Каролингская книжная миниатюра.
Евангелие Годескалька, Евангелие Сен-Медард из Суассона, Аахенское Евангелие, Венское коронационное Евангелие, Евангелие Эббо, Утрехтская Псалтирь, Евангелие Лотаря,
Турские библии.
Живопись каролингской эпохи нашла свое яркое воплощение в миниатюре. Начали собирать придворную библиотеку, стали вывозить манускрипиы из Италии и монастырей. Они и были образцами. Рукописи писали большими, а картинки – во весь лист. Стремление достичь классических результатов своими средствами – классические формы, неклассический дух. Рисунок главный – живопись просто раскраска. Активная масса форм, энергичные яркие краски. Впечатление богатого насыщенного мира. Поиски пространственных решений создавали конкретное пространство без всякой иррациональности. Нет стилевого единства, целевого ансамбля.
Книги религиозного содержания, предназначались для церковной службы. Светские малочисленны; встречаются книги античных писателей – Теренция, Боэция, Пруденция и других.
Украшенные миниатюрами рукописи изготовлялись для правившей династии, а иногда подносились от имени императора или одного из его наследников монастырям, с которыми Каролинги поддерживали тесную связь. Преобладает гуашь с обильным применением золота. Пергамент нередко окрашивался пурпуром. Тяготение к яркости красок и декоративной пышности. Распространенные декоративные мотивы - архитектурные формы, - колонны с арками, портики, обрамлявшие фигуры сидящих евангелистов или королей. Особенно характерны в этом отношении были таблицы канонов, украшенные аркадами. Эти графические изображения архитектурных форм приобретали иногда самодовлеющий характер (например, в миниатюре, изображающей символический «Источник жизни» из евангелия монастыря Сен Медард в Суасоне).
В инициалах много общего с англо-ирландским искусством, но характерно выделение из орнамента повествовательных мотивов, которые начали играть значительную роль, изображение человека без геометрической деформации, в более или менее естественных пропорциях и положениях. Наиболее распространенный вид изобразительной минатюры - евангелисты с книгой или рукописью и пером в руках. Характерно развитие чувства равновесия и гармонического единства архитектурной рамки с центральным человеческим образом или сценой. В этой средневековой переработке античной традиции уже заложено семя дальнейшего развития композиционных начал, хотя в ближайшее за «каролингским возрождением» время многие из этих достижений были временно утрачены.
Многочисленные школы, искусство было далеко от неподвижности. Сфера распространения различных школ - территория современной Франции и отчасти Германии в области Рейна и Мозеля. Одна из первых - школа, центр которой был в районе Трира и Аахена или в Лорше. Называется - «Школа Годескалька» по имени художника, исполнившего между 781 и 783 гг. по заказу Карла Великого и его жены Хильдегарды рукопись Евангелия Парижской национальной библиотеки. Сочетается пристальное внимание к человеческой фигуре и тонкая графичность, приковывающая изображение к плоскости. Эта школа также известна под именем «школы рукописи Ады» - по одному из ее шедевров, Евангелию, переписанному около 800 г. для аббатисы Ады. Третий памятник – Евангелие, происходящее из монастыря Сен Медард в Суассоне (около 827 г., Парижская Национальная библиотека).
Между этими произведениями есть различия, (возможно, хронологическая последовательность в развитии одного и того же художественного типа). Стиль Годескалька, работавшего в конце 8 в., еще несет на себе отпечаток геометрический плоской трактовки форм, а в его орнаменте играет большую роль сложное ленточное плетение, известное по другим памятникам «варварского» искусства. Есть и античные орнаментальные мотивы. Еще более заметно античное влияние в изображении человеческих фигур и лиц, очерченных мягкими округлыми линиями. Евангелисты Годескалька величественны и благообразны. В дальнейшем еще более ясно наметились характерные черты этой школы – стремление к монументальной значительности образов (насколько возможно в миниатюре), к избытку и великолепию декоративных мотивов, широкому применению пурпура и золота. Вершиной этого стиля является евангелие монастыря Сен Медард с его богатыми архитектурными фонами. Значительный шаг вперед. Это уже миниатюрные картины с простроенной глубиной и пластической округлостью форм. Евангелисты спокойно задумчивы и вдохновлены; их позы отличаются естественностью, и только в резких складках одежды преобладает условная стилизация.
Другая группа рукописей, среди которых выделяется т.н. Евангелие Карла Великого (начало 9 в., Вена), примыкает к позднеантичным прототипам. Если продолжатели Годескалька пользовались опытом византийских мозаик, то «школа Евангелия Карла Великого» переносила в живопись образы римского искусства. Ее евангелисты, одетые в белые тоги, - типичные римляне. Они сидят в спокойных позах на фоне пейзажа, в котором много воздуха и глубины. Пластическая выпуклость форм, мягкая живописностью фона, строгое чувство композиции, глубина пространства, заключенного прямоугольную рамку миниатюры, - все это создает особый эффект, который нельзя свести к влиянию античного образца. Новое что-то.
В рукописях типа Венского Евангелия видят обычно произведения мастеров, которые работали при дворе Карла.
Между 816 и 835 гг. в аббатстве Отвилье было переписано и украшено рисунками Евангелие для поднесения архиепископу реймсскому Эббо. В этой рукописи (Юиюдиотека Эпернэ) искусство каролингской миниатюры приобрело своеобразные черты, еще ясно выраженные в знаменитой Утрехтской псалтыри. Раньше - евангелисты погружены в глубокое созерцательное раздумье, а в Евангелии Эббо они охвачены беспокойством; глаза их широко раскрыты, пальцы судорожно держат перо, волосы всколкочены, одежда извивается и как будто дрожит в бесчисленных складках. Таким же острым, будто вибрирующим движением пронизаны декоративные фигурки охотников и строителей, ветки деревьев и даже крыши домов.
В Утрехтской псалтири, первой из сохранившихся на Западе иллюстрированных плсалтырей, еще более ясно видно, что динамика «варварского» орнамента не исчезла бесследно при переходе к повествовательному изображению жизни.
Каждому псалму и нескольким, включенным в рукопись молитвам, соответствует рисунок. Они состоят из многих самостоятельных сцен, объединенных холмистым пейзажем; здесь всевозможные видения, битвы, охоты, пиры и т.д. Интерес к реальной жизни в архитектурных мотивах и многочисленных элементах быта. Встречаются мотивы сельских работ, остро схваченные изображения животных. Перед нами чисто графический тип миниатюры, где все выполнено пером и чернилами. Это как бы живые наброски, сделанные рукой переписчика под непосредственным впечатлением текста. Поток мелких фигур, вышедших из-под пера художника, завивается в хитрый узор, своего рода каллиграфический орнамент. Отдельные линии похожи на росчерк пера; каждая фигура сделана несколькими простыми движениями и вместе с тем очень характерна и жизненна. В графической манере Утрехтской псалтыри заметна и та вибрация линии, которая свойственна Евангелию Эббо.
С середине 9 в. ведущая роль у мастеров двух монастырей в Тури (св. Мартина и Мармутье). Это так называемая турская школа. Она выделяется изяществом орнаментации, выработанной под влиянием художественных изделий из металла. Дальнейшее развитие изобразительной миниатюры. Специальность - Библии. Иллюстрации часто являются миниатюрными произведениями живописи с подробно разработанным сюжетом, продуманной композицией и попыткой передать портретное сходство, если речь идет об изображении монархов. Такие изображения есть в известных рукописях турской школы: Евангелии Лотаря и Библии Карла Лысого. Последняя была выполнена в Туре под наблюдением аббата монастыря св. Мартина – Вивьена. Одна из ее страниц целиком занята минатюрой, изображающей торжественный акт поднесения книги императору Карлу Лысому Вивьеном. Окруженный придворными, стражей и духовенством, Карл восседает на троне с величием, достойным римского императора. Несмотря на отсутствие верной перспективы, в этой сцене есть много реального. Перед нами характерные франкские типы. Воины изображены в римских доспехах, но в иных случаях мы имеем дело с современной одеждой.
- Периодизация западно-европейского средневековья.
- 2. Архитектура раннего средневековья: типология, стилистика, особенности национальных школ.
- Монументальная живопись Рима 6-9 веков.
- Книжная миниатюра раннего средневековья: типология, стилистика, особенности национальных школ.
- Каролингское возрождение: общая характеристика.
- Каролингская архитектура.
- Каролингская книжная миниатюра.
- 8. Оттоновское возрождение: общая характеристика.
- 9. Оттоновская книжная миниатюра.
- 12. Паломнические церкви и их влияние на национальные архитектурные школы.
- Романский собор. Типология, общая характеристика архитектуры и декорации, особенности национальных школ.
- 14. Клюни и клюнийская школа в архитектуре, скульптуре и живописи.
- 15. Романская архитектура Франции.
- 16. Романская архитектура Италии.
- 17. Романская архитектура Германии.
- 18. Романский скульптурный портал: иконография.
- 19. Романская скульптура Франции.
- 21. Романская монументальная живопись.
- 23. Книжная иллюстрация второй половины 11 - 12 веков.
- Готическая архитектурная система, ее технический и художественный смысл. Готический собор, его конструкция и декорация.
- Готическая архитектура: типология, эволюция, особенности национальных школ.
- 28. Сложение готики в архитектуре Франции. Ранняя готика.
- 29. Великие готические соборы Франции 1190-1230 годов. Стилистическое развитие первого этапа зрелой готики.
- 30. Собор в Шартре: архитектура, скульптура, витраж.
- 31. Второй этап зрелой готики в архитектуре Франции и его воздействие на другие архитектурные школы. 13 век в архитектуре европейской готики.
- 32. Ранняя и зрелая готика в архитектуре Германии.
- 33. Готическая архитектура Италии.
- 34. Ранняя и зрелая готика в архитектуре Англии.
- 36. Позднеготическая архитектура Англии.
- 37. Позднеготическая архитектура Франции.
- 38. Позднеготическая архитектура Германии.
- 39. Готический скульптурный портал: структура и иконография.
- 40. Французская готическая скульптура 1150х-1200х годов.
- 43. Итальянская готическая скульптура.
- 45. Позднеготическая скульптура Франции.
- Готическая живопись: типология, стилистика, особенности национальных школ. См.Ниже.
- 43. Готический витраж 12-14 века.
- 44. Готическая книжная миниатюра 13 века.
- Живопись в Италии второй половины 12- 13 веков.
- 46. Готическая книжная миниатюра 14 – начала 15 века.
- Византия и искусство западноевропейского средневековья.
- 49. Светская архитектура зрелого и позднего средневековья.