монастырь находился в Клюни; филиалы его были учреждены в разных странах Западной Европы, в которых, таким образом получили широкое распространение архитектурные приемы, обусловленные потребностями ордена. В противоположность южной и юго-западной Франции, где довольно свободно относились к правилам богослужения, в Клюни разрабатывали тип базилики, наилучшим образом соответствовавший католической мессе. На месте двух прежних базилик здесь в 1088 г. была начата постройка третьей церкви (так называемей Клюни III), завершенной в 1107 г. это была пятинефная с двумя трансептами, расширенными с восточной стороны добавочными капеллами. Хор имел обход и был обрамлен венком капелл.

После того как в 1220 г. с западной стороны было пристроено низкое трехнефное здание, церковь в Клюни по своей протяженности стала почти равна базилике св. Петра в Риме. Строители решились увеличить высоту и ширину центрального нефа и прорезали его стены оконными проемами. Это было смело, поскольку в романской строительной системе нагрузку перекрытия равномерно несла вся стена. Цилиндрическому своду были приданы легкие стрельчатые очертания, что уменьшило боковой распор и позволило сделать больше оконные проемы, но все же конструкция не была вполне надежной. Так, в 1125 г. своды обрушились, и храм был восстановлен лишь в 1130 г. церковь в Клюни была разрушена. Судя по реконструкции, в церкви было две башни вестверга, три башни у трансепта, еще одна на средокрестии со вторым трансептом. В общем, много башенок. Было три яруса. Первый – часто стоящие колонны, завершающиеся арками. Второй – тоже колонны, на которые опирается антаблемент. Колонны – продолжение второго яруса. Третий ярус – арки, обрамленные полуколоннами. Создается система вертикалей. Такой стронности

Клюни 2 была трехнефной, без обхода, с нартексом и трансептом, две маленьких капеллы у хора. Транспет очень плавно переходит в хор.

Однотрансептная церковь Богоматери и Иоанна Крестителя в Паре ле Мониаль (н. 12 в.) с характерным чрезвычайно развитым трансептом, могучей шестигранной башней над средокрестием и меньшими четырехгранными башнями главного фасада. Венок капелл (три штуки). Во всех окнах и проемах – мотив арки, а в башенках – измененная. Входы – порталы в форме арки. Они сохраняют пирамидальная иерархия, которая повторяется в окнах. Внутри в интерьере стрельчатые своды. Издевательство над ордером. Трехъярусное строение, первый ярус – стрельчатые арки, второй – слепые арки, третий – окна.

Заслуживает упоминания храм Сен Лазар в Отене. Трехнефная, однотрнсептная и без капелл. Свод его центрального нефа приобретает стрельчатое очертание, внешне предвосхищая формы готического свода. Однако, поскольку свод не является крестовым и тяжесть конструкций передается на стены, а не на опорные столбы, все сооружение в целом носит вполне романский характер. Редкой особенностью храма является применение в архитектурном интерьере каннелированных пилястр, увенчанных капителями – далекий отзвук античной традиции.

Интересным образцом бургундской архитектуры является и церковь св. Магдалины в Везеле с непосредственно освещенным, как и в Клюни, центральным нефом, который перекрыт крестовыми сводами на подпружных арках. Церковь в Везеле – прекрасный пример той связи с окружающей природой, которая характерна для ряда романских храмов. Она расположена на гребне высокого холма, господствуя над всей окружающей местностью. Архитектурные объемы и общий силуэт многх романских церквей были рассчитаны на восприятие с самых различных точек зрения. Отсюда богатая разработка композиции и главного западного фасада и алтарной, восточной части и важное композиционное значение большой башни над средокрестием, столь характерной для многих романских церквей. Вокруг нее как бы группировались архитектурные объемы, с любой точки зрения она воспринималась в качестве композиционного центра храма, господствующего своими спокойно-могучими формами над небольшими строениями монастысрских служб или группой маленьких домов небольшого городка, к тому же часто расположенного у подножия холма, который, подобно пьедесталу, возносил храм над всей округой. В ней очень маленький трансепт, пять капелл, которые являются как бы продолжением хора.

Скульптура. сочетание крепко моделированных объемов с полным движения сложным переплетением линий встречается в некоторых капителях из Клюни например, символические изображения тонов музыки в виде мужчин, играющих на музыкальных инструментах, и грамматики – в образе закутанной в плащ фигуры. Особенно выразителен бородатый мужчина, склонивший голову над лютей и символизирующий собой «третий тон музыки». Здесь мастер уже достиг некоторой, правда, неперсонифицированной и неопределенной передачи состояния человека, которая составила позднее важное достижение романского искусства.

К лучшим монументальным памятникам бургундской школы относятся паны церкви Сен Мадлен в Везеле и собора в Отене. Тампан в Везеле изображает Христа, наставляющего апостолов на проповеди нового учения. Взволнованны и полны драматизма движения смятение апостолов, резки контрасты света и тени, бесокойна утонченная игра складок одежды. Фигуры выполнены объемно, однако мастер, стремся к максимаьлной экспрессивности образа отдает главное внимание разработке динаичной выразитекльности линий. Композиция тимпана сооветственно сюжету дополнена изображением сцен проповеди христианского учения во всем мире. По плоскости архитрава тема с развертывается в виде повествовательной ленты фриза; центральную композицию обрамляет расположеннная вокруг тимпана серия отдельных свобобраз

Мастера также начинали интересоваться ясной и наглядной передачей сюжетной ситуации. Правда, на раннем этапе взаимоотношение фигур передавалось еще весьма схематично и наивно. Зритель удовлетворялся тем, что получал возможность «узнать» персонажей и «догадаться» о том, какое именно событие из хорошо знакомой ему «Священной истории» изображено. Однако начиная с 12 в. даже среди наиболее архаичных по исполнению изображений на капителях, происходящих из Клюни (1109—1113) (и.тл. 202), например в сцене грехопадения, уже сделана наивная попытка представить живую группу: Адам и Ева стоят у древа добра и зла и дружно лакомятся запретными яблоками.