Периодизация западно-европейского средневековья.
Под культурой средневековья понимают обычно культуры Западной и центральной Европы и Скандинавии. Они обладают определенной культурной общностью, которая их связывает. Эта общность выразилась в характерных чертах мировоззрения, в религиозном единстве, в значительной стилистической близости художественного творчества.
Столкновение культуры з.е. совершалось в условии полярных явлений. Рубеж между древностью и средневековьем был более резким, чем в Византии. Кризис и падение Римской империи, переселение, варварские королевства. В начале – закат высокой цивилизации и энергия новых королевств. Противостояние язычества и христианства, первобытные представления и искусство. Взаимодействие этого всего, их взаимопроникновение и выработали все это клевое. Разное отношение к античности на различных этапах. Сначала не понимали и отрицали, потом стали интенсивно воспринимать. Значительная роль – стройная художественная система Византии, хотя повторить не могли в своих условиях. Особое место – христианская церковь. Формировалась как феодальная, независимая от гос-ва. Монастыри стали звеньями политически актиных орденов. Епископы имели войско и вершили суд. Папа был не только духовным пастырем, но и правителем собственного гос-ва. Вокруг были варвары, а церковь сохраняла свое. Особое положение церкви из-за господства религиозного мировоззрения. Культура средних веков тяготела к универсальности. Средневековье стремилось обнаружить закономерности в мироздании. Частное воспринималось как уменьшенная копия целого, отвлеченное и конкретное связывалось при помощи символа, в реальной вещи усматривали намек на скрытый символ, видимый образ невидимых вещей. Легенды и действительностьне противостояли друг другу. Эта особенность определила стремление к ансамблевости, которая выражалась в единении архитектуры, живописи, скульптуры и прикладного. Основа – архитектура, главный системообразующий элемент, изобразительное искусство и архитектура заняли исключительное положение. В общстве, где грамота была уделом немногих, образование - монополией церкви, а языком богослужения, науки и ученой лит-ры – латынь, искусство оставалось наиболее действенным средством воздействия. В центре был не столько возвышенный мир образов, сколько грешная природа человека. Дух и тело понимались как непримиримые полярности. Путь мучительный и драматический. По новому открылись новые возможности света в искусстве и архитектуре, новые свойства материала. Тесная связь с ремеслом. Ручной труд – главная форма материальной деятельности. Произведение искусства могло возникнуть лишь как плод усилий многих мастеров или даже поколений. Формирование понятия личности. человеческое я еще не стало центром миропониния. Основополагающим была духовная сила человека, немощного телом, но крепкого верой. Изображению были доступны милосердие и сострадание, борьба добра и зла. Были и ограниченные стороны, которые преодалеввали дальнейшие поколения.
Искусство развивалось в течение целого тысячелетия. Три этапа.
к. 5 – сер 10 вв – эпоха складывания феодализма, отмеченная интенсивнм противостоянием античных и варварских элементом, их взаимопроникновением, столкновением и пониманием.
10 – 12 вв – переход к развитой фазе и канонизацией мировоззрения. В образе изо этот период характеризуется сложением первого общеевропейского художественного стиля, романского.
к. 12 – 13 вв. появление и расцвет готического искусства, высшая точка развития феодализма. готика стала высочайшим достижением средневеково-философской художественно-технической мысли. Длительность разная. Начало 15 – условно верхняя граница Средних веков.
- Периодизация западно-европейского средневековья.
- 2. Архитектура раннего средневековья: типология, стилистика, особенности национальных школ.
- Монументальная живопись Рима 6-9 веков.
- Книжная миниатюра раннего средневековья: типология, стилистика, особенности национальных школ.
- Каролингское возрождение: общая характеристика.
- Каролингская архитектура.
- Каролингская книжная миниатюра.
- 8. Оттоновское возрождение: общая характеристика.
- 9. Оттоновская книжная миниатюра.
- 12. Паломнические церкви и их влияние на национальные архитектурные школы.
- Романский собор. Типология, общая характеристика архитектуры и декорации, особенности национальных школ.
- 14. Клюни и клюнийская школа в архитектуре, скульптуре и живописи.
- 15. Романская архитектура Франции.
- 16. Романская архитектура Италии.
- 17. Романская архитектура Германии.
- 18. Романский скульптурный портал: иконография.
- 19. Романская скульптура Франции.
- 21. Романская монументальная живопись.
- 23. Книжная иллюстрация второй половины 11 - 12 веков.
- Готическая архитектурная система, ее технический и художественный смысл. Готический собор, его конструкция и декорация.
- Готическая архитектура: типология, эволюция, особенности национальных школ.
- 28. Сложение готики в архитектуре Франции. Ранняя готика.
- 29. Великие готические соборы Франции 1190-1230 годов. Стилистическое развитие первого этапа зрелой готики.
- 30. Собор в Шартре: архитектура, скульптура, витраж.
- 31. Второй этап зрелой готики в архитектуре Франции и его воздействие на другие архитектурные школы. 13 век в архитектуре европейской готики.
- 32. Ранняя и зрелая готика в архитектуре Германии.
- 33. Готическая архитектура Италии.
- 34. Ранняя и зрелая готика в архитектуре Англии.
- 36. Позднеготическая архитектура Англии.
- 37. Позднеготическая архитектура Франции.
- 38. Позднеготическая архитектура Германии.
- 39. Готический скульптурный портал: структура и иконография.
- 40. Французская готическая скульптура 1150х-1200х годов.
- 43. Итальянская готическая скульптура.
- 45. Позднеготическая скульптура Франции.
- Готическая живопись: типология, стилистика, особенности национальных школ. См.Ниже.
- 43. Готический витраж 12-14 века.
- 44. Готическая книжная миниатюра 13 века.
- Живопись в Италии второй половины 12- 13 веков.
- 46. Готическая книжная миниатюра 14 – начала 15 века.
- Византия и искусство западноевропейского средневековья.
- 49. Светская архитектура зрелого и позднего средневековья.