Монументальная живопись Рима 6-9 веков.
Мозаики ц.Козьмы и Дамиана, Cан Лоренцо за стенами, Cв.Агнессы, оратория Cв.Венанция при Латеранской базилике, мозаика Христа из крипты собора Cв.Петра; фрески ц.Санта Мария Антиква; мозаики капеллы Cан Дзено церкви Санта Прасседе; ц.Санта Мария ин Домника.
в это время Рим очень связан с Византией. собственно, в 6 веке Юстиниан захватил Италию, потом там были лангобарды(с 7 века)-они под влиянием Византии. в общем в культурном плане там в это время сильное византийское влияние. часто папы-греки. но, что еще важно, поскольку Рим, Италия - -то есть еще 2-ая традиция, которая влияет - а именно - античность. которая у них повсюду валялась. Византийская традиция. -условность, схематичность. плоскостность.
Рим. церковь Козьмы и Димиана.6 век. Апсида. Христос на небе, по сторонам -Петр, Павел, Козьма, Димина, папа Феликс и св.Петр. 2 пальмы по бокам. синий фон(небо) Внизу - фриз с агнцами(символическое изо Христа и апостолов) Темноличное письмо-экспрессивность, напряженность]
Капелла св.Винаниция при лютеранской базилике. Построена в 642-649 при папе Федоре. Мозаики сохр в апсиде и триумф арке. Апсида: Христос с ангелами, ниже -Богоматерь с апостолами. В триумф арке- святые и евангелисты. Суть композиции всей -апокалиптическое видение Христа во славе. Золотой фон, цветные облачка. Обобщенность, вытянутость пропорций. бестелесность.
Базилика св.Агнессы на Нументанской дороге.642-648 мозаики в апсиде. Низ -мраморная инкрустация. Золотой фон, условный позем. В конхе: св. Агнесса и 2 папы. Плоские фигуры, отсутствие всякой пространственности. удлиненность пропорций, схематичность проработки тел.
Другая линия живописи - классические античные традиции. Ц. St. Maria Antiqua на Римском Форуме. Много слоев живописи-первые-2 половины 6 века. Начало 7 века -Ангел в помпейском стиле (похож прямо-таки на римлянина))), Благовещение. Выявлена фактура живописи, античные черты. С-з алтарный столб: еще одно благовещение. сохр изо ангела: тип лица - римский, техника греческая. сюжет: Маккавеи. естественный свет, напоминает эллинизм. Св.Анна с младенцем –Марией. мягкость, пластичность. Но черты лица - греческие. Большая часть фреско-8 век при папе Иоанне 7.
Ц.St.Maria На Бычьем Форуме. Фрагмент мозаик с поклонением волхвов.
Ораторий папы Иннокентия 8. Мозаики. Вход в Иерусалим.
8 век--так называемый малый римский ренессанс при Папе Пасхалии. когда в Византии было иконоборчество, он принимал у себя приезжих греческих художников. стилистика -византийская, небольшая линейность, схематичность, жесткость.
ST Maria in Dominia 3нефная, колонная Декор сохр в аспиде м на триумф. Аркой Конха: Богоматерь с младенцем. у ног — папа Паскалий. по сторонам - сонмы ангелов Нет сложных моделировок, но выразительность жеста.
Базилика Santa Procede Двойной алтарь (две триумфальные арки) Единая иконографическая программа (напоминает ц. Козьмы и Дамиана) Повествовательность. фигуры плоские, вычерченные., простой, но выразительный язык.
Базилика Santa Secillia in TRastavere Сохр мозаики в конхе апсиды Внизу - агнцы, посередине агнец с крестом и нимбом. Вверху Христос в золотых одеждах Синий фон Римский вариант византийского искусства.
- Периодизация западно-европейского средневековья.
- 2. Архитектура раннего средневековья: типология, стилистика, особенности национальных школ.
- Монументальная живопись Рима 6-9 веков.
- Книжная миниатюра раннего средневековья: типология, стилистика, особенности национальных школ.
- Каролингское возрождение: общая характеристика.
- Каролингская архитектура.
- Каролингская книжная миниатюра.
- 8. Оттоновское возрождение: общая характеристика.
- 9. Оттоновская книжная миниатюра.
- 12. Паломнические церкви и их влияние на национальные архитектурные школы.
- Романский собор. Типология, общая характеристика архитектуры и декорации, особенности национальных школ.
- 14. Клюни и клюнийская школа в архитектуре, скульптуре и живописи.
- 15. Романская архитектура Франции.
- 16. Романская архитектура Италии.
- 17. Романская архитектура Германии.
- 18. Романский скульптурный портал: иконография.
- 19. Романская скульптура Франции.
- 21. Романская монументальная живопись.
- 23. Книжная иллюстрация второй половины 11 - 12 веков.
- Готическая архитектурная система, ее технический и художественный смысл. Готический собор, его конструкция и декорация.
- Готическая архитектура: типология, эволюция, особенности национальных школ.
- 28. Сложение готики в архитектуре Франции. Ранняя готика.
- 29. Великие готические соборы Франции 1190-1230 годов. Стилистическое развитие первого этапа зрелой готики.
- 30. Собор в Шартре: архитектура, скульптура, витраж.
- 31. Второй этап зрелой готики в архитектуре Франции и его воздействие на другие архитектурные школы. 13 век в архитектуре европейской готики.
- 32. Ранняя и зрелая готика в архитектуре Германии.
- 33. Готическая архитектура Италии.
- 34. Ранняя и зрелая готика в архитектуре Англии.
- 36. Позднеготическая архитектура Англии.
- 37. Позднеготическая архитектура Франции.
- 38. Позднеготическая архитектура Германии.
- 39. Готический скульптурный портал: структура и иконография.
- 40. Французская готическая скульптура 1150х-1200х годов.
- 43. Итальянская готическая скульптура.
- 45. Позднеготическая скульптура Франции.
- Готическая живопись: типология, стилистика, особенности национальных школ. См.Ниже.
- 43. Готический витраж 12-14 века.
- 44. Готическая книжная миниатюра 13 века.
- Живопись в Италии второй половины 12- 13 веков.
- 46. Готическая книжная миниатюра 14 – начала 15 века.
- Византия и искусство западноевропейского средневековья.
- 49. Светская архитектура зрелого и позднего средневековья.