logo
Средние века Билеты

Каролингское возрождение: общая характеристика.

Архитектура: см. ниже.

Монументальная живопись: мозаики оратория в Жерминьи-де-Пре, фрески церкви св. Иоанна в Мюстере, фрески дворца в Ингельхайме. Книжная миниатюра: см. ниже.

В к. 8 и н. 9 в. в Западной Европе - подъем искусства, возникает империя Карла Великого. Территории: современная Франция, Западная и Южная Германия, Северная и Средняя Италия, Бельгия, Голландия и северо-восточная Испания.

При первых Каролингах полный переворот в землевладении, результат – уничтожение слоя мелких земледельных собственников. Примитивная военная демократия уходит в прошлое, теперь – более развитое классовое государство. Оно опиралось на феодальные отношения. Натуральный характер хозяйства, отсутствие национального единства, пестрота и анархия феодального уклада - развал империи.

Небольшой промежуток времени – расцвет империи. Новое сословие получает власть из рук Каролингов (центральной власти) и готово бороться против светских и церковных магнатов. Походы против захвативших Пиренейский полуостров арабов, отразили угрозу, нависшую над Западной Европой. Другие походы – против саксонских племен – укрепили новую государственность и создали единство (Карл Великий пытался закрепить, провозгласив себя римским императором).

Государство нуждалось в образованности. Отсюда - забота о возрождении искусства, правительственные мероприятия, направленные на сохранение старых памятников, строительство дворцов и храмов, украшению рукописей и т.д.

Карл ценил образованных людей и привлекал их из других стран. В числе его сотрудников и придворных были и англосакс Алкуин, лангобарды Павел Диакон, Павлин и Петр, вестгот Теодульф и другие. Под их влиянием выделяются образованные и талантливые. Помощник Карла – Ангильберт и Эйнгарж – его биограф, историк и зодчий. Их деятельность способствовала утверждению и распространению новых форм каролингского возрождения.

Новая культура была неустойчива, как и сама империя, но она заложила фундамент к общению с античностью. Первые попытки постижения античности были именно при Каролингах. Выраженного стилистического единства не было, искусство распадалось на разные направления.

По отношению к иконоборческим спорам заняли промежуточную позицию. С одной стороны изображения в церквах не отвергали, но смысла сакрального лишали. «Изображение радует лишь одно мгновение, обращается лишь к одному чувству, и не является достойным веры, ибо искажает истинный смысл». Образ Христа был недостаточно совершенным, поэтому Бога вместить себя не мог.

Сюжеты заимствовались из церковных легенд, хроник, аллегорических трактатов. Надо было приспособить раннехристианские мотивы к новым условиям и выразить с наибольшей ясностью рассказываемую историю. Императорские указы, Libri carolini, подчеркивают дидактическую ценность искусства: «Живопись допустима в церквах для того, чтобы неграмотный мог прочитать на стенах то, что он не может узнать из книг». Часто - изображение сцен Старого и Нового заветов вместе. Известно, что существовала монументальная живопись светского содержания. На одной из стен большого зала дворца в Ингельхайме были изображены смерти героев древности: Кира, Нина, Фалариса, Рема, Ганнибала и Александра Македонского. На противоположной стене - сюжеты из современной истории: основание Константинополя, сцены из жизни Теодориха, победа Карла Мартелла над фризами, покорение Пиппином Аквитании и коронация Карла и покорение им саксов.

Памятников мало. Долгое время примером каролингского церковно-монументального искусства служила только мозаика абсиды церкви в Жерминьи де Пре. Необычный сюжет («Ковчег завета» с указывающими на него ангелами по сторонам) и манера исполнения говорят о воздействии раннего христианского искусства. Здесь еще есть отдаленные отголоски иконоборческих споров, композиция представляет собой лишь повествование о Боге, но не рассказ о нем. Фрагменты фресок из церкви св. Иоанна в Мюнстере расширили представление о художественном наследии каролингов.

Произведениям монументальной живописи 9 в. присущи новые специфические черты. Нет преобладания декоративных начал. Художники старались возродить античные приемы живописи, основанной на зрительной иллюзии. изобразительные приемы наивны, но искусство носит повествовательный характер, которого у германцев и кельтов не было. Принципы и приемы заимствовались из христианской традиции, следовательно из поздней античности. Однако, хотели они этого или нет, художники раннего средневековья создавали не повторение или подражание античным образцам, а нечто вполне своеобразное и самобытное.